МААМ-картинки

Проектная деятельность «Иван-дурак»

Власова Света
Проектная деятельность «Иван-дурак»
▼ Скачать + Заказать документы

Кто же он, герой русских сказок, «Иван-дурак» - глупый или умный персонаж?

Выполнила:

Лебедева Алиса,

Учащийся1 А класса

ГБОУ СОШ№4 г. Сызрани

Руководитель работы:

Черникова Надежда Алексеевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №4 г. Сызрани

г. Сызрань, 2020 г.

Актуальность

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

(В. Д. Берестов)

Публикация «Проектная деятельность „Иван-дурак“» размещена в разделах

«Сказка — ложь, да в ней намек». Эту пословицу мы слышим из поколения в поколения.

Прочитав сказки: «Конь, скатерть и рожок», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», где главный герой «Иван-дурак», у меня возник вопрос: почему Иванушку называют дураком, когда его поступки говорят нам об обратном? Кто же он «Иван - дурак» глупый или умный персонаж? Кем считают Ивана мои одноклассники?

Я решил провести исследования о происхождении образа «Иван-дурак» и выяснить какой же он на самом деле: умный или глупый, и почему его в сказках называют дураком.

Цель: Выяснить через разные источники кто такой Иван-дурак?

Задачи:

1) расширить знания о значении слова «дурак», через толковые словари Даля В. И., Ожегова С. И. и интернет.

2) обратиться к источникам фольклора, для того чтобы понять о происхождении образа Ивана - дурака.

3) выяснить у сверстников их отношение к герою сказки Иван-дурак, через анкетирование.

4) сделать вывод: кто же он – «Иван-дурак»?

Ход исследования

История слова

В словаре древнеславянской речи, написано что дурак – просветлённый человек, не пользующийся умом («д» – данный, имеющий, «ур» – свет, «ра» – солнце, отсюда русское «УРА»; «к» – принадлежащий к чему-либо). В русских народных сказках Иван-дурак всегда в эволюционном отношении выше своих умных братьев. Человек, использующий только способности ума, не в состоянии решить, например, такую задачу: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Дурак, используя не ум, а иные, более совершенные способы познания мира, легко справляется с такими задачами.

«ДУРАК» – «ДУ-РА-К»     ДУ два и более РА сияние  К объединение  Мыслящий в двух и более категориях.

В словаре Даля В. И написано что, дурак - глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный. Малоумный, безумный, юродивый. Шут, промышляющий дурью, шутовством.  

В толковом словаре Ожегова значение слова ДУРАК (разг.).

1. Глупый человек, глупец.

2. В старину: придворный или домашний шут.

Еще одну версию происхождения образа я нашел в интернете. Герой сказок Иван-Дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой, пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Что нам поведает фольклор

 В более ранних бытовых сказках герой действительно обделен умом, совершает глупые поступки. Кормит свою тень блинами, сухой березе быка продает. А природа любит дурака: в сухой березе клад обнаруживается.

   «Вот пришел Иван на базар, выбрал горшки. Идет домой. Видит – плетень стоит. Иван достал свои горшки и развесил их на колья. Вот приходит он домой, а родители спрашивают:

- Ну, Иван, где горшки?

- А я шел по дороге, вижу: братки без шапок стоят. Я в шапке, а они – нет. Жалко мне их стало. Вот я и надел на них». («Сказка про Ивана Дурака» сибирский фольклор).

Проанализировав сказки, я пришел к выводу, что Иван добрый, правдивый, простодушный, за это и помогают ему встречные – поперечные. Вместо черных корочек, которые он хочет разделить с прохожим стариком, в мешке белые булки появляются. Здоровенные молодцы из рожка выпрыгивают, колотят обидчиков. Зверей-птиц из беды избавляет, на волю отпускает, и те ему в трудную минуту пригождаются: и кошка, и собака. Награждают его за доброту: дурак спит, а корабль сам строится, мост хрустальный протягивается. Умные братья то и дело впросак попадают, а Иван честно пшеницу стережет – и Сивку Бурку в награду получает.

Поступает Иванушка нестандартно, слушает советов волшебных персонажей (Сивку Бурку, волка, кота) и из сложных ситуаций победителем выходит, а это признак ума.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах.

Иван всегда любим своей невестой, так как она видит его богатый внутренний мир.

Никогда Иван не требует за свои подвиги признания и славы. Наоборот он стремится, чтобы его не считали героем. Будто на Иване маска Дурака. («Сивка Бурка»)

По ходу развития сказки Иванушка меняется в лучшую сторону. Перед нами уже красивый молодец. «Забрал царь Ивана в свои палаты и отдал ему свою корону».

В сказках Иван-дурак— крестьянский сын. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. С помощью волшебных средств, и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу…

Мнение сверстников (анкетирование)

 С целью изучения отношения сверстников к герою «Иванушка-дурачок» я провел анкетирование среди мальчиков и девочек своей группы. На вопросы анкеты-опросник, состоящей из 5 вопросов ответили 29 детей. На вопрос: «Считаете ли вы героя дураком?» положительно ответили 11 детей, отрицательно – 18. (Приложение 1)

По результатам анкетирования можно понять, что большинство детей воспринимают Ивана как доброго, смелого, умного, находчивиго. Одноклассники относятся к Ивану с большой симпатией.

Заключение

В результате своего исследования я пришел к выводу : что в начале сказок Ивана показывают глупым, ленивым человеком, но с разворотом сюжета выясняется, что глупость эта притворная или мнимая. Поступки Ивана связаны с преодолением трудностей и на благо людям, потому что у него большое доброе сердце, и в поступках нет корысти.

На вопрос, поставленный в начале исследования, я отвечаю так – Иван-дурак умный персонаж! Да, он наивен и доверчив. Но при этом умен всей мудростью русского народа. В ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволяет понять замысел автора, сделать свои открытия.

В Русских сказках есть чудак:

Наш Иванушка – дурак.

Он играет и поет,

Не унять его никак.

То Жар – птицу он найдет,

То девицу украдет,

То у камня на распутье

Все мозги в песок сотрет.

Список литературы

1. Даль В. И. «Толковый словарь», М., 2008-2009г.

2. Ершов П. П. «Конек-горбунок», М., 1965г.

3. Интернет https://shkolazhizni.ru/archive/o/n-24018

4. Никитина Л. Б. «Насколько глуп Иван-дурак статья в ежемесячном научно-методическом журнале «Начальная школа» №11, 2004г.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. ,1984.

6. Русские народные сказки: «Конь, скатерть и рожок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ. «12 апреля-День космонавтики»Проектная деятельность в ДОУ. «12 апреля-День космонавтики» Краткосрочный проект "12 апреля - День Космонавтики". Разработан для средней и старшей группы. Педагоги 1 категории МБДОУ № 126 общеразвивающего.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Проектная деятельность в средней группе «Я и моя семья» Тема: «Я и моя семья» Продолжительность проекта: 07.11 – 10.11.2017 г. Возраст детей: 4- 5 лет Участники проекта: воспитанники средней группы,.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Иван-дурак»
Опубликовано: 16 января 2020 в 16:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность «Иван-дурак»» (включая файлы) размещена пользователем Власова Света (УИ 2178751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД