Елена Сергеевна Горчева
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные: - знакомить детей с народным фольклором:
колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы,
сказки и т. д.
- знакомить с русскими народными подвижными
играми;
- знакомить с народными музыкальными
инструментами, в том числе шумовыми, звучащими
игрушками;
-знакомить с русскими народными промыслами -
матрешка.
Развивающие: - развивать игровые, познавательные, сенсорные,
музыкальные, речевые способности, учитывая
индивидуальные и возрастные особенности;
- учить овладевать образно-игровыми и имитационны-
ми движениями в сочетании с музыкой.
Публикация «Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Воспитательные : - воспитывать доброту, терпение, чувство
привязанности, любви к своим близким;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-эстетическое и бережное
отношение к музыкальным игрушкам, в том числе
сделанным своими руками;
- пробуждать интерес к сказкам, народным играм,
стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр-
забав.
Ожидаемый результат
Реализация данного проекта позволит :
• Заложить основу патриотического воспитания у детей
• Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.
II. Тематическое планирование на год
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Знакомить детей с устным народным творчеством (сказки, потешки, поговорки, колыбельные песни и т. д.) ; знакомить с народными музыкальны-ми инструментами – погремушка, бубен, колокольчик «Теремок» (знакомство с русской народной сказкой); «Водичка, водичка…»(знакомство с рукомойником, заучивание потешки) ; «Как у нашего кота» (заучивание потешки) ; «Чудесный сундучок» (отгадывание загадок) Чтение художествен-ной литературы, настольный кукольный театр; игра малой подвижности «Теремок», имитация движений персонажей; танцевальная песня «Детки взяли погремушки»; народная хороводная игра «Ходит Ваня»; народная подвижная игра «Гуси-гуси»; посильный труд на участке.
Воспитатели дети, родители, специалисты
Декабрь Январь Февраль Через устное народное творчество приобщать к культуре русского народа; знакомить с народными промыслами - матрешка «Колобок» (настольный театр) ; «Сундучок Деда Мороза» (зимние загадки) ; «Уж ты Зимушка-зима» (дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку») ; «Мы веселые матрешки» (дидактическая игра «Найди матрешку», «Подбери кроватку матрешке») ;»Нет милее дружка, чем родная матушка» (этическая беседа «Моя любимая мамочка») Народная подвижная игра «Заинька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…»; хороводная игра «Мыши водят хоровод»; рисование платочков для матрешки, рассматривание иллюстративного материала с матрешками; танцевальная песня «Мы – веселые матрешки»; подкормка птиц зимой.
Март Апрель Май Обогащать словарь детей за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве; воспитывать интерес к рисованию, лепке; воспитывать любовь к родной природе «Приди весна с радостью» (потешки о весне) ; «Петушок с семьей» (рассказ К. Д. Ушинского) ; «Курочка Ряба» (пальчиковый театр) ; «Здравствуй, солнышко-колоколнышко» (потешки и заклички) Народная подвижная игра «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Вышел козлик погулять»; хороводные – «Карусель», «каравай», малоподвижные – «Угадай, кто позвал», «Сбей кеглю» лепка зернышек для петушка, рисование лучиков для солнышка
III. Выполнение проекта
Работа с детьми
1. Использование народного фольклора
В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора :
потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.
В адаптационный период используются уговорушки, потешки для новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!».
На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… .» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…» или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».
Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или "Этот пальчик – дедушка. "
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико …»
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».
Умению регулировать темп, громкость речи способствуют заклички:
«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!», «Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя!» .
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки…».
Колыбельные песенки: «Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою детку не буди».
Прибаутки или забавушки предназначены для развлечения малыша:
И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.
Одна из разновидностей прибауток – небылицы – перевертыши:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Стучит-бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.
На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку – бух!
дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаем детей к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Теремок».
Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси»,«Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик»,«У медведя во бору»
Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».
2. Дидактические игры
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.
Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.
В работе с детьми используем такие игры как:
«Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с матрешками и т. д.
3. Рассматривание картин, иллюстраций
• «Что делают люди зимой, осенью»,
• «Домашние животные»,
• иллюстративный материал «Матрешки»,
• серия картин «Как правильно себя вести»
• предметные картинки
• «Узнай сказку»
4. Художественная литература
Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок», чтение и заучивание стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота».
5. Целевые прогулки, наблюдения
Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка детского сада. Организуем подкормку птиц зимой, наблюдения за животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к природе. Акцентируем внимание детей на значимости их труда для остальных.
Литература
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.
3. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10
4. Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А. Н. Мартынова. – М., 1989.
«Народный театр» из Библиотеки русского фольклора. // Сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М. – Сов. Россия