Света Карташева
Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизвестного.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В таких условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно. В этом возрасте необходимо помочь ребёнку научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых.
Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, на мой взгляд, является проектная деятельность, так как использование метода проектов позволяет ребенку умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Тезис современного понимания метода проектов : «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать». Недаром говорят: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». А благодаря проектам, ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, воспитатели и на добровольной основе мы стараемся вовлекать и родителей. Ведь опираясь на помощь взрослых, ребята ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : оформление альбомов, рисование, лепка. И поэтому мы стараемся донести до родителей всю важность применения данного метода, замотивировать их на участие. Ведь когда родители принимают участие в проекте, они:
- становятся активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение;
- у них формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- появляется возможность закрепить знания, полученные в детском саду.
В беседах с родителями мы рекомендуем поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов.
Мы знаем, что дошкольники не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, в детском саду мы делаем все вместе. Они нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Поэтому мы стараемся «наводить» ребенка, помогаем обнаруживать проблему или даже провоцируем ее возникновение, «втягиваем» детей в совместный проект. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта.
Метод проектов как средство поддержки детской инициативы в нашей группе используется с младшей группы. Самое главное правильно подобрать вид и тему проектов.
В зависимости от возраста детей, мы ставим перед собой разные задачи. Младший дошкольный возраст
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). Самое сложное в проектной деятельности — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску (например, тема «Овощи и фрукты» «Для чего нужен огород или сад?» «Что растет в огороде, в саду?»)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты под руководством взрослого).
В младшей группе мы провели проект «Разноцветная неделя»
В каждый цветной день дети приходили в одежде соответствующего цвета.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, находить предметы определенного цвета в окружении, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Была создана проблемная ситуация – предложили посмотреть на два предмета одинакового цвета, но с разным оттенком. В результате обследований выяснили, что у каждого цвета имеются различные оттенки. Мы создали условия, что дети догадались об этом самостоятельно. Все эти действия способствовали к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации. Результат проекта - дети смогли оперировать имеющими знаниями о цвете и оттенках.
Другой проект назывался «Что нужно растениям»
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Так же у них появляется интерес и склонность к экспериментированию, поэтому на первое место выходит исследовательско -творческий проект.
Задачи обучения:
-создание проблемной ситуации (например, тема «Кладовая леса»
- Что нужно взять с собой, когда идешь в лес? Что будет, если вырвать гриб с грибницей? Что будет, если уничтожить все несъедобные грибы)
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Что можно предложить?
1. В младшей группе мы проводили проект «Разноцветная неделя» (знакомились – закрепляли знания о цвете, знакомились с оттенками, а в старшей группе мы инициировали детей на проект «Разноцветное настроение. Предложили вспомнить сказку «Приключения Буратино». Выдвинули проблему - Буратино не знает, что такое настроение, в чем оно проявляется, каким бывает. Как помочь Буратино узнать «тайны настроения»? Обсудили: какое бывает настроение? Бывает улыбка печальной, злой? Сколько раз может меняться настроение? Почему мы грустим? Тревожимся? Как прогнать грусть? Бывают ли в жизни царевны Несмеяны?
Бывает ли настроение у картины? Какое настроение рисуют художники? (показывали картины) Какого цвета грусть? злость? радость? печаль? Самый веселый персонаж сказок (самый грустный, злой? Обсуждали варианты оформления книг и возможных рубрик (цвета настроения, звуки настроения, запахи настроения (грусти и радости). «Бывает ли настроение у… осени? зимы? моря? музыки». После бесед, рассуждений и обсуждений ребята сами проявили инициативу в создании альбома «Разноцветное настроение». Каждый выбрал любой «цвет настроения» и дома выполнил творческую работу.
2. В пятницу предложили детям обратить внимание на то, что появились новые плакаты, сюжетные картины, дидактические игры. Спрашиваем: «Как вы думаете, о чем мы будим говорить на следующей неделе? Что мы знаем по этой теме, что хотим узнать, и как и откуда будем узнавать». Информацию о предстоящей теме помещаем в родительский «уголок». Родителям даем рекомендации, консультируем, обговариваем выполнение домашнего задания.
Проекты могут быть индивидуальные и групповые. Тематика проектов самая разнообразная. Например, долгосрочный проект «Моя семья». Я считаю, что это очень объёмный и познавательный проект. Ведь ребята могут найти и узнать очень много информации: «Тайну имени» (своего, родителей, «Герб семьи», «Я помню, я горжусь», «Генеалогическое дерево», «Пословицы и поговорки о семье», «Любимые рецепты семьи», «Профессии» (рассказать о «профессии -МАМА») и т. д.
Суть в том, заинтересовать ребенка в желании узнать ответы на вопросы.
Групповую проектную деятельность, чаще всего, организуем для решения проблемы, возникшей в группе. Наблюдая за тем, как дети относятся к книгам, возникла необходимость создание проекта «Как рождается книга». Обращаем внимание детей на порванную книгу. Спрашиваем у детей интересная ли книга, о чем она, почему в таком состоянии. Дети предлагают отремонтировать книгу. Будет книга выглядеть как раньше? Предлагаю детям провести опытно-экспериментальную деятельность. Задача: показать детям какие действия человека приводят к порче книги, и можно ли привести книгу в изначальное состояние. Высказывания детей: «Можно купить такую же новую книгу. Каждый раз покупать, где столько денег взять. Можно взять книгу в библиотеке. Книги могут закончится. Новые сделают. Так деревьев станет совсем мало. Раньше книги делали из глины». Предлагаем детям найти информацию о том, как и откуда появилась книга в магазине, дома, в библиотеке… А может кто - то захочет узнать и рассказать о том, какие раньше были книги…Предлагаю собрать материал и поделиться информацией поделиться c ребятами.
Придерживаясь условий для развития инициативности (давая простые задания, задания интересные и такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать) – мы воспитываем ребенка, который стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включается в разговор, может предложить интересное дело другим детям.