Светлана Никишина
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф. И. О. педагога Никишина Светлана Леонидовна
Образование высшее
Специальность воспитатель детей дошкольного возраста
Стаж педагогической работы 13лет
Квалификационная категория первая
Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Дата начала работы над темой 01.09.2020 г.
Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021 г.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
Цель: создание системы работы по развитию познавательной активности дошкольников на основе проектной деятельности.
Задачи:
• Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.
• Изучить опыт педагогов города, страны по выбранной теме.
• Выявить возможности дошкольников в овладении метода проектов.
• Организовать специальные условия, способствующие формированию метода проектной деятельности.
• Изучить применение инновационных образовательных технологий.
• Составить собственные методические разработки и использовать их в работе с детьми.
• Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами.
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
• Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете.
• Подготовить (принять участие в семинаре).
• Подготовить материал (провести) мастер-классы для педагогов.
• Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
• Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей.
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
Пояснительная записка (актуальность выбранной темы).
Актуальность педагогического опыта заключается в реализации в условиях ОУ системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности дошкольников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Для того чтобы активизировать интерес, сформировать навыки и умения у детей познавательной активности, необходимо использовать метод проектного подхода в системе работы детского сада.
Проектная деятельность объединяет детей, родителей и педагогов ОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и формирует настоящее сообщество детей и взрослых.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства и традиционными технологиями обучения и воспитания дошкольников. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия.
Внедрение проектной деятельности приводит к развитию познавательной активности, творческого потенциала и природных способностей дошкольников; созданию условий для обретения каждым ребёнком универсальных умений и навыков деятельности; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Работа состоит из трех этапов:
I этап – АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ: сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ : разработка и реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов, проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к познавательной деятельности, корректива методов и средств достижения поставленных задач.
III этап – АНАЛИТИКО – ОБОБЩАЮЩИЙ: итоговая диагностика познавательной активности детей дошкольного возраста, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику педагогической работы.
Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Работа с семьей
организационные формы по направлениям
* НОД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ);
* использование в НОД элементов проектной деятельности;
* беседы;
* дидактические игры;
* праздники, развлечения;
* конкурсы;
* выступления детей на концертах;
*исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). * открытые мероприятия (НОД);
* мастер – классы;
* семинары – практикумы;
* распространение опыта работы среди коллег;
* взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. * открытые мероприятия (НОД);
* беседы – консультации;
* родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации;
* анкетирование и др.
План работы на 2020-2021уч. год.
Раздел плана Содержание деятельности Сроки исполнения
Самореализация - повышение собственной профессиональной компетентности;
- обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- на диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;
- педагогическое просвещение родителей. В течение всего периода
Работа с детьми Проект «С чего начинается Родина» Цель проекта : систематизировать представления детей о России, как столице нашей Родины, о ее государственных символах: флаг, гимн, герб. Сентябрь - май
Работа с педагогами 1. Консультация для педагогов «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
2. Семинар-практикум для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
3. Консультация – практикум «Проектная деятельность в детском саду»
4. Изготовление и распространение памяток «Классификация проектов»
5. Педагогическая гостиная «Проектный метод как средство повышения качества образования в ДОУ»
6. Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности" В течение всего периода
Работа с родителями Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в старшей группе». Сентябрь
Организация родительского собрания «Метод проектов – путь к саморазвитию!» Октябрь
Помощь родителей в обогащении РППС. Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы) Ноябрь - декабрь
Круглый стол «Результативность применения метода проектов в образовательной деятельности» Январь
Мастер – класс «Совместные творческие проекты» Февраль
Анкетирование. Памятка «Основные цели и задачи метода проектов». Март
Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Апрель
Консультация «Проекты летом» Май
Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство).
1. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2010.
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Результаты диагностики познавательной активности
у детей старшего дошкольного возраста
Показателем результативности опыта является диагностика уровней познавательной активности, которая проводилась по методике «Древо желаний» (автор В. С. Юркевич).
В начале года мной была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста которая позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 28% детей. Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 54% детей. Эта группа детей, характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Наименьшее количество детей (18%) находились на высоком (поисково-продуктивном) уровне познавательной активности. Данная подгруппа детей, отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи.
Результаты диагностики на начало года.
Вывод: Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. С этой целью мной была проведена работа с применением метода проектов.