Наталья Панина
Проектная деятельность как способ укрепления детско-родительских отношений и привития семейных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей была и остается актуальной. Современные родители из-за чрезмерной занятости на работе, отсутствия свободного времени оказываются недостаточно компетентны в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Что отрицательно влияет на эмоциональную атмосферу в семье и влияет на формирование мировосприятия ребенка. Взаимодействие ребенка со взрослым создает «зону ближайшего развития», в которой ребенок через сотрудничество со взрослым реализует свои потенциальные возможности. Специфика этого взаимодействия заключается в познании и оценке ребенком других людей, их поступков, а впоследствии в самопознании и самооценке.
Публикация «Проектная деятельность как способ укрепления детско-родительских отношений и привития семейных ценностей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Поэтому создание единого пространства для взаимодействия педагогов и родителей, обмена опытом, навыками, знаниями, идеями и способами решения конкретных воспитательно-образовательных задач является важным и необходимым. Педагог здесь выступает как равноправный партнер в воспитании ребенка. Скоординированные, гармоничные действия педагогов и семьи, активизация интереса родителей к воспитанию, привлечение их к планированию и организации совместной деятельности позволяет родителям стать не сторонними наблюдателями, а активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, развивать педагогическую культуру родителей, формировать представления детей по всем образовательным областям, содействуя развитию коммуникативности ребенка, повышению его самооценки и статуса в детском коллективе, привитию общественно принятых моральных и поведенческих норм, формированию мировосприятия, мировоззрения и системы ценностей.
Наиболее результативной формой работы для решения указанных задач является проектная деятельность. Проектная деятельность – педагогическая технология, позволяющая продуктивно организовать педагогический процесс, на основе взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей для достижения поставленной цели. Проектная деятельность предоставляет возможность формировать и развивать самостоятельность детей – в исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности – в ходе, которой ребенок познает окружающий мир и может воплотить свои знания в реальных продуктах деятельности, а также делает образовательную среду ДОО открытой для активного участия родителей.
Совместную проектную деятельность можно определить, как способ трансформации социального пространства воспитанников, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания социально-компетентного ребенка.
Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную. Тематика проектов может быть диаметрально противоположной, но все они направлены на решение воспитательных, творческих, психологических и образовательных задач.
В ходе проектной деятельности между родителями и детьми, под наставничеством педагога происходит и взаимодействие, и творческое соревнование. Творческая атмосфера, совместный поиск решений проблемных ситуаций или продуктивная деятельность вместе с детьми, позволяет взрослым раскрепоститься и проявить свои таланты. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу, что способствует принятию семейных ценностей и укреплению детско-родительских отношений.
В своей практике я активно использую проектную деятельность. Были реализованы следующие проекты «Моя родословная», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Семейные традиции», «Чудесная вода», «Дороги памяти».
Совместная работа всех участников образовательного процесса по реализации проекта осуществляется поэтапно.
1 этап (организационно-подготовительный) : постановка задач, целей, сбор информации, подбор познавательной, художественной литературы, составление конспектов образовательных ситуаций, бесед, подбор наглядной информации для родителей, подбор дидактического материала для реализации проекта.
2 этап (основной) : работа над проектом по плану, проведение коллективных и индивидуальных бесед с детьми, проблемные ситуации, непосредственно образовательная деятельность, включающая в себя продуктивную, игровую деятельность, чтение художественной литературы, театрализация. Работа с родителями: консультации, памятки, совместная работа детей и родителей по изготовлению рисунков, поделок, игрушек на тему проекта для выставки, организация творческих мастерских, совместного досуга детей и родителей.
3 этап (заключительный) : обработка результатов, подведение итогов реализации проекта, презентация продуктов деятельности.
Целью данных проектов является формирование устойчивого интереса к своей семье, ее возникновению. воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, сплочение родителей и детей в совместной творческой деятельности, реализации общего дела, развитие самостоятельного мышления детей, способности принимать решения, формирование навыков планирования, взаимодействия с другими участниками проекта.
В ходе реализации проектов решаются многие задачи образовательно-воспитательной деятельности :
1. Образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о себе, своей семье, о людях, которые живут рядом;
- закреплять знания детей своего места жительства и адрес;
- закреплять знания о профессиях членах семьи;
- учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.
2. Развивающие:
- объединить интересы детей и родителей в процессе совместной деятельности;
- формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с родителями;
- развивать познавательный интерес к членам своей семьи;
- развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.
3. Воспитательные:
- воспитание нравственности;
- воспитание любви и интереса к членам своей семьи, желания помогать членам своей семьи;
- воспитывать у детей чувство гордости за принадлежность к своей семье.
Подводя итоги можно сказать, что взаимодействие детского сада и семьи способствует укреплению детско-родительских отношений.
Использование проектной деятельности позволило :
- достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации детей через поиск и реализацию эффективных форм взаимодействия;
- повысить профессиональную компетентность педагогов ДОО по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- укрепить детско-родительские отношения, привить детям любовь к семейным ценностям и традициям в ходе совместной деятельности со взрослыми.