Юлия Чугунова
Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников.
1. Исследовательская проектная деятельность.
Ее своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. При этом необходимо сохранить все вышеуказанные характеристики проектной деятельности :
Публикация «Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников» размещена в разделах
*настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного;
*ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование;
*необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Причем общение становится содержательным, и ребенок открывается по-новому.
Первый этап: создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
Второй этап: оформление проекта. Родители помогают дошкольнику, но организатором является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал свои каждый этап.
В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно. Привлекая все доступные средства.
2. Творческая проектная деятельность состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт. В то же время этой деятельности также свойственны все основные характеристики проектной деятельности – она не может быть выполнена прямым действием, предполагает анализ пространства возможного, связана с работой ребенка над собственными смыслами (мотивами участия в проектной деятельности, в ней определяется адресат, которому будет предъявлен продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно (группой детского сада) или совместно с родителями. При этом, в случае, когда выполняется коллективный проект, возникает особая ситуация: каждый ребенок предлагает свою идею проекта, для исполнения выбирается одна.
Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор главной идеи может занять 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает готовых способов выполнения проекта. Поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого). Творческие проекты создается новый творческий продукт.
- На первом этапе проводится подготовительная работа.
- Второй этап определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.
-Третий этап дети высказывают свои идей реализации проекта.
- Четвертый этап дети зарисовывают свои идеи.
- Пятый этап дети демонстрируют свои работы сверстникам и рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопрос воспитателя и ровесников.
- Шестой этап информирование родителей.
- Седьмой этап педагог совместно с детьми организует работу по реализации проекта.
- Восьмой этап педагог продумывает, как представить полученный продукт.
- Девятый этап презентация продукта творческого проекта.
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
3. Нормативная проектная деятельность. Проект по созданию норм является чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку он развивает позитивную социализацию детей. Нормативная проектная деятельность.
Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы:
a). Запрещающие
b). Позитивно нормирующие
c). Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие.
Первый этап воспитатель выявляет такие ситуации, которые, достаточно часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
Второй этап педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть
Третий этап педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.
На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.
На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствии.
Шестой этап педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
Седьмой этап дети объясняют, что они нарисовали.
Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.
Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:
1. Способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно.
3. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.
4. Способствует повышению самооценки ребенка.