Алла Баханова
Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению и воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Еланцынская средняя общеобразовательная школа»
3.3.1 Экспериментальная и инновационная деятельность. Направление:
«Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению и воспитанию».
Выполнила: учитель музыки
МБОУ «Еланцынская СОШ»
Баханова Алла Ивановна
«Музыка подобна дождю: капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его»
Д. Шостакович
Публикация «Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению и воспитанию» размещена в разделах
Работаю учителем музыки в системе образования 31 год, убедилась, что уроки музыки - это в большей степени, уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами».
На уроках музыки учителя-музыканты стремятся «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.
Главная задача предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Ребенок всегда творит, и каждый раз - «новое».
Потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение новых форм развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования.
Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.
Инновационный подход - это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Целью инноваций в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Как и мои коллеги в своей профессиональной деятельности использую перспективные образовательные технологии, но сегодня хочу поделиться опытом применения инновационной проектной технологии.
Основные мотивы инновационной деятельности учителя :
1. Желание активизировать процесс обучения.
2. Повышение статуса в коллективе, достижение большего признания.
3. Профессиональные достижения и самореализация.
Актуальность инновационных технологий.
Организация образовательного процесса в соответствии с интересами и запросами образовательных услуг.
Приоритет предоставления права и возможности получать знания в процессе конкретной творческой деятельности, быть успешным, ориентируясь на свои собственные возможности.
Творческий подход к созданию и реализации образовательных программ – обновление содержания, форм, методов, способов достижения результатов и оценки результативности программы.
Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы
Проектная технология характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Инновация проектной технологии заключается в том, что с применением её на уроке можно достичь сразу нескольких целей:
- побудить ребенка к творчеству;
- закрепить изученный материал;
- создать на уроке, на мероприятии атмосферу праздника и др.
В процессе реализации проектного обучения обучающиеся овладевают не только базовыми навыками, знаниями и умениями, но и всесторонне развиваются как личности, а также приобретают опыт самообразования и саморазвития.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
В основе метода проектов при обучении лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда предполагает наличие конкретного значимого результата, который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так как учащиеся могут использовать свои разработки в будущей профессиональной деятельности.
Главные цели проектного обучения :
-демонстрация исследовательского опыта, приобретенного в процессе обучения;
- мотивация личного интереса к проблеме исследования;
- создание условий для активного развития личности
- создание условий для самостоятельного мышления;
- формирование умения работать в коллективе;
- развитие навыков самостоятельного поиска информации;
- проектное обучение развивает одну из самых важных в социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы.
Для того чтобы проектное обучение было реализовано в системе образования в полной мере необходимо соблюдение таких требований и принципов как:
проект должен быть включен в воспитательную и образовательную системы;
- перед учащимися должны стоять реальные проблемы;
- деятельность учащихся должна быть целесообразной;
- работа учащихся должна быть активной, осмысленной, самостоятельной;
- проект должен быть структурирован (с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе).
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. В своей деятельности использую следующие виды проектов :
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Информативно-исследовательские проекты - рефераты, презентации. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т. д.).
Творческие проекты – создание песенных видеоклипов (особо актуально в условиях пандемии, когда обучение проходит в дистанционном режиме).
Тогда одни проекты оформляются дома самостоятельно учащимися, другие, со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, зная запросы учащихся в современном мире, применяю в своей работе данную методику.
(Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.
Личное участие в инновационной деятельности.
1. Применение ИКТ в образовательном процессе.
Разработка и реализация педагогических проектов.
Разработка и реализация индивидуальных проектов учащихся, завершающих обучение по предмету «Музыка» 2017- 2022г. г.
Последовательность выполнения проектов :
Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога
1. Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает
2. Планирование
Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает
3. Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует
4. Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект Наблюдает. Советует
5. Оценка Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели Участвует в коллективном самоанализе проекта Наблюдает, направляет процесс
Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов Участвуют в коллективном анализе
2. Участие в творческих конкурсах, мероприятиях, педагогических семинарах:
1. 2020г. разработка и реализация Положения о школьном конкурсе –флешмобе патриотической песне «75 лет Великой Победе!»
Целью конкурса является проявление, реализация творческой активности детей и молодежи в направлении патриотического воспитания и привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления детей и молодежи, в условиях самоизоляции.
Воспитательные и творческие задачи конкурса:
- способствовать формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, воспитанию в духе патриотизма и любви к Родине;
- способствовать популяризации военно-патриотической песни;
- способствовать формированию нравственных чувств и эстетических потребностей детей и подростков через работу над уровнем репертуара;
- выявить и поддержать талантливых детей и подростков, способствовать реализации творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества;
- использовать и развивать навыки использования учащимися средств ИКТ в рамках дистанционного обучения.
2. 2022г. Разработка положения о проведении районного и школьного этапов праздников Белого месяца (Рук. РМО Баханова А. И.)
Цель конкурса:
Формирование у обучающихся этнокультурной компетентности: владение бурятским языком, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа, приобщение к духовной культуре.
Формирование и распространение идей духовного единства, национального согласия, воспитание подрастающего поколения на основе многовековых традиций народной культуры.
Задачи:
• сохранение и развитие традиционной культуры бурятского народа;
• знакомство с традициями Белого месяца.
• воспитывать любовь и уважение к родному языку,
• способствовать развитию творческих способностей;
• умение общаться в коллективе и в малых группах;
• выявление новых имен среди талантливых детей.
3. Открытые показы педагогической деятельности.
1. 2017, 2019 Разработка, организация и проведение праздника «Широкая масленица» в МО С. Еланцы.
- разработка сценария, презентации праздника, репетиции с ведущими;
- подбор музыкального репертуара (масленичные песни, частушки, заклички);
- репетиционная деятельность с народным коллективом «Дубравушка» (КДЦ «Ольхон», вокальным ансамблем «Искорка» (МБОУ ЕСОШ, вокальной группой «Ветер перемен» (КДЦ «Ольхон»).
2. 2018г. Разработка и проведение районного праздника «Пришли Рождество и Святки: веселье, радость, гаданья да колядки» :
-сценарий праздника, работа с ведущими (БахановаА. И.);
- подбор музыкального репертуара (рождественские песни, частушки, танцевальные номера, игровые (колядки, игры, загадки, гадания, инсценировка рождественской сказки.
- распределение и репетиционная работа:
1. Рождественские песни, частушки –народный коллектив «Дубравушка» КДЦ «Ольхон» рук. Баханова, вокальный ансамбль «Искорка» МБОУ ЕСОШ, рук. Баханова А. И. ;
2. Танцевальные номера – воспитанники старшей и подготовительной групп ДОУ «Ромашка», рук. БахановаА. И.
3. Инсценировка рождественской сказки - учащиеся фольклорного кружка, рук. Шаповалова Е. Л.
3. 2019г. 8-й областной самодеятельный фестиваль работников образования, посвящённый 80-летию образования Иркутской области! (7 зона)
Разработка сценария, концертной программы.
4.2019г. Календарный праздник «Микола».
Цель: Поздравить участников и зрителей с Днём Св. Николая, рассказать о Николае Чудотворце и истории праздника, создать у детей праздничное весеннее настроение, воспитывать у детей любовь к своей культуре, сбережению традиций, повышать духовно-нравственное образование, обучать основам православия.
- Разработка сценария «Микола»;
- подбор загадок, игр, ЧАСТУШЕК.
- разучивание и исполнение песен- попевок;
5. 2019г. Проект юбилейного конкурсного концертного мероприятия «Юбилей Александры Пахмутовой.
Цель:- познакомить обучающихся, зрителей с жизнью и творчеством композитора А. Н. Пахмутовой
Задачи:
Образовательная - формирование основ музыкальной культуры личности
- расширить знания детей о творчестве композитора;
- проследить историю страны на примере песен А. Пахмутовой.
Воспитывающая - воспитывать патриотизм к своей Родине;
- воспитывать умение слушать и слышать музыку.
Развивающая - развивать у исполнителей и слушателей интерес к музыке.
- разработка Положения Районного песенного конкурса «Юбилей Александры Пахмутовой».
-подбор песенных произведений А. Пахмутовой.
- репетиционные занятия с учащимися 2-11 классов, с народным коллективом «Дубравушка», с вокальным коллективом «Ветер перемен».
- конкурсный проект предполагает совместное участие педагогов РДМШ, воспитанников ДОУ «Ромашка» (социальное партнёрство);
6. 2020г. Разработка и проведение школьного этапа областного фестиваля «Весна Победы» 1-11 классы.
4. Участие в творческой группе
1.2022г. Разработка положения о проведении районного и школьного этапов праздников Белого месяца (Рук. РМО, ШМО предметов прикладного цикла)
2. сотрудничество с МБУК «Музей», выбор площадки для проведения народного праздника «Микола».
3.2017, 2018, 2019,2020, 2021г. Разработка плана работы РМО объединения на учебный год. (Рук. БахановаА. И.)
5. Самообразование.
6. Нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.