Мамедова Зоя
Проектная деятельность, как фактор речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как фактор речевого развития дошкольников
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем:
Темочки:
• повышенная агрессия;
• эмоциональная глухота;
• гиперактивность;
• пассивность;
• замкнутость на себе и собственных интересах.
Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»
Несомненно, все вместе - это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае.
Как правило, многие воспитанники в качестве любимых занятий называют развлечения связанные с просмотром телевизионных передач (сериалов «Дом 2», «Счастливы вместе», взрослых программ «Жди меня», «Пусть говорят» и др.) и компьютерными играми (стрелялки, гонялки и прочее). Современные мультфильмы отличаются засильем иностранных слов и каскадом гипертрофированных образов, что способствует размыванию нравственных норм и ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Прослушивание популярных песен опять-таки взрослого репертуара, отражается на детской песенной субкультуре. Все это меняет роль живого слова в жизни ребенка, отношение к нему и его восприятие.
Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребенка-дошкольника.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.
В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет: ™ развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; ™ развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; ™ формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно - поисковой и исследовательской деятельности и др. Обращение к проектной деятель- ности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффектив- ным средством речевого развития дошкольников. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.). Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие
свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами раз- вития и задачами исследовательской деятельности детей [1]. Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, позна- вательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [5]. По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как: ™ специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта; ™ научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); ™ форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; ™ управленческую процедуру [3]. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов пред- полагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом. Анализ ряда исследований (В. В. Гузеев, Д. Г. Левитес, Н. В. Матяш, В. М. Монахов)
свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Она является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес. В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы. В практике современных дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых воз- можно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:
1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
2) творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, про- граммы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения;
3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участ никами ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников;
4) информационно-практико- ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предпо- лагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1]. Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для развития речи детей в до- школьном учреждении могут использоваться разные варианты проектов. По предметно-содержательной области О. Н. Сомкова [6], О. В. Солн- цева, А. М. Вербенец [1] различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпред- метные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Например, для реализации за- дач речевого развития дошкольников возможно использовать три варианта метода проектов : специальные тематические проекты (монопроекты); интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты в связи с другими задачами, а также в межпредметные интегрированные проекты. Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.
Мы внедрили следующие проекты : ™
Работая над проектом, воспитатель использовала активные методы, создавала условия для самостоятельной подгрупповой деятельности детей. В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности : ™ творческо-игровые, ™ информационно-практические, ™ исследовательские, ™ продуктивно-творческие. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, планирующей функции речи.
Литература
1. Вербенец А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 1.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.
3. Жуйкова Т. П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
4. Иванова В. П. Развитие не- вербальных средств коммуникации у старших дошкольников / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина и др. — М. : АРКТИ, 2011.
6. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 3.