МААМ-картинки

Проектная деятельность, как фактор речевого развития дошкольников

Мамедова Зоя
Проектная деятельность, как фактор речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность как фактор речевого развития дошкольников

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем:

Публикация «Проектная деятельность, как фактор речевого развития дошкольников» размещена в разделах

• повышенная агрессия;

• эмоциональная глухота;

• гиперактивность;

• пассивность;

• замкнутость на себе и собственных интересах.

Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»

Несомненно, все вместе - это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае.

Как правило, многие воспитанники в качестве любимых занятий называют развлечения связанные с просмотром телевизионных передач (сериалов «Дом 2», «Счастливы вместе», взрослых программ «Жди меня», «Пусть говорят» и др.) и компьютерными играми (стрелялки, гонялки и прочее). Современные мультфильмы отличаются засильем иностранных слов и каскадом гипертрофированных образов, что способствует размыванию нравственных норм и ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Прослушивание популярных песен опять-таки взрослого репертуара, отражается на детской песенной субкультуре. Все это меняет роль живого слова в жизни ребенка, отношение к нему и его восприятие.

Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребенка-дошкольника.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет: ™ развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; ™ развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; ™ формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно - поисковой и исследовательской деятельности и др. Обращение к проектной деятель- ности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффектив- ным средством речевого развития дошкольников. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.). Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие

свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами раз- вития и задачами исследовательской деятельности детей [1]. Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, позна- вательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [5]. По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как: ™ специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта; ™ научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); ™ форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; ™ управленческую процедуру [3]. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов пред- полагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом. Анализ ряда исследований (В. В. Гузеев, Д. Г. Левитес, Н. В. Матяш, В. М. Монахов)

свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Она является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес. В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы. В практике современных дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых воз- можно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;

2) творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, про- граммы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения;

3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участ никами ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников;

4) информационно-практико- ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предпо- лагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1]. Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для развития речи детей в до- школьном учреждении могут использоваться разные варианты проектов. По предметно-содержательной области О. Н. Сомкова [6], О. В. Солн- цева, А. М. Вербенец [1] различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпред- метные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Например, для реализации за- дач речевого развития дошкольников возможно использовать три варианта метода проектов : специальные тематические проекты (монопроекты); интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты в связи с другими задачами, а также в межпредметные интегрированные проекты. Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.

Мы внедрили следующие проекты : ™

Работая над проектом, воспитатель использовала активные методы, создавала условия для самостоятельной подгрупповой деятельности детей. В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности : ™ творческо-игровые, ™ информационно-практические, ™ исследовательские, ™ продуктивно-творческие. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, планирующей функции речи.

Литература

1. Вербенец А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 1.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М. : ТЦ «Сфера», 2006.

3. Жуйкова Т. П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.

4. Иванова В. П. Развитие не- вербальных средств коммуникации у старших дошкольников / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина и др. — М. : АРКТИ, 2011.

6. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 3.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность, как фактор речевого развития дошкольников
Опубликовано: 15 января 2020 в 23:04
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность, как фактор речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мамедова Зоя в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД