Эльмира Велиева
Проектная деятельность и важность проектной деятельности в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Основное образование и воспитание ребенок дошкольного возраста получает в семье и детском саду, это ни для кого не секрет. Дошкольные учреждения служат своего рода первой ступенью в образовании.
Проектная деятельность в таком случае играет очень большую роль, так как она помогает детям связать процессы обучения, воспитания и познания с событиями, которые происходят в жизни ребенка. Малыш заинтересовывается и увлекается этой деятельностью, потому что имеет непосредственное участие в ней.
Публикация «Проектная деятельность и важность проектной деятельности в дошкольном образовании» размещена в разделах
Проектная деятельность положительно влияет не только на самих детей, но и на родителей и воспитателей, потому что во время реализации проекта, происходит объединение, дети учатся работать в коллективе, учатся проявлять себя, в них появляется уверенность.
Под понятием проект сегодня понимается метод изучения ребенком окружающей среды, который организован с педагогической точки зрения, который имеет определенные этапы и спланирован заранее. Производится практическая деятельность для достижения поставленных целей.
Также под проектом можно понимать самостоятельную или коллективную работу, творческой направленности, но которая обязательно имеет социально-значимый результат. В основу проекта ложится определенная задача, для ее решения нужен исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Понятие метода проектов включает в себя педагогическую технологию, основой которой является самостоятельная работа детей. Эта работа может быть любого направления - исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе ребенок познает окружающий мир и использует полученные знания. По сути своей метод проектов представляет собой организацию образовательного процесса таки образом, чтобы дети, которые участвуют в проекте, получали знания и умения, творческий опыт и т. д. А также очень важно, что дети могут выполнять постепенно усложняющиеся практические задания. Важно, чтобы ребенок понимал, что все, что он знает и умеет, он может где-то применить.
В методе проектов принято выделять три этапа.
1. Первый этап - подражательско-исполнительный, в основном он используется при работе с детьми в возрасте от 3,5 до 5 лет. При реализации проектов на этом этапе, дети имеют косвенное отношение к проекту, они действуют либо путем подражания взрослому, либо выполняют поставленную задачу на прямую.
2. Второй этап- развивающий, проектная деятельность этого этапа больше подходит для более старшего возраста, примерно 5-6 лет.
3. Третий этап - творческий, здесь задействованы дети 6-7 лет. В этот период очень важно поддерживать творческую деятельность и активность детей, создавать благоприятные условия для того, чтобы дети сами определили цель и содержание предстоящей деятельности.
При работе над проектом, задача воспитателя произвести правильную работу, чтобы она была максимально продуктивной.
Первым этапом в подготовке проекта является выбор темы для проекта. Тема должна отвечать на основные три вопроса, которые дети могут задать себе, в ходе выбора темы. " Что я знаю? Что я хотел бы узнать? Как я могу это узнать?"
Когда дети участвуют в выборе темы для проекта, это положительно влияет на их развитие в целом потому, что они таким образом познают собственные интересы, могут оценить имеющиеся знания, а также развивается речь и речевой аппарат, потому что им приходится отвечать на вопросы, поставленные педагогом, рассуждать на те или иные темы, отвечать полностью и развернуто. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Вторым этапом является сама реализация проекта, он может быть как долгосрочным, так и длиться не продолжительное количество времени.
В данном случае задачей является реализация детских замыслов в условиях группы. Реализация может происходить через разные виды деятельности - творческую, продуктивную, экспериментальную и т. д.
Третий этап представляет собой презентацию. Основа этой презентации должен быть материальный продукт, который имеет непосредственную ценность для самих детей. В ходе реализации и создания этого продукта, дети раскрывают свой творческий потенциал, применяют уже имеющиеся знания и получают новые знания, которые они смогут использовать уже в последующих проектах и различных мероприятиях.
Здесь перед воспитателем ставится задача таким образом, что условия должны позволять детям рассказать о своей работе, осмыслить свои результаты. В процессе выступления перед сверстниками, ребенок приобретает такие навыки как владение своими эмоциями и невербальными способами общения.
Четвертый заключающий этап, это этап рефлексии. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Последовательность работы педагога над проектом :
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
• даёт домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Примером проектной деятельности можно привести проект "Семья" в старшей подготовительной группе № 5 "Антошка" ГБОУ Школа 1454 "Тимирязевская" ДОП "Тимирязевская".
Проект являлся долгосрочным и длился на протяжении 2 лет. Перед проектом были поставлены определенные цели.
• Создание условий для формирования у детей желания и интереса к изучению истории своей семьи, ее традициям и обычаям
• Воспитание в детях любви и уважения к старшему поколению
• Привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности и совместному творчеству.
• Укрепление связи между преподавателями ДОУ и семьей ребенка.
В ходе проекта, он был разделен на 4 части. В первое полугодие родители и дети должны были сделать "паспорт ребенка". Собой он представлял небольшую анкету с данными ребенка, его фамилию, имя, отчество, адрес, любимый цвет, любимое животное и блюдо, и само собой, имена мамы и папы, братьев и сестер, и небольшой рассказ о них.
Второе полугодие было посвящено традициям семьи. Дети должны были составить небольшой рассказ о традициях, которые сложились в их семье.
В третье полугодие родители совместно с детьми должны были нарисовать герб семьи, который бы максимально правильно охарактеризовывал их семью.
Заключительным этапом проекта стало составление генеологического дерева.
Этот проект очень сильно сблизил родителей и детей, помог воспитателям узнать много нового о семьях своих воспитанников.
Дети же получили уникальные знания о своей семье, своих родственниках, о их жизни в прошлом и настоящем