Кристина Шеремет
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду дети осваивают разные виды деятельности : рисование, конструирование, лепка и др. эти виды деятельности называются продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый (способы рисования, использование пространства).
Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строиться на следующих принципах:
1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие становиться невозможным.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Ребенок взял карандаш, нарисовал рисунок-это деятельность продуктивная. Проектная деятельность возникает тогда, когда ребенок видит проблему. Кисточки пачкают стол, нужно придумать что-то, чтобы это исправить.
2. Проектная деятельность, в отличии от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
Ребенок хочет сделать подставку для кисточек. Он представляет несколько вариантов изготовления подставки. Затем их нужно сравнить друг с другом, найти достоинства и недостатки и т. д.
3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Обсуждение открытки к 8 марта. Ребенок предложил нарисовать открытку маме, другой поддержал идею и предложил еще слелать открытку для сестры.
Можно выяснить чем они отличаются. Поддержав инициативу ребенка, педагог дает ему положительный опыт высказывания. Это важно для пассивных детей.
4. Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи ребенка, но и реализацию его замыслов.
Ребенок проявляет инициативу во время подготовки к празднику. Если он заинтересован, значит для него это важно, проектная деятельность начинается тогда, тогда педагог совместно с ребенком пытается открыть для себя смысл праздника.
5. Проектная деятельность имеет адресный характер.
Виды проектной деятельности :
Исследовательский проект
1 этап: Предлагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
2 этап: Ребенок приступает к реализации проекта, т. е. на отвечает на поставленный вопрос.
3 этап: Презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка.
4 этап: Педагог организует выставку проектов придумывает различние задания и интеллектуальные игры для закрепленияи систематизации знаний.
Творческий проект
В ходе творческого проекта создается новый творческий продукт. Он носит индивидуальный характер. Но осуществляется коллективно. Каждый ребенок предлагает идею проекта, но выбирается одна.
1 этап: Подготовительная работа, выбор темы
2 этап: Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.
3 этап: Дети высказывают свои идеи реализации проекта
4 этап: Воспитатель предлагает зарисовать свои идеи и продумать, что необходимо для их реализации
5 этап: Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы
6 этап: Информирование родителей. Вывешивание информации на стенд
7 этап: Работа по реализации общего замысла. Все проходит с помощью взрослого
8 этап: Продумать как представить полученный продукт
9 этап: Презентация продукта, творческого проекта.
Нормативный проект
Проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада.
1 этап: Выявление ситуаций, в которых проявляются нежелательные формы поведения. Можно изобразить на рисунках.
2 этап: Педагог предлагает обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации, в которой проявляются нежелательные формы поведения.
3 этап: Педагог предлагает подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных ситуаций. Выбрать одно правило желательного поведения
4 этап: Рассказать о своих рисунках, обсуждая ситуации
5 этап: Педагог предлагает подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных ситуаций. Выбрать одно правило желаемого поведения
6 этап: Зарисовка этого правила
7 этап: Анализ рисунков
8 этап: Оформление правила внесение его в книгу правил
Дети изображают «знак» правила.
Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявлять себя как личность.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но при этом не навязывать свои варианты ее решения.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Для занятий проектированием удобнее выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.