Ледовская Нина
Проективный тест «Три дерева»: диагностика эмоциональных отношений в семье
Проективный тест «Три дерева» : диагностика эмоциональных отношений в семье
Этот тест создан для диагностики детей и подростков, но взрослым он тоже вполне подходит. С помощью данной методики мы можем проанализировать внутрисемейные отношения, их особенности, наличие скрытых конфликтов, о которых детям трудно рассказывать словами. Кроме диагностических задач, использование таких рисуночных проективных тестов на первых консультациях помогает специалисту устанавливать прочный контакт с клиентом.
Публикация «Проективный тест „Три дерева“: диагностика эмоциональных отношений в семье» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками не будет полной без анализа отношений ребёнка с близкими. Чтобы его провести, можно воспользоваться проективной методикой «Три дерева». Этот способ исследования прост и интересен как для выполнения испытуемым, так и для проведения организатором.
Характеристика методики «Три дерева»
Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.
Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.
Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен : в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей.
Проведение диагностики среди дошкольников и младших школьников
Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговаривая с малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живё т: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребё нок может поведать и о самом жилище: сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.
На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого
Потом исследователю предстоит дать тестируемому словесную инструкцию. Она проста: «Нарисуй на листе бумаге любые три дерева». Для рисования малышу предлагаются чистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры. На время создания рисунка организатор диагностики может выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердить или опровергнуть те или иные предположения о внутрисемейных проблемах.
Когда ребёнок завершит работу над заданием, исследователь обязательно должен сказать тёплые слова по поводу нарисованного, похвалить ребёнка за то, что он справился с поставленной задачей. Поддержка малыша — один из важнейших моментов тестирования рассматриваемого типа.
Затем организатору нужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом. У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослый спрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству.
Следующим этапом является разговор с испытуемым. Ему нужно задать вопросы, но сделать это ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на «удобные» и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:
Как называются деревья?
Какому ты больше всего симпатизируешь?
Почему тебе это нравится больше других?
Какое из деревьев моложе (старше) остальных?
Какое самое красивое, по твоему мнению?
Какое некрасивое и почему?
Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее?
Разговор с ребёнком — обязательный этап тестирования
Полученная информация поможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнка естественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагается фиксировать, краткие подписи можно делать на самом рисунке (с разрешения малыша).
Очень важным моментом может стать вопрос о том, почему ребёнок нарисовал не три, а два или одно дерево. Отсутствие отца или матери, конфликт в отношениях может выразиться на рисунке в виде «недостачи» одного (или двух) деревьев.
Затем взрослому необходимо предложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями («Ты — садовник, что будешь делать с каждым деревом?»). В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее. При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно. Все предлагаемые испытуемым действия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.
Завершающий этап процесса тестирования — предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи. Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цвет должен выбрать только сам тестируемый. Важно подготовить малыша к сравнению растений и членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметов в школе, дома, на улице — от самого приятного до вызывающего острую неприязнь).
Обработка и интерпретация результатов проективного теста
Расшифровка результатов тестирования — самый ответственный момент в диагностике. При интерпретации учитываются:
• рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения);
• ответы на вопросы исследователя;
• ассоциация деревьев с родственниками;
• предлагаемые ребёнком действия с растениями;
• поведение тестируемого, его эмоциональные и телесные реакции.
Рассмотрение композиции
Самым крупным и заметным дети обычно рисуют то дерево, которое ассоциируется у них с главным человеком в семье
Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится дерево, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы, может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).
Если в семье количество родственников больше трёх, то некоторые близкие люди могут быть «исключены» из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятся ими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.
Деревья могут быть нарисованными на общей грунтовой местности — это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует о значимости отношений с близкими людьми.
Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.
Рассматривая нарисованные деревья, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.
Интерпретация оттенков рисунка
Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого
Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка. Выводы о выбранном оттенке нужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:
• Красный цвет может означать одновременно любовь, вдохновение, агрессию, ненависть, предчувствие или состояние опасности.
• Синий цвет является воплощением дисциплинированности, разумного начала, верности с одной стороны и иррациональности и безумия — с другой.
• Когда ребёнок воспользовался жёлтым, то это значит, что он либо открыт, активен, свободен, силён, или же, напротив, завистлив, жаден, лжив и находится во власти какой-либо мании.
• Выбор инструмента для рисования оранжевого цвета свойственен детям радостным и энергичным, но вполне возможно, что такие испытуемые одержимы противоречиями.
• О желании развиваться и расти свидетельствует зелёный цвет, но в то же время он может быть показателем незрелости или наличия какой-либо болезни.
• Преобладание в рисунках фиолетовых оттенков — внутреннее равновесие, покаяние, обладание сокровенными знаниями или тревога, меланхолия, отречение, беспокойство внутри.
• Символы коричневого цвета — плодородная земля, материнство с одной стороны, грязь, кал и гной — с другой.
• Положительные «стороны» чёрного цвета — достоинство, торжественность; отрицательные — греховность, траур, смерть.
• Белый цвет соотносят с чистотой и гармонией.
• Если ребёнок не выпускает из рук серый карандаш или фломастер, то, вероятно, он подвержен депрессии или у него есть какие-либо недопонимания.
Обсуждение цветовых ассоциаций поможет составить ясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенка дадут ответы тестируемого на вопросы : «Какой цвет может изобразить радость?», «Какого цвета печаль?» и так далее.
Анализ беседы и поведения
Эти моменты проективной диагностики не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.
Когда ребёнок выбирает роль садовника, стремящегося каким-либо образом изменить состояние деревьев, это символизирует желание внести определённые изменения в отношения с семьёй, а также возможную нехватку общения с близкими родственниками или людьми, значимыми в жизни испытуемого.
Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование «Три дерева». Этот тест — лакмусовая бумажка отношений детей с родственниками. Результаты такой диагностики помогут вскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы