Приложение МААМ

Проективная деятельность в детском саду. Познавательно-исследовательский подгрупповой проект «Соль-волшебница»

Ирина Дудина
Проективная деятельность в детском саду. Познавательно-исследовательский подгрупповой проект «Соль-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательский подгрупповой проект

«Соль-волшебница»

Вид проекта : исследовательский.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, учитель-дефектолог.

По составу участников: подгрупповой.

По срокам реализации: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Публикация «Проективная деятельность в детском саду, Познавательно-исследовательский подгрупповой проект „Соль-волшебница“» размещена в разделах

Проблема: Тема проекта возникла случайно. Ребенок увидел на столе в баночке соль, спросил, что это такое. Получив ответ, сказал: «Лучше бы это был сахар, он вкусный, или песок, с ним можно играть. А соль – невкусная, и с ней ничего нельзя делать». Вместе с детьми мы задумались, а что еще можно делать с солью, кроме как добавлять в пищу? Какие особенности есть у обыкновенной соли?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести эксперименты.

Актуальность: Под словом «соль» мы чаще всего подразумеваем поваренную соль, или хлорид натрия. Это вещество имеет весьма противоречивые свойства: с одной стороны соль приносит смерть, а с другой стороны – дает жизнь. В древности соль была настолько редкой, что за нее бились в буквальном смысле. История помнит соляные войны и бунты, которые были развязаны по причине соли. А в Древнем Риме солью даже платили зарплату воинам.

Соль – это самая распространенная и дешевая приправа, которая придает особый вкус принимаемой нами пищи. И при этом есть некая тонкая грань, которую если перейти, то пища из вкусной превратится в ту, что невозможно будет есть. Следующее неоценимое значение соли в жизни человека – это ее консервирующие свойства.

Соль может быть как вредной, так и полезной для организма человека. Соль – регулятор кислотности, участник водно-солевого обмена, а если в организм поступает вода без соли, тогда эта вода очень быстро выведется, и клетки организма не получат достаточного питания. Соль важна в процессах работы нейронов головного мозга, в процессах нормализации сна, в поддержке мышечного тонуса.

Если употребление суточной нормы соли превышено, то у человека могут развиться тяжелые заболевания. Важно соблюдать золотую средину, знать, что есть суточная норма соли для человека, и ее придерживаться, а это не более 6 граммов в день.

Цель проекта : обогащение и расширение кругозора знаний детей и родителей о свойствах соли, о нетрадиционном использовании соли в жизни человека.

Методы и средства реализации:

• Наблюдения, опыты;

• Беседа;

• Продуктивная деятельность;

• Консультация для родителей.

Задачи:

• Узнать как можно больше о соли и её свойствах, способах добычи.

• Провести исследования и доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творчества,

• Формировать навыки сотрудничества у детей;

• Побуждать ребенка обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; учить делать выводы.

• Заинтересовать родителей экспериментальной деятельностью детей, вызвать желание участвовать в ней.

Гипотеза: Мы предполагаем, что соль - это необычный материал с определёнными свойствами и может использоваться в разной деятельности

Предполагаемый результат:

• повышение уровня знаний детей о свойствах и использовании соли.

• появление умения сравнивать, делать выводы, отражать результаты в речи.

• заинтересованность детей и родителей в совместной экспериментальной деятельности.

Этапы проекта :

I этап – подготовительный

• обсуждение проекта, анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе, подготовка материала для реализации проекта;

• изучение разных источников информации по данной теме.

II этап — основной, организационно – практический

Тематическое планирование:

Беседа «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Рассматривание образцов соли (морская, поваренная и каменная, сравнение. Подбор разных образцов соли.

Просмотр фотографий «Где и как добывают соль», рассказ педагога. Подготовить фотографии.

Опыт №1

«Какая соль на вкус» Подбор образцов соли и сахара.

Опыт №2

«Соль хрустит» Подбор материала для опыта.

Опыт №3

«Соль растворяется в воде» Подбор материала для опыта.

Опыт №4

«Плавающее яйцо» Подбор материала для опыта.

Опыт №5

«Заснеженная чашка» Подбор материала для опыта.

Опыт №6

«Волшебная ветка» Подбор материала для опыта.

Творческая мастерская:

«Декоративная баночка» Подбор соли разных цветов.

Творческая мастерская:

«Рисуем солью» Подбор материала для творчества.

Творческая мастерская:

«Раскрашиваем цветок» Подбор материала для творчества.

Итоговое занятие «Соль-волшебница»

Беседа о результатах опытов, оформление фотоотчета, рассказ в группе о нашей работе. Оформить фотоотчет. Подтверждение гипотезы о необычных свойствах соли.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Значение соли в жизни человека».

Оформление фотоотчета. Сделать фотографии детей в процессе проектной деятельности.

Распространение опыта работы. Выступление детей на родительском собрании с рассказом об экспериментальной деятельности с солью.

III этап – заключительный

• Оформление фотоотчета, рассказ в группе об опытах, показ результатов творческой мастерской.

• Оформление отчетной документации, презентация проекта.

Приложение.

НОД «Что мы знаем о соли?»

Цель: Выявление знаний у детей о полезных и вредных свойствах соли.

Что такое соль?

Что вы знаете о соли?

Где человек может использовать соль?

Влияет ли соль на здоровье человека?

Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль) .

Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Итак – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.

В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли).

На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г. Салехард добыча пушнины, поэтому изображена чернобурка).

А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль

Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показывает иллюстрации). Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.

А вот это ребята что за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью). Морская соль.

Каким путем эта соль добывается из моря? - Путем испарения воды под воздействием Солнца (показывает иллюстрации).

В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет? - Йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.

И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.

За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты, ( вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик) .

В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, ( вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам) .

На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала». Не солоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Исследовательская деятельность :

Опыт №1

«Какая соль на вкус»

Попробовать на вкус соль и сахар. Сравнить. Понюхать. Рассмотреть кристаллы соли и сахара.

Вывод: соль и сахар очень похожи внешне, их легко можно перепутать. У них нет запаха. Но на вкус они легко отличаются.

Опыт №2

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №3

«Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду, размешали и стали наблюдать. Соль растворилась – исчезла.

Вывод:

При взаимодействии с водой соль растворяется.

Опыт №4

«Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине стакана.

Вывод:

Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт №5

«Заснеженная чашка»

Для опыта в чашке развели солевой раствор высокой концентрации (насыпали 6 столовых ложек соли на стакан воды). Соль растворилась – исчезла. Чашку оставили на несколько дней. Вода испарилась, чашка стала как будто заснеженной.

Вывод: при испарении воды из раствора соль снова превращается в кристаллы.

Опыт №6

«Волшебная ветка»

Мы для опыта взяли ветку ели, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Вывод: при испарении воды из раствора соль снова превращается в кристаллы и может оседать на предмете.

Творческая мастерская:

«Декоративная баночка»

Цель: необычное использование поваренной соли.

Ход работы: в стеклянную банку поочередно засыпать соль разных цветов.

В результате получится декоративная банка для украшения интерьера.

«Рисуем солью красивый цветок»

Цель: научить рисовать нетрадиционным способом.

Ход работы: на листе плотной бумаги клеем ПВА нарисовать большой цветок. Не давая клею высохнуть, насыпать на лист соль (не обязательно строго в форме цветка). Когда немного подсохнет, поднять лист и ссыпать неприклеившуюся соль. Высушить работу. Для раскрашивания использовать разведенную гуашь, наносить на соль каплями с помощью пипетки.

«Значение соли в жизни человека».

Консультация для родителей.

С детства мы знаем, что соль – белого цвета, без запаха, сыпучая, соленая на вкус, без которого пища кажется невкусной. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца — Солонь.

Соль – пищевой продукт. В природе соль встречается в виде минерала галлита, известного также под названием «каменная соль». Особенно много соли в морской воде и в водах соленых озер и источников, в виде твердой каменной соли. Соль можно обнаружить в толще земли и в облаках, в капле росы и морской воде, в горах и на берегах рек.

Обратившись к истории, можно узнать, насколько ценна соль для людей. Соль была известна человечеству с древнейших времен и ценилась буквально на вес золота. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю. Михаил Ломоносов писал, что в его время за 5 плиток соли можно было купить раба. В Китае, в 18веке, делали монеты из каменной соли.

В древнем Риме наёмным солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.

«Вы – соль земли», – говорил своим ученикам Иисус Христос. Соль, то есть смысл. Гомер, легендарный древнегреческий поэт-сказитель, называл соль «божественной». Соль считали оберегом и наделяли защитными свойствами. В Древнем Риме её клали на губы грудным младенцам, чтобы защитить их от опасности. На севере Англии иногда произносили клятвы на соли вместо Библии. Щепотка соли в колыбели защищала некрещеного младенца. В Англии верили, что солевой раствор, осененный крестным знамением и разбрызганный на любую вещь, отвращает несчастье. В некоторых странах и сегодня считают, что в новый дом первым делом надо вносить ящик с углем и тарелку с солью, а потом уже мебель и все остальное.

В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. После присоединения Астраханского края к Московскому государству, соль стали привозить с озёр Прикаспия. Её просто сгребали со дна озёр и везли на судах вверх по Волге. И все равно ее не хватало, и она была дорога.

Города, которые возникали в местах добычи соли, стали называться Сольвычегодск, Соль-Илецк, Соликамск, Усолье-Сибирское, Солигалич, Бурсоль, Соловецкая обитель, Соледар.

Самые крупные месторождения каменной соли были на Урале.

В России еще в XVI веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. С предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

По старинной традиции хлебом с солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.

Соль в народных приметах.

С солью связано множество суеверий и примет. Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Много – много лет назад водилась соль не в каждом доме. Выставляли её на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость ее случайно или, хуже того, специально просыпал — это считалось неуважением к хозяевам.

Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

Использование соли в лечебных целях:

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.

В мире существует два основных вида соли, которые разделяются по способу добычи и качеству - это морская соль и поваренная соль.

Поваренная соль

Поговорим сначала про поваренную соль. Ее биологическая роль очень важна в жизнедеятельности человека. Соль участвует в поддержании и регулировании водно-солевого баланса в организме, натрий-калиевого ионного обмена. Тонкие биологические механизмы поддерживают постоянной концентрацию хлористого натрия в крови и в других жидкостях организма. Ион хлора в соли является основным материалом для выработки соляной кислоты - важного компонента желудочного сока. Недостаток соли организм восполняет разрушением костной и мышечной тканей. Недостаток соли может привести к депрессиям, нервным и психическим заболеваниям, нарушением пищеварения и сердечно-сосудистой деятельности, спазмам гладкой мускулатуры, остеопорозу, анорексии. При хронической нехватке составляющих соль ионов, как и других макроэлементов, в организме возможен смертельный исход.

Морская соль

Теперь поговорим о морской соли, которая является более полезной для человека, чем пищевая. Морская вода содержит большое количество необходимых для организма человека и поддержания его здоровья компонентов: калий, кальций, магний железо, бром, йод и др. Эти вещества проникают через кожу и оказывают на организм благотворное воздействие.

Одной из отличительных особенностей является наличие в морской соли йода. Комплекс минеральных компонентов морской соли:

Калий и натрий участвуют в процессах метаболизма клеток.

Кальций принимает участие в процессах формирования клеточных оболочек. Ему принадлежит большая роль в процессах заживления ран и предупреждения инфекций.

Магний участвует в обменных процессах и расслаблении мышц, обладает противоаллергическим действием.

Бром успокаивает нервную систему.

Йод регулирует липидный и гормональный обмен.

Марганец укрепляет иммунную систему.

Цинк участвует в формировании иммунитета и поддержании функции половых желез.

Железо участвует в процессах транспорта кислорода и образования эритроцитов.

Кремний повышает эластичность и упругость кожи и укрепляет ткани.

В основном морскую соль применяют в косметологии. Широко распространено применение морской соли как лечебно-профилактического средства, улучшающего состояние кожи. Морская соль является уникальным оздоровительным средством, которое используется СПА центрами в программах бальнеотерапии, благодаря комплексу биологически активных микро- и макроэлементов. Ванны с морской солью оказывают стимулирующее действие на иммунную систему, нормализуют сон, восстанавливают структуру кожи, повышают жизненный тонус. Принимая ванны с морской солью, можно значительно укрепить иммунитет и нервную систему. Эти две соли имеют большое значение в нашей жизни, и они влияют не только на здоровье, но и на красоту человека.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода»Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть перваяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть первая Участники проекта: ребёнок младшего школьного возраста и его родители. Время проведения: долгосрочный. Цель проекта: развитие познавательного.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третьяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третья «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Есть чудные живучие растения, я удивляться им не устаю. Фасоль стремится вырваться из.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть втораяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть вторая В стручках всегда она растёт, На грядке садовод её найдёт. Фасоль мы любим, уважаем, Все вместе дружно собираем. И вкус прекрасный точно.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «В саду растет лимон»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «В саду растет лимон» Цель: Расширение и углубление представлений детей 6-7 лет о растении лимон (семейство рутовых) в контексте опытно-исследовательской деятельности.

Познавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группеПознавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский Тема: «Волшебница вода» Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети,.

Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников» Проект «Издательская деятельность в детском саду как форма работы с родителями воспитанников. На примере газеты детского сада «Точка, точка,.

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде» «Во саду ли, в огороде» Проблема: Какую модель познавательно – исследовательской деятельности можно использовать для ознакомления малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проективная деятельность в детском саду. Познавательно-исследовательский подгрупповой проект «Соль-волшебница»
Опубликовано: 21 июля 2021 в 17:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проективная деятельность в детском саду. Познавательно-исследовательский подгрупповой проект «Соль-волшебница»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дудина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД