Наталья Игоревна Катаева
Циклические наблюдения с воспитанниками разновозрастной группы в условиях введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и подводить к пониманию изменений в окружающей обстановке. Дети наблюдают за живой и неживой природой, её изменениями.
Публикация «Циклические наблюдения с воспитанниками разновозрастной группы в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Наблюдения помогают детям овладеть познавательной деятельностью, формирует умение различными способами обследовать объекты, следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (кратковременные) и длительные, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.
Особенно важны длительные непрерывные наблюдения.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, наблюдения за объектами неживой природы используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, устанавливают причинно-следственные связи.
Именно циклические наблюдения мне, как воспитателю работающему на разновозрастной группе позволяют спланировать работу с учетом возрастных и психологических особенностей моих воспитанников. Дети младшего дошкольного возраста проводят наблюдение не только под моим руководством, но и старших воспитанников нашей группы, как бы передавая свой социальный опыт малышам. В процессе совместной деятельности я и воспитанники старшей подгруппы руководим наблюдением, объясняем его цель, задаем вопросы, которые направляют внимание малышей на объект или явление.
Так же проводятся специальные наблюдения только с детьми старшей подгруппы, с использованием такого методического приёма, как сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия, формирует такие процессы, как анализ и синтез.
Данная форма работы с воспитанниками позволяет выйти на следующие целевые ориентиры федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Целевые ориентиры в ФГОС ДО
• Обладает знаниями о природном мире, в котором он живет, знаком с элементарными представлениями из области живой природы и естествознания
• Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями
• Овладевает основными культурными способами деятельности и в познавательно-исследовательской деятельности.
Наблюдение 1.
Люблю берёзку русскую….
(с младшей и старшей подгруппой)
Цель: Сформировать у детей внимательное отношения к окружающему миру, уточнить их представления о том, что береза это дерево, что у неё есть ствол и ветви (младшая подгруппа, корни, почки, листья (ст. подгруппа)
Формы работы: обследование и рассматривание
Я читаю детям стихотворение:
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Предлагаю детям найти на территории и подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить их руками, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой. Отойдя на расстояние от детей, руками изображаю форму дерева. Обращаю внимание детей, что берёза похожа на игрушечную пирамидку (показываю заранее приготовленную игрушку). Дети ст. подгруппы напоминают, рассказывают малышам, что у березы есть ствол и ветки, длинные и короткие. Водят вокруг березы хоровод, рассматривая её со всех сторон. Далее отпускаю детей младшей подгруппы играть, старшим детям объясняю, что у березы есть ещё корни, благодаря которым березу ветер гнет, но не сломает, и через них поступает питание березе. На ветках березы есть листочки, это как легкие у человека. Листочки помогают березе дышать. После прогулки я и дети на обложке дневника наблюдении рисуем «портрет» березы и ставим под ним подпись: «Наша любимая береза».
Наблюдение 2.
Чем питается береза?
(со старшей подгруппой)
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
Формы работы: беседа,наблюдение.
Задаю детям вопросы: Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим.
Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, строй подо мной избушку» (дети по аналогии сочиняют сказку.)
Затем вместе с детьми наблюдаем берёзу в ветреную погоду. Я говорю детям, что под действием сильного ветра деревья качаются всё сильнее. Предлагаю детям показать движения руками. Листья опадают,они покрыли всю землю вокруг. Рассказываю,что корни «добывают еду» из земли, почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами кормят её. Листья перегнивают и почва становится богаче и весной может кормить растения. Примета: А какой будет весна, берёза расскажет осенью.