Ольга Бутузова
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Что же важно учитывать при проектировании развивающей среды дошкольного образовательного учреждения?
1. Создание единого пространства детского сада (гармония среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов- коридоров, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, «комнаты сказок» и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, участка).
Публикация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
2. Можно организовать общую столовую, обустроить места для самостоятельной деятельности в спальнях, раздевалках, холлах (если позволяют условия учреждения)
3. В сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, музыкальном зале могут находится специальные информационно-коммуникативные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью мультимедийных презентаций.
4. Цвет. Он может зрительно ограничить, приблизить, разделить или сгруппировать пространственные зоны, изменить восприятие объемов, их масштабность и форму. Цвет вызывает определенные эмоции и настроения, видоизменяет окружающую среду, визуально изменяет пространство: теплые насыщенные цвета уменьшают пространство, а холодные светлые тона –зрительно расширяют его. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного освещения должно окрашиваться в холодные цвета, а на северную - теплые цвета.
5. В оформлении детского сада большое место отводится изобразительному декоративно – прикладному искусству. Картины, графика, скульптуры, роспись, витражи, декоративные кладки и т. д.
6. В детском саду не должно быть излишества.
Соединения современного интерьера и природного мира должно вызвать у детей чувства гармонии, уюта, спокойствия и защиты.
Как проектировать предметно-развивающую среду?
Технологический цикл включает в себя следующие шаги:
1 шаг. Сформулируйте цели и задачи работы, проанализировав образовательную программу группы детского сада. Формулирование задач помогает определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.
2 шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми, которые отражены в текстах программ, выпишите:
- учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
- игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
- специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и т. д.). Это могут быть примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов;
3 шаг. Составьте перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и т. д.). При необходимости определите задачи пополнения ППС в ближайшем будущем.
4 шаг. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умывальной и других комнатах).
5 шаг. Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.
Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.
6 шаг. Изучить интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внести коррективы в ППС с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей к посильной для них форме к оформлению среды группы.
7 шаг. Продумайте последовательность внесения изменений в ППС в течении года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время- часть целого и поэтому служит целому, то есть всей организационной – педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели- проектирование ППС для обучения и развития детей дошкольного возраста.