Юлия Дмитриенко
Проектирование оптимальных форм взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации ООП ДОСемейный проект «Мы вместе»
На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса. ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.
Публикация «Проектирование оптимальных форм взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации ООП ДО Семейный проект „Мы вместе“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Я, как педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, разработала на основе программы М. Г. Дрезниной, О. А. Куревиной «Навстречу друг другу», комплекс мероприятий, позволяющих изменить эмоционально-ценностное отношение к проблеме реализации первого уровня образования совместными усилиями педагогов и родителей.
Главной целью реализации семейных проектов является решение проблемы укрепления семьи и активизации ребенка в совместном творчестве с взрослыми.
Педагоги – участники проекта создают ситуацию успеха для всех без исключения семей, так как процесс деятельности сопровождается положительными эмоциями, а совместный семейный продукт занимает равноправное место в общей композиции и обычно вызывает удивление и восхищение.
Замысел семейного проекта определяется анализом детско-родительского коллектива как части социума, при этом учитывается индивидуальность каждого участника проекта для объединения творческих усилий.
Важное в проекте - поднять самооценку, развеять страх и робость по поводу убеждения: «Я не умею рисовать!», главное здесь не качество художественной работы, а личный взгляд, собственная мысль, идея участника по поводу конкретной темы.
Совместная деятельность приводит к единению авторов рисунка и желанию ещё раз попробовать свои силы на поприще искусства. Здесь реализуется главное стремление человека быть успешным и понятым.
Семейные проекты предполагают выполнение силами родителей и детей определенного продукта изобразительно - творческой деятельности под руководством педагога по изодеятельности и при участии педагога-психолога.
В процессе художественно - творческой деятельности возникают ситуации, когда ощущается потребность в психологической поддержке для решения конфликта между детьми и родителями. Данная проблема решается через организацию педагогами атмосферы игры и фантазии. Тонко направляя в нужное русло продуктивно - творческую деятельность семьи, участники незаметно для себя разрешают конфликтную ситуацию. Искусство здесь выступает как мостик, объединяющий детей, родителей, педагогов.
Темы семейных проектов определяются для решения проблем детей и родителей, для создания благоприятного климата детского коллектива, установления контакта и взаимодействия между детьми и педагогами, между детьми и родителями, между семьями и образовательным учреждением.
Этапы выполнения проекта зависят от выбранной темы:
1. Семейное гнездо
2. Дети – цветы жизни
3. Мама, папа и Я
4. Мой мир в окошке
5. Комната моего детства
6. Земля – наш общий дом
7. Навстречу друг другу
8. Облако радости
9. Сказочное дерево жизни
Алгоритм действий по реализации проекта «Семейное гнездо»
1. Постановка конкретных целей проекта :
1. Включить детей и родителей в творческую деятельность в ходе
которой провести сближение благодаря общению и сотрудничеству педагогов и семьи;
2. Научить взрослых и детей лучше понимать друг друга.
3. Решение семейных проблем в художественно - творческой деятельности
2. Определение задач проекта :
1. Объяснить участникам проекта алгоритм изготовления бумажного гнезда и птиц, каждая из которых будет символизировать определенного члена семьи;
2. Объединить всех членов семьи с помощью искусства;
3. Способствовать сближению детей группы, детей и родителей, детей и педагогов, семьи и образовательного учреждения.
3. Определение визуального образа продукта проектной деятельности.
4. Идеи и творческое задание:
1. каждой семье предстоит создать свое гнездо и птичек;
2. каждая семья создает гнездо общими семейными усилиями;
3. Каждый в семье (индивидуально) делает по одной птичке, символизирующей именно его;
4. Каждый член семьи, представляя свою птичку, расскажет историю её жизни.
5. Материалы для работы по проекту :
• 1. Тарелки бумажные круглые на каждую семью;
• Готовые трафареты птиц;
• Гуашь (12 цветов) на каждую семью;
• Стакан для воды на каждую семью;
• Кисти 2-й, 3-й, 9-й, 10-й номера;
• Палитра на каждую семью;
• Простые карандаши, ластики, точилки, фломастеры;
• Ножницы, цветная бумага;
• Клей, кисточки для клея;
• Салфетки для работы с красками и клеем;
• Разноцветные ленточки.
• Бумага А 4, ручки.
6. Реализация проекта.
6.1. Подготовительная часть:
• Закупка художественных материалов необходимых для реализации проекта;
• Подготовка специалистов для сопровождения программы проекта;
• Корректировка вопросов с учетом данной группы и поставленных задач;
• Подготовка деталей и художественного материала;
• Подготовка помещения и оборудования ;
• Размещение художественных материалов для выполнения творческого задания;
• Распределение специалистов для работы с семьями;
• Знакомство ведущего и специалистов с участниками проекта.
6.2. План проведения основного мероприятия проекта :
• Встреча и регистрация участников проекта;
• Подготовка художественных материалов для выполнения творческого задания;
• Объяснение задания
• Творческая продуктивная совместная деятельность участников проекта в семейных микрогруппах :
- Выполнение семейного гнезда всей семьей
- Роспись птички каждым членом семьи
- Сочинение всей семьей рассказа о своем гнезде и о каждой птичке (в письменной форме)
• контроль качества выполняемой работы, её своевременная корректировка (при необходимости)
• Выставка изготовленных гнезд
• Зачитывание рассказа перед всеми участниками проекта, обсуждение результатов работ
7. Самоанализ результата продукта проектной деятельности педагога – оценка эффективности применения продукта проектной деятельности, профессиональная рефлексия, последующая коррекция собственной профессиональной деятельности.
Анализируя результаты реализации проектов данного направления можно сделать вывод, что через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, рождается чувство сопричастности к миру прекрасного, открываются пути освоения мира через его преображение, сближаются все участник проекта, учатся понимать друг друга. Семейные проекты помогают взрослым понять мир детей и наоборот, детям увидеть взрослых рядом с собой в новом свете. Дети, находясь рядом с родителями, чувствуют себя более защищенными и легче идут на контакт, как с педагогами, так и с детьми и родителями группы. А групповое взаимодействие рождает новый, более высокий уровень отношений: и родители, и дети, и педагоги становятся более открытыми для общения, доверия, уважения, готовы к проведению новых проектов.
Семейные проекты как раскрывают индивидуальность каждого, так и дают возможность понять, принять взгляды и традиции рядом живущих людей.
Процесс и результат художественно - творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством глубоко эмоционального выражения чувств самого юного созидателя.
Интегративный аспект проектов позволяет реализовывать художественно - творческую деятельность в тесной связи с другими видами искусств.
Семейные проекты - одна из эффективных форм работы в ДОУ. Они позволяют организовать образовательную деятельность в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС, а именно, обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействуют сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.