Получи документы

Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Баринова Елена Ивановна
Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Современная (преимущественно молодая) семья обладает довольно высоким информационной, но относительно низким уровнем психолого – педагогической компетентности. Специалистам ДОУ необходимо научиться взаимодействовать с семьей на доступном ей языке с помощью современных средств коммуникации. Тогда значительно возрастает уровень сотрудничества с семьей для достижения общих целей в развитии и воспитании детей. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Публикация «Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах

Результативность этой деятельности возрастает, если предварительно тщательно ознакомиться с теоретической моделью данного взаимодействия. Существует множество определений данной модели.

Д. А. Белухин педагогическое взаимодействие определяет, как «взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности».

В работах педагога Е. П. Арнаутовой говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. По мнению Е. П. Арнаутовой, воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению автора, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Т. Н. Доронова считает, что педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с родителями и включает в себя изучение семей воспитанников, проведение работы по повышению правовой и психолого - педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.

В ходе критического анализа теоретических моделей социально – педагогического взаимодействия с родителями, на базе нашего дошкольного учреждения «Детский сад № 340» Ленинского района г. Нижнего Новгорода была создана авторская структурно – функциональная модель, предложенная творческой инициативной группой педагогов – новаторов нашего ДОУ.

Возникает необходимость в специальной работе по подготовке семьи к сотрудничеству, взаимодействию с ДОУ. При проектировании сотрудничества с родителями складываются два направления:

- работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании детей

- работа, направленная на стимулирование помощи ДОУ от семьи.

Перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 340» г. Н. Новгорода была поставлена цель: создать условия для разработки новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьями.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

- объединить совместные усилия ДОУ и семьи по вопросам развития и воспитания дошкольников

- ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями

- создать условия для организации дополнительных образовательных услуг

- повысить качество системы управления.

Планируемые результаты:

- изучены особенности каждой семьи;

- выбран единый стиль общения ДОУ и семьи (общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ);

- у родителей сформирована уверенность в собственных педагогических возможностях;

- у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

- организованы дополнительные образовательные услуги.

Принципы построения модели взаимодействия :

- единство целей и задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

-системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;

-взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Нам показался интересным опыт Центра медико – психолого – социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга, который разработал проект «Школа успешного родительства». Проект предполагал оказание всесторонней помощи родителям в ходе:

- адаптации при переходе из дома в детский сад;

-повышения родительской компетенции при подготовке детей к школе;

-развития у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

-формирования культуры общения в преодолении сложившихся стереотипов воспитания.

Данный проект помог нам в разработке собственной структурно – функциональной модели взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков

-информационно – аналитический

-практический

-контрольно – оценочный.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь( 2-я.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
Опубликовано: 29 января 2023 в 19:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД