Яна Третьякова
Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Актуальность
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Проектирование коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Статистика утверждает, что здоровье ребёнка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы педагогов и родителей.
К сожалению, в ДОУ с каждым годом растёт количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети в основном имеют нарушения ЦНС, имеют различные хронические и соматические заболевания.
В настоящее время в нашем ДОУ функционируют 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая открылась в 2017 году.
Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы ДОУ и направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекционно-образовательной работы без укрепления организма ребенка и без общего развития психических процессов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий, показаний, а также от степени выраженности и структуры дефекта ребёнка. Развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе. Обучение с применением здоровьесберегающих технологий имеет решающее значение для развития и дальнейшей социализации воспитанников в обществе. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности.
Новизна проекта заключается в разработке методического комплекса здоровьесберегающих технологий с учетом тематического планирования логопедической группы.
Цель проекта : развитие психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи посредством проектирования коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта :
1. Разработать модель организации коррекционно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
2. Обеспечить системный подход в реализации проекта по коррекционно-образовательной работе с детьми тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий.
3. Провести сравнительный анализ развития психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи до реализации проекта и после.
Сроки реализации проекта : с сентября 2021 года по май 2022.
Реализация проекта включает в себя 3 этапа. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
I этап - подготовительный
Цель: проектирование коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий с учетом уровня развития психического процесса детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по особенностям развития психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи и методическую литературу о здоровьесберегающих технологиях.
2. Провести первичную диагностику психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи
3. Создать ППРС для реализации коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Примечание: на данный этап отводится до 1,5 месяцев.
Проектирование коррекционно-образовательной работы включает в себя использование следующих здоровьесберегающих технологий :
В ходе реализации проекта были отобраны оптимальные формы, способы реализации здоровьесберегающей технологии.
Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения с удлинённым, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажёры). Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках в хорошо проветриваемом помещении через час после приёма пищи.
Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трёхлетнего возраста. На артикуляционные упражнения отводится от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс включает от четырёх до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности).
Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2-4 минуты. Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребёнка. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и во время занятий.
II этап - основной
Цель: реализация модели коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Разработать методический комплекс здоровьесберегающих технологий с учетом тематического планирования логопедической группы.
2. Обеспечить взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей логопедической группы в реализации модели коррекционно-образовательной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи.
3. Провести родительский всеобуч по здоровьесберегающим технологиям.
Примечание: основной этап осуществляется с октября по апрель.
III этап - контрольно-итоговый
Основной целью контрольно-итогового этапа является оценка эффективности коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Провести контрольную диагностику психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Сравнить результаты первичной и контрольной диагностики психических процессов детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Проанализировать результат коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Примечание: на контрольно-итоговом этапе отводится 1 месяц (май). Анализируется эффективность коррекционно-образовательной работы с использованием здоровьесберегающих технологий, компетентность педагогов и родителей. В результате анализа выявляются слабые стороны психолого-педагогического сопровождения, вносятся необходимые коррективы в методический комплекс здоровьесберегающих технологий.
В ходе реализации проекта разработаны следующие методические разработки:
1. Методический комплекс здоровьесберегающих технологий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включающий в себя:
• картотека комплексов динамических пауз;
• картотека комплексов артикуляционных гимнастик;
• картотека комплексов пальчиковых гимнастик;
• картотека комплексов дыхательных гимнастик;
• картотека комплексов зрительных гимнастик, глазодвигательных упражнений;
• картотека комплексов упражнений с мячиками Су-Джок.
Все комплексы подобраны и разработаны с учетом тематических недель. Методический комплекс здоровьесберегающих технологий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья универсален. Он ориентирован на деятельность учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, как компенсирующих групп, так и групп общеразвивающей направленности в дошкольном образовательном учреждении, но может быть успешно использован и в практике учителей начальных классов.
2. Комплекс авторских игр и оборудований «Дышим, говорим, играем – свое здоровье сохраняем» с использованием здоровьесберегающих технологий :
• Тренажер для детей Балансир.
• Сенсорный куб «Чудо Куб» игра для развития тактильных ощущений, сенсорного опыта, ВПФ, мелкой моторики, речи.
• Игровая нейродорожка.
• Сенсорный домик «Чудо-Дом» способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, ВПФ.
• Игра «Лабиринт» для развития мелкой моторики и психических процессов.
Вывод. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Мы не говорим об одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностного развития ребенка и сохранения его здоровья. Таким образом из немаловажных факторов, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса в нашем ДОУ является рациональность организации взаимодействия участников образовательного процесса – воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, родителей. В нашем детском саду вся работа осуществляется комплексно в течении всего дня с участием педагогических работников. Педагогами разработаны программы, согласно которым проводятся специально-организованные занятия.
Воспитатели в своей повседневной работе используют по заданию учителя –логопеда по разработанному комплексу динамические паузы, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, проводят беседы о здоровом образе жизни с родителями. В работе с родителями используются консультации, собрания, папки-передвижки по пропаганде ЗОЖ. Таким образом осуществляется активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Учитель-логопед в своих занятиях использует разработанный тематический комплекс здоровье-сберегающих технологий, направленный на развитие артикуляционной моторики, пальчиковой моторики, правильного дыхания, сохранение и укрепление зрительных процессов, развитие двигательных навыков, координации движений, так же использование в своей работе Су-Джок терапии.
Один из методов здоровьясбережения является тренажёр-балансир, сенсорный куб «Чудо Куб», Игра «Лабиринт», которые используют своей совместной работе учитель-логопед и педагог-психолог на своих занятиях для детей группы компенсирующей направленности.
Так же одним из методов является дорожка здоровья, которая изготовлена из подручного материала, предназначена для босохождения ногами, закаливания которую использует в своей работе работник по физической культуре.
Таким образом можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии – это неотъемлемая часть педагогического процесса для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для сохранения, укрепления и развития эмоциональных, интеллектуальных, психологических личностных качеств ребенка.
Проектирование образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет максимально скорректировать отклонение детей в физическом и эмоциональном развитии и является существенным звеном в коррекции психических, речевых функций и в целом личности дошкольников детей с ТНР.