Юлия Будницкая
Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника в образовательном процессе ДОО
Казакова С. С., старший воспитатель МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка»;
Будницкая Ю. Ю., воспитатель МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка».
Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Индивидуальный подход (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития) и максимальное развитие способностей и возможностей каждого ребенка – одно из основных положений образовательного стандарта.
Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
Хотим поделиться опытом работы нашего Детского сада в проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) и системой взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в работе по ИОМ.
ИОМ- персональный путь реализации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственно-духовного потенциала в образовании.
Цель маршрута- создание оптимальных условий для реализации образовательных и социальных потребностей, потенциальных возможностей каждого ребенка.
Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
а) как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
б) как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления образования.
В структуру ИОМ входят три блока:
-образовательная работа (мероприятия, способствующие формированию основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка).
-дополнительное образование
-коррекционная работа (приложение 1, таблица 1).
Построение ИОМ начинается с комплексной диагностики (с письменного согласия родителей) и сопровождается ею (физическое, психическое развитие, уровень достижений ребёнка). Результаты диагностики становятся основой для выстраивания маршрута. Результаты диагностики заносятся в индивидуальные карты развития (приложение 2, таблица 2, но ИОМ выстраивается только для детей с низкими показателями развития (познавательных процессов, речи и т. п.). Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей ребёнка, уровня его психического развития, усвоения программного материала и проектирование, на основе этого, индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса ДОО. Карта позволяет проследить показатели развития психических процессов и особенности усвоения программного материала. Заводится 1 раз при поступлении ребёнка в ДОО и заполняется специалистами на протяжении всего периода посещения воспитанником детского сада. В неё вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по выстраиванию коррекционной работы. Карта индивидуального развития ребёнка заполняется совместно заместителем заведующей по УВР (старшим воспитателем, педагогом-психологом, специалистами (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, фельдшер) и является ориентиром для воспитателей в проектировании образовательного процесса, а затем и в реализации намеченных целей и задач. Воспитатель таким образом, получает возможность пользоваться рекомендациями специалистов при планировании, выборе оптимальных форм организации образовательного процесса, а также методов и приёмов работы с детьми, находящимися в зоне повышенного внимания, и их родителями в течение всего учебного года, а не время от времени.
Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности и готовый диагностический инструментарий, педагог даёт рекомендации по изменению содержания индивидуального образовательного маршрута
Формой составления индивидуального образовательного маршрута мы выбрали таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов и таблицы, в которых каждый специалист пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Каждая план-программа начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии, коллегиальных заключений ППк.
ИОМ является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия и их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии, в формировании личностных качеств, а также данные об усвоении образовательной программы ДОО.
Реализация ИОМ обеспечивает позитивную динамику развития познавательной сферы и личностное развитие ребенка, индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития. Таким образом, использование индивидуальных карт развития и индивидуальных образовательных маршрутов в педагогическом процессе способствует решению проблемы отсутствия единого информационного пространства в ДОО и обеспечивает развитие индивидуальности ребёнка, а соответственно и повышение качества образования. Наш опыт может быть полезен также и при работе с детьми с ОВЗ.
Приложение 1
Индивидуальная карта развития воспитанника
1. Ф. И. О. ребёнка ___
2. Группа___
3. Дата рождения ребёнка ___
4. Дата поступления в дошкольное учреждение ___
5. Степень адаптации к условиям ДОУ ___
6. Индивидуальные особенности ребёнка ___
7. Карта заведена ___
8. Карта сдана ___
9. Медицинские сведения (заполняет медицинский работник на основе медицинской карты ребёнка, результатов диспансеризации) :
Диагностические параметры 2019-20 учебный год
Начало года
(сентябрь) Конец года
(май)
Группа здоровья
Нарушения осанки
Нарушения зрения
Плоскостопие
Другое
10. Физическое развитие (заполняет инструктор по физическому воспитанию на основе диагностики) :
Диагностические параметры 2019-2020 учебный год
Начало года Конец года
Бег
Прыжки
Метание
Сила
Гибкость
Равновесие
Выносливость
Прирост
11. Психическое развитие (заполняет педагог-психолог на основе диагностики) :
Диагностические параметры 2019-2020 учебный год
Начало года Конец года
Психические процессы
Восприятие
Память
Мышление:
наглядно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое
Внимание:
устойчивость
распределяемость
концентрация
Память:
слуховая
зрительная
Воображение
Речь
Личностные качества
Самооценка
Волевые качества
Темперамент
Общение
С взрослыми
Со сверстниками
Статус в группе
Общий вывод
12. Уровень усвоения программного материала (заполняют воспитатели, работающие с ребёнком в группе) :
Диагностируемые параметры 2019-2020 учебный год
Начало года Конец года
сентябрь декабрь март май
Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений
Окружающий мир
Начала обучения грамоте
Развитие речи
Художественно-
эстетическое развитие
Общий уровень
13. Уровни развития основных интегративных качеств:
Сумма баллов интегративного качества: овладевший необходимыми умениями и навыками 10-8 баллов 7-3 балла 2-0 балла
Уровневый показатель
Присваиваемый балл
Интегративное качество Сумма полученных баллов каждого интегративного качества
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и
способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим
поведением и планировать
свои действия на основе
первичных ценностных
представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Способный решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту
Имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Уровневые показатели
Балл уровневого показателя
14. Другие специалисты (заполняется специалистом при необходимости или по запросу участников образовательного процесса)
Дата ___
Специалист ___
Ф. И. О. ___
Предмет ___
Заключение ___
___
___
15. Психолого-педагогические консилиумы
Дата___
Экспертное заключение специалистов
(выявленные проблемы) Решение
16. Уровень готовности к школьному обучению
Дата ___
Школа___
Вид готовности Уровень (с краткими комментариями)
Физическая
Педагогическая
Психологическая
Общий вывод