Наталья Солодухина
Проект «Звонко гусельки играют, наших деток забавляют». Этносоциализация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»
ПРОЕКТ
Этническая социализация детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
«Звонко гусельки играют, наших деток забавляют»
срок реализации проекта 2024-2025 учебный год
Разработчик:
музыкальный руководитель
Солодухина Н. А.
Бийск 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка…
Актуальность…
Цели и задачи проекта ….
Предполагаемые результаты ….
Характеристика и структура занятия….
Темочки:
- Игры для детей. Игровые технологии
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Календарно-тематическое планирование….
Список литературы…
Пояснительная записка
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации указывает, что основным направлением модели воспитания является… «система нравственных ориентиров, уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков».
Народная музыкальная культура – этот тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям. Ушинский К. Д напоминает нам о том, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» Он писал: «Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития…Народ без народности – тело без души!» (Собр Соч. Т. 1 с. 55-136)
Истоки гармоничной социализации ребенка, по народным воззрениям кроются в раннем детстве. Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы и общение в эту пору имеет главное значение в усвоении традиций. В семье он учится речи, навыкам взаимодействия и социальной ориентации. В настоящее время институты наследования, воспроизводства традиционной художественной культуры и социализации подрастающего поколения, разрушены и утрачены. Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень житейсконравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту роль должны взять на себя детские сады и школы, создавая и поддерживая систему восхождения человека к социуму.
Этот проект может стать примером этнической социализации детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности, как эффективная модель социализации личности ребенка и приобщение его к ценностным ориентирам отечественной национальной культуры.
Актуальность
Современные дети живут в век технологий, новшеств, гаджетов и интернета. Общаясь в сети интернет, дети разучились разговаривать друг с другом, слышать и слушать. Нет навыков взаимопомощи, выручки, терпения, уважительного отношения к взрослым, редко сострадают чужому горю. Слишком агрессируют. А ведь все эти навыки закладываются с детства. Именно народная культура, через детскую традиционную игру, учит ребенка коллективному взаимодействию, терпению, соучастию, переживанию, товариществу, добру, социализирует его в обществе.
Необходимо заложить основы безопасного социального благополучия в обществе на протяжении всей жизни ребенка. Научить его с раннего детства иметь гражданскую позицию - не быть трусом, слабым и плохим человеком, любить Родину, мир и дом, в котором он живет. Знать и любить родную культуру своего народа. Пробудить генетический код и заложить основы национального самосознания.
Разработка данной программы и ее применение на практике помогут изменить показатели результативности детской продуктивной деятельности. А это в свою очередь позволит сделать вывод об эффективности народных педагогических методик влияющих на улучшение многих показателей: физических, умственных, коммуникативных и других характеристик личности ребенка. Его психического состояния - снижение нервной возбудимости, мышечно-двигательного напряжения, увеличение объема памяти, развитие речи, доверительного отношения к окружающему миру и друг другу.
Осуществление проекта поможет коллективному установлению преемственных связей между современной системой социально-воспитательной работы и прогрессивными культурно-художественными традициями народной педагогики.
Цель и задачи программы
Данная программа (проект) имеет целостный, комплексный подход, направлена на реализацию основных качеств развития личности ребенка (социально-нравственная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая, формирование этнической характеристики его личности, укрепление физического и психического здоровья, полноценное всестороннее развитие, обеспечивающее таким образом социальную адаптацию.
Цель:
этносоциализация личности ребенка с раннего детства, на основе включения принципов народной педагогики в социокультурное пространство.
Задачи:
• создание условий, обеспечивающих использование традиционной культуры для эффективного развития творческих способностей ребенка;
• обеспечение духовно-нравственного, физического, художественно-эстетического и познавательного развития, в процессе музыкально- игровой деятельности, средствами и методами народного фольклора;
• налаживания тесного и разумного контакта и взаимодействия с семьей и родителями, с целью преемственностей связей и поколений;
• сформировать у родителей представление об этнокультурных педагогических традициях и их роли в развитии личности ребенка с раннего детства;
• развивать умение коллективного взаимодействия через народную игру, сказки, потешки;
• разработать систему традиционной праздничной культуры с активным участием родителей и детей.
Методы и приемы: в программе реализуются различные виды и формы организации детской деятельности: музыкальная игра, неративный фольклор: пестушки, потешки, прибаутки. Рассматривание сюжетных картинок, шумовые музыкальные инструменты, ряжание, лепка, рисование, пение, пляска, массаж.
Показ педагога и вовлечение в игру взрослых, подражание взрослым.
Организация работы по данному направлению позволяет проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться детской эмоциональной отзывчивости.
Занятия проводятся с детьми первой младшей группы во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Срок реализации - 1 год.
Предполагаемые результаты
Задачи первого адаптационного периода:
-установление контакта между педагогом, ребенком, родителями;
-обнаружение индивидуальных различий, природных способностей и возможности;
-«вживание» в микросоциум;
Предполагаемые результаты:
*определение и коррекция внешнего реагирования;
*профилактика фобий через игру в прятки и установление положительного эмоционального контакта;
*обучение манипуляциям предметами;
*установка реагирования на сигнал
Задачи второго периода:
-определение и коррекция уровня социализации каждого ребенка (коммуникабельность, психологическая комфортность)
Предполагаемые результаты:
*установка динамической пульсации;
*активное владение предметами;
*развитие пространственной ориентации;
*развитие физических навыков;
*освоение игрового пространства;
*развитие тактильной чувствительности;
*освоение элементов хореографии;
*обучение общение в парах (через игру, танец);
*реагирование на речевые и музыкальные сигналы;
*проведение гимнастики и массажа в игровой форме для поддержания тонуса тела;
*восстановление и сохранения здоровой и эмоциональной сферы.
Предполагаемые результаты итогового периода:
*развитие координации движений;
*развитие речи, музыкального слуха, памяти и воображения;
*различение геометрических, объемных форм и цветовосприятие;
*овладение играми и проявление самостоятельности;
*умение ориентироваться в пространстве;
*воспитание чувства коллективизма;
*достижение взаимопонимания
Мониторинг усвоения ожидаемых результатов детей раннего возраста :
В заключительном периоде происходит сравнительный анализ физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных характеристик личности ребенка.
Осуществляется в начале и в конце учебного года. Используются такие формы обследования, как диагностика, блиц-опрос взрослых, беседа, заключительные тематические и праздничные мероприятия, анкетирование родителей.
Характеристика и структура занятия
общая схема
№ Этапы занятия Задачи
1 Приветствие а) установка контактов по связям: родитель-ребенок-педагог
б) обучение культуре общения
в) снятие психологического зажима
2 Игры. Прикладное творчество Общее психофизиологического развитие, адекватное возрасту
3 Прощание. Подведение итогов (для родителей) а) обучение основам культуры общения через приобретения необходимых умений и навыков
б) закрепление положительного эмоционального фона
Цель каждого занятия - социальная активизация. Развитие положительной эмоциональной отзывчивости, как одного из важных условий психического созревания ребенка раннего возраста
Задача первого этапа занятия – снять напряжение, вызванное застенчивостью, недоверием к окружающим людям. Установление социальной симпатии, посредством тесного контакта с педагогом и другими детьми (возможным присутствием родителей)
Время второго этапа занятия служит для развития основных психофизиологических процессов с помощью различных форм и жанров этнопедагогики.
Процесс Жанры и формы
Социализация (через основную форму детской активности) Игра (во всех ее видах)
Эстетическая сфера (через различные виды творчества) Игра, рисование лепка, пение, слушание сказки и т. п.
Ритмизация, как средство развития грации, координации, ловкости и фактор общего развития посредством жанров музыкального фольклора Потешки, музыкальные игры, прибаутки, считалки, хороводные песни, игра на шумовых музыкальных инструментах
Речь Колыбельные песни, прибаутки, считалки, шуточные песенки, игры с имитацией звуков
Интеллект (через абстрагирование) Сказки, сюжетные игры, включение в игру предметов заместителей (характерных для народных игр)
Физическое развитие Пестушки, потешки, подвижные игры
Память Все жанры фольклора, имеющие характерное повторение, исполняющиеся на высоком эмоциональном уровне)
Внимание (через управление органами чувств) Игры, прикладное тврчество
Первый и третий этапы объединяет правило приветствия и прощания. Правило приветствия и прощания – обязательный компонент занятия. С помощью заданного правила, ребенок входит в мир этических норм моральной традиции и приучается считаться с объективной внешней стороной нашего традиционного культурного поведения.
Построение и использование предлагаемого материала
Занятия строятся по двум принципам:
1. От простого к сложному
2. Динамическая пульсация: быстро-медленно, подвижное - малоподвижное, речевое - музыкальное, игровое – прикладное.
Такая форма дает возможность разнообразить виды деятельности. Темы занятий определяются подбором игр. Тематическая канва предусматривает максимальное использование всех жанров фольклора. Занятия для детей раннего возраста представляют собой сюжетное действо, связанное с предыдущими занятиями по принципу установления накоплены навыков, умений и усложнения форм проигрывания, проживания игрового и других видов предлагаемого материала.
Календарно-тематическое планирование
этнопрограммы
«Звонко гусельки играют, наших деток забавляют»
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
ОКТЯБРЬ
1 У нас деточки в дому (потешка) Установление взаимопонимания, положительного эмоционального отклика. Снятие психологического напряжения Дети сидят на ковре кругом. Одному ребенку поют песню. Он пляшет, остальные хлопают Балалайка
2 Птички (игра) Обучение владения предметами, массаж кистей рук. Развитие коммуникативных навыков Игра под песню. Педагог держит в руках птичку. Дети протягивают ладони – «кормят птичку», приплясывают. Педагог прячет птичку за спиной. Ребенок, нашедший птичку становится водящим. Маленькая, мягкая птичка на ножке
3 Катенька хорошая (хоровод) Установление внешнего реагирования и положительного контакта. Развитие координации Ребенок, держась за руку взрослого идет под песню, по сложенным на полу рейкам. После пропевания потешки, ребенок, сойдя на пол, топает ногой Две расписные традиционной росписью рейки (ширина 5 см, длина2 м)
4 Заяц бегал по болоту (считалка) Установление партнерских отношений в игре. Ритмизация тела а) дети сидят на ковре, расставив ноги, ритмично хлопают в ладоши и касаются обеими руками ковра
б) с партнерами играют в ладоши Шерстяной ковер
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
НОЯБРЬ
1 Кто у нас хороший (потешка) Установление взаимопонимания, положительного эмоционального настроения. Снятие психологического напряжения Дети сидят на ковре кругом. Одному ребенку поют песню, он в центре круга пляшет. Остальные дети ритмично хлопают в ладоши Балалайка
2 Поехали за орехами (прибаутка) Тренировка мышц тела. Ритмизация, развитие воображения а) ребенка сажают на колени, покачивают и резко опускают между коленями
б) водят хоровод. Хлопки в ладоши – орехи, удар ладони об ладонь – блины. Руки образуют круг перед собой и наклоны вперед – калачи. На слова «бух» падают на ковер. Мягкий шерстяной ковер
3 Стук, тра-та-та (потешка с элементами игры) Тренировка артикуляции. Развитие речи и коммуникативных навыков Ребенок в роли «лошадки» держит колокольчики. Остальные держатся за веревку, топают ногой, затем передвигаются по комнате за «лошадкой», при этом щелкают язычком, имитируя стук копыт. Плетеная веревка, закрепленная к колокольчикам обеими концами
4 Колобок (игра) Установление игровых партнерских контактов и координация движений. Развитие воображения Игра построена на словах сказки. Сидят за столом, держат мяч в руке и делают вращательные движения кистью руки. На словах «по сусекам метен» водят им по столу круговыми движениями, перекатывают от руки к руке на словах «. я от бабушки ушел». Затем по очереди бросают в решето, которое подносит педагог. Тряпичные цветные мячи, расписное решето
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
ДЕКАБРЬ
1 Я рыжая лисица (потешка с элементом игры) Установление реагирования на речевые и музыкальные сигналы. Развитие коммуникативных качеств. Ритмизация тела. Взрослые держат за четыре конца большой платок – «дом», под которым стоят дети. Педагог, в роли лисы ходит вокруг «домика». На слова «бух» прячется в углу комнаты. Дети выбегают на середину комнаты, и скачут на двух ногах, как зайчики. Музыка обрывается и дети убегают от «лисы» в «домик» под платок Павлопасадский платок, оранжевый фартук и маска лисы, балалайка
2 Наша-то хозяюшка (потешка) Пальчиковая гимнастика. Развитие тактильной чувствительности и воображения «наша-то хозяюшка» - пальцы правой руки положить поперек ладони левой руки. «сметлива была» - то же движение. Но руки поменять местами. «всем в избе работушку» и «к праздничку дала» - те же движения на каждую четверть (2 раза на строчку). «чашечку собачка моет языком»- средний палец правой руки- «язычок собачки», ладонь левой руки закругляется. «мышка собирает крошки под окном»!-указательный и большой пальцы прищипывают левую ладошку у которой большой и указательный пальцы, соединены, образуя «окошко». «По столу котище лапою скребет»-ладонь лев руки выпрямлена Большой мягкий напольный ковер
3 Сидит белка на тележке (прибаутка) Запоминание прибаутки. Групповое взаимодействие. Нравственные качества: доброта, внимание Дети сидят кругом на ковре. Один ребенок раздает каждому по ореху, После раздачи бросают или складывают в корзинку. Раздают все по очереди. Маленькая корзинка, грецкие орехи
4 Рисование. (прикладное занятие) Развитие мелкой моторики. Различение цвета, прямых и округлых форм. Рисование снеговика, заснеженных деревьев Аквар краски, банки д воды, альбомы, салфетки
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
ЯНВАРЬ
1 Свистульки
(игра) Тренировка речевого дыхания. Развитие музыкального слуха Играют на глиняных свистульках под музыкальное сопровождение. Во время игры, дети могут занимать любое положение (передвигаться по комнате, сидеть, стоять, танцевать) Глиняные свистульки, балалайка
2 Посмотрите, как у нас-то мастера Выполнение гимнастических упражнений. Освоение трудовых навыков. Обучение хореографическим движениям (присядка, кружение) Сидят на ковре и изображают руками забивание гвоздей, рубку дров, распиливание. Затем играют и пляшут в присядку. Балалайка
3 Оркестр (игра) Обучение активному владению предметами. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Дети играют на различных инструментах под аккомпанемент Балалайка, погремушки, бубны, колокольчики и свистульки
4 Прятки со зверями (игра) Знакомство с животными и птицами. Обучение манипуляциям предметами Картинки из «зоолото» накрывают цветными карточками – прячут, предварительно называя животное или птицу. Играют до тех пор, пока дети проявляют интерес. Можно обмениваться картинками. Картинки из зоологического лото, соединенные по 6 штук в большую карточку. Цветные карточки по размеру картинки с животными. Одноразовые тарелки
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
ФЕВРАЛЬ
1 Бабка сеяла горох (игра) Обучение хореографическим движениям. Использование присядки, «пяточка-носочек», прыжков. Ритмизация тела. Идут круговым хороводом, действуют по сюжету: «прыг-скок», педагог помогает детям подпрыгивать. Присаживаются, имитируют кушание пирога, ставят ногу на носок, на пятку. Пляшут вприсядку Балалайка
2 Вью капусточку (хоровод) Развитие навыков вождения хоровода Спиральный хоровод. Вокруг одного человека закручиваются спиралью, пропевая первую часть хоровода – «завивайся виллой кочешок» и раскручиваются на второй части – «развивайся виллой кочешок»
3 А баиньки, баиньки (колыбельная) Освоение ролевой игры. Развитие воображения Ребенок, сидя на стуле, качает куклу под колыбельную. К нему сбегаются дети, изображая зайцев. Идет диалог, после чего дети убегают, а ребенок с куклой старается кого-нибудь поймать. Большая тряпичная кукла
4 Раз, два, три, четыре, пять (потешка) Пальчиковая гимнастика. Развитие речи «1,2,3,4,5» - указат и большой палец пр. руки зажимают пальцы лев. Руки (от большого к мизинцу). «вышли пальчики гулять» - движение «фонарик». «этот пальчик, гриб нашел, этот пальчик чистил стол, этот резал, этот ел» - указ палец пр. руки загибается к ладони мизинец, безым, средний, указательный поочередно.»Ну, а этот все глядел» - зажимают большой палец пр. руки и покачивают его
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
МАРТ
1 Репка (игра) Инсценировка сказки. Развитие воображения Педагог поет песню про репку. Затем дети встают паровозиком, держат друг друга за пояс и тянут репку. Репку держит педагог Репка из пластмассы или картона
2 Сова (прибаутка) Выполнение гимнастических упражнений. Подражание птичьим звукам. Формирование правильной артикуляции. Развитие воображения Знакомятся с игрушечной совой. Играют по тексту. Показывают большие совиные глаза, большую голову, садятся на корточки, крутят головой из стороны в сторону, изображают голос совы «угу-угу» Вязанная крючком объемная игрушка совы. Или мягкая игрушка
3 Сорока-ворона (потешка) Инсценировка потешки. Развитие нравственных качеств: гостеприимства, щедрости, доброты. Сидят на ковре кругом. Ребенок изображает сороку: машет руками, всех гладит по голове, приглашая «а кашу». Все дет складывают руки лодочкой, «сорока» раздает из ложки всем кашу, дети имитируют кушание и разбегаются по комнате. В роли сороки выступают все дети по очереди Шапочка сороки, деревянная ложка
4 Лепка из глины (прикладное занятие) Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики. Умственное эстетическое развитие Лепят к сказке «Ивашечка» елку, лодку, гуся, яблоко, грибы, корзинку Глина, влажные тряпочные салфетки для рук
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
АПРЕЛЬ
1 Ветер дует нам в лицо (потешка) Выполнение гимнастических упражнений. Ритмизация тела. Развитие образного мышления Держат в руках листья. Машут на лицо. Раскачиваются из стороны в сторону с вытянутым вверх руками. Присаживаются на корочки. Изображают голоса птиц Картонные листья разных деревьев
2 Шла коза по мостику (считалка) Выполнение физических упражнений. Тренировка речевого дыхания. Музыкальное развитие Идут на четвереньках по рейкам. В конце пути находят глиняную свистульку. Играют на свистульках под музыкальное сопровождение 2 рейки, балалайка, глинянные свистульки
3 Птички (игра) Пальчиковая гимнастика. Развитие речи и образного мышления «чики, чики, чички»- руки сложены в кулачки, выполняют потирающие движения суставчиком об суставчик. «летели две птички» -руки, как крылья легко, но постепенно расходятся в разные стороны. «Пролетали мимо» руки постепенно сходятся в ритмичном волнообразном движении.»почесали спины» потирание внешними сторонами ладони, «перышки упали» - руки кладут на колени. «Здравствуйте, сказали» - рукопожатие. «хвостики кружили» - крупные круговые движения одновременно всеми пальцами от ладони. «Друг с дружкой дружили» - ладони и пальцы соединяются в замочек. «Песенку запели, на крышу полетели» - рут поднимают на голову.
4 Рисование (прикладное занятие) Различение цвета и геометрических фигур Спирали, круги, лепестки цветы, волны, зигзаги. Роспись бумажных тарелок Акварельные краски, банки для воды, салфетки, альбомы
№
п/п Непосредственно образовательная деятельность Виды образовательной и досуговой деятельности Оборудование
Тема
Название, жанр Задачи
1 2 3 4 5
МАЙ
1 Сел комарик на дубочек (игра) Освоение ролевой игры. Тренировка артикуляции. Освоение игрового пространства Бегают, издают звук комара, садятся на стулья и закрывают лицо руками – прячутся от «лягушки». Педагог в роли «лягушки» приближается к детям и следит а ем, чтобы дети на открывали лица. (кто открыл лицо, тот съеден лягушкой). Можно выбирать «лягушку» считалкой Детские стулья. Маска лягушки
2 Коза-дереза (сказка) Подготовка к инсценировки сказки с последующей театрализацией Слушают сказку в исполнении педагога. Инсценируют отдельные фрагменты ( н-р: хором поизносят монолог козы, изображают козу, петушка) Шапочки козы, петушка
3 Шишки (игра на музыкальных инструментах) Освоение музыкального инструмента Развитие музыкального слуха По чешуйкам еловых шишек поводят самодельными медиаторами. Под балалаечный наигрыш играют на шишках Еловые шишки, Пластмассовые или деревянные медиаторы
4 Аппликация (прикладное занятие) Организация совместного труда. Эстетическое развитие Коллективные работы: «Цветочная поляна», «Деревня» Ватман, заготовки из цветной бумаги: цветов, фигурки домашних животных, птиц. Клей, кисти, салфетки