ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Проект «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Концептуальные основы проекта
Тема проекта «В гостях у Золушки»
Направление Развитие речи дошкольников через применение способов развития мелкой моторики руки.
Название организации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 21» для детей с нарушениями речи
Юридический адрес 618416, Пермский край, город Березники, улица Свердлова, 53; т. 26 16 03
Ф. И. О. автора, должность Сивцева Татьяна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Публикация «Проект „Золушка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Краткое описание деятельности организации Учреждение проводит обучение и воспитание детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет с речевой патологией. Приоритетным направлением является осуществление квалифицированной коррекции недостатков речи детей, их речевой реабилитации и социальной адаптации к школе.
Домашний адрес, телефон Город Березники, улица Юбилейная, дом 71, квартира № 129 т. 23 01 84
Краткое описание проекта Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста актуален на сегодняшний день. Наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
Данный проект реализуется для развития речи детей через применение способов развития мелкой моторики руки.
Работая над проектом, вы познакомитесь с методами и приемами, способствующими формированию речи и мелкой моторики через определенные двигательные упражнения. Вы узнаете, как можно повысить уровень речевого развития дошкольников и что необходимо учитывать при выполнении упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки. Как можно для этого использовать проектную деятельность.
Цель проекта Развитие речи дошкольников для успешной учебной деятельности.
Задачи проекта Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний;
Подготовить руку дошкольника к письму, как предпосылку развития речи;
Развивать мелкую моторику руки, совершенствовать координацию руки и глаза;
Воспитывать интерес к учебной деятельности, формировать ее навыки.
Ожидаемый результат Развитая речь дошкольников в соответствии с требованиями начального звена школы.
Подпись руководителя проекта
Дата Октябрь 2011г
Актуальность проекта
В настоящее время, по данным исследователей, количество детей с нарушениями речи возрастает. Такие дети испытывают затруднения в освоении социальной микросреды. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребёнка в школу. У таких детей вследствие органического поражения центральной нервной системы страдает мелкая моторика руки, что усугубляет нарушение речи. В силу этого проблема нарушения речи влияет на подготовку ребёнка к школе и является актуальной в современной педагогике.
Актуальность данного проекта проявляется в представлении методов и приёмов для развития мелкой моторики руки ребёнка, а следственно речи дошкольников.
«Пальцы человека – это выдвинувшийся вперёд мозг», сказал И. Кант.
Эффективность
Данный проект поможет:
Укрепить связь родителей, детей и педагогов;
Развивать художественно – творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;
Развитие всех сторон речи (звуковой, связной, коммуникативной);
Формирование навыков учебной деятельности.
Моделирование проектной деятельности
Виды деятельности понедельник вторник среда четверг пятница
Пальчиковая гимнастика Разучивание комплекса пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика
Сенсорная деятельность Работа в «Центре песка и воды» Игры с предметами домашнего обихода
Изобразительная деятельность Игры с рисованием «Обезьянки» Занятие: рисование пальчиками «Яблонька»
Конструктивная деятельность Игры – шнуровки М. Монтессори Занятие «Декоративная пластинка»
Художественно-речевая деятельность Показ стихов руками Спектакль пальчикового театра «Теремок»
Работа с родителями Консультация «Развитие движений пальцев и кисти руки ребенка, как метод развития речи ребенка»
Оформление ширмы «Наши руки не для скуки» Конкурс пособий для развития мелкой моторики «Оч. умелочки» «Праздник правильной речи» совместно с родителями
Содержание проекта
Комплекс пальчиковой гимнастики
Цель:
разминка мелкой мускулатуры рук;
закрепление родственных отношений в семье.
1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, а остальные соединить вместе)
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (тоже, но пальцы разъединены)
5. Корни растения (прижать корни – руки тыльной друг к другу, опустить пальцы вниз)
Потешка «Этот пальчик»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Упражнения в центре «Воды и песка»
1. Ребёнок опускает кисти рук в ванночку, заполненную однородным наполнителем (водой, песком, различными крупами, любыми мелкими предметами) и 10 минут перемешивает содержимое. Затем предлагается другой наполнитель, после нескольких проб, ребёнок на ощупь, с закрытыми глазами определяет содержимое.
2. Рисование фигур, цифр на песке правой и левой рукой.
3. Лепка из сырого песка и формочек «печенья» для Золушки.
4. Пускание корабликов из воды, дерева, ореха, пластмассы, железа. Опыт с плавучестью предметов.
Цель:
Научить детей самомассажу, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга
Продолжать развивать органы чувств
Упражнять в умении устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями
Игры с предметами домашнего обихода «Мамины помощники»
Цель:
Продолжать развивать органы чувств;
Развивать навыки самообслуживания;
Упражнять тактильную чувствительность и сложно координированные
движения пальцев и кистей рук через стихотворный текст.
Достоинством их является то, что для их проведения не требуются какие – то специальные игрушки, пособия и т. д. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.
1. Нужен яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпать по подносу любую мелкую крупу. Провести пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволить ребёнку самому провести и нарисовать заборчик, солнышко, цифру.
2. Подобрать пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложить рисунок взрослым, а затем попросить ребёнка. После самостоятельного выполнения ребёнок придумывает варианты рисунков. Из пуговичной мозаики сложите неваляшку, бабочку, снеговика, мячик, бусы.
3. Дать ребёнку круглую щетку для волос. Ребёнок катает щетку между ладонями со словами:
«У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник»
4. Взять решётку для раковины (состоит из множества клеточек). Ребёнок ходит указательным и средним пальцами как ножками, стараясь делать шаги на ударный слог.
«В зоопарке мы бродили
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
5. Насыпать в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, что месит тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут – будут из печи,
Булочки и калачи.
6. Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них как ноги. Двигаемся на «лыжах» делая по шагу на каждый слог.
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно попробовать двумя руками.
7. Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Игры с рисованием «Обезьянки»
Цель:
Развивать мелкую моторику руки;
Подготовить руку к письму.
1. Упражнение «Рядом». Взрослый садится рядом с ребёнком, рисует в «воздухе» или на столе какую – либо «фигуру» и просит ребёнка повторить.
2. Упражнение «Зеркало». Ребёнок зеркально повторяет за взрослым, т. к. взрослый сидит напротив.
3. Упражнение «Наперегонки». Взрослый с ребёнком или ребёнок с ребёнком обводят наперегонки кружки, квадраты.
4. Упражнение «Лабиринт». Взрослый заранее рисует ребёнку лабиринт из кругов и квадратов и наоборот ребёнок срисовывает.
5. Упражнение «Угадай-ка». Ребёнок загадывает фигуру, рисуя точки, другой ребёнок должен их соединить. На первом этапе точки подготавливают заранее.
6. «Дорисуй дорожку по клеткам». Ребёнок дорисовывает 1,2,3 элементов узора, расположенного на листе в клетку.
Игры – шнуровки М. Монтессори
Задачи:
Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
Формировать навыки шнуровки;
Способствовать развитию речи;
Развивать творческие способности.
В играх – шнуровках также развивается глазомер, внимание, укрепляются пальцы и вся кисть, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
В группе есть игры – шнуровки:
а) Дерево с яблоками и грушами;
б) Башмак с дырками для шнуровки;
в) Кот в сапогах;
г) Бусы – рамки с вкладышами, которые крепятся шнуровкой;
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает степени зрелости структур головного мозга, от них зависит управления движениями руки, поэтому нельзя заставлять ребёнка.
Упражнение
1. Рассмотри и разложи. Ребёнок разглядывает контур и прикладывает мелкие части на более крупные.
2. Продевание шнурка в крупных деталях.
3. Пришивание мелких частей к крупным.
4. Рисование шнурком глаз и усов.
Актуальность
Чем можно объяснить появление большого количества игр с шнурками?
Так как у большинства детей общее моторное отставание, особенно в городах. Даже детская обувь на липучках, чтобы не шнуровать или не застегивать. Еще 20 лет назад родители с детьми перебирали крупу, стирали белье, вязали, шили, а сейчас это заменили машины.
Даже если речь ребенка в норме, он все - равно не может управлять своими руками. В 4 – 5 лет не может шнуровать, в 6 лет – лепить, пришивать пуговицы, это говорит о проблемах с координацией и мелкой моторикой. Это оборачивается нагрузкой на ребенка в школе, приходится заново учиться держать правильно ручку и карандаш.