Елена Шейн
Проект «Золотой ключик» для детей от 3 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
п. Тубинский 2018 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Золотой ключик»
(Методика Л. В. Михайлова – Свирская)
Автор проекта : Е. В. Шейн воспитатель высшей квалификационной категории.
Возраст детей : разновозрастная группа (от 3 до 5 лет)
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятия художественной литературы и фольклора, трудовая, музыкальная, двигательная.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Золотой ключик“ для детей от 3 до 5 лет» размещена в разделах
Тип проекта : творческий, игровой, групповой,
Форма проведения: дидактические игры, беседы по теме, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, работа с родителями.
Продолжительность проекта : долгосрочный (ноябрь - май)
Планируемый результат: В результате работы над проектом дети познакомятся с разными видами театра; научатся передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями; у детей расширится и активизируется словарный запас детей; будут развиваться коммуникативные навыки, связная диалогическая и монологическая форма речи, улучшится грамматический строй речи; у детей повысится интерес к театрализованной деятельности и желание играть в театрализованные игры, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками и взрослыми;
Благодаря совместной работе над данным проектом у родителей изменится подход к организации досуговой деятельности детей в домашних условиях, родители будут являться активными участниками консультационного пункта в детском саду; проявят творческий подход к проведению культурно-досуговой деятельности детей дома.
Презентация проекта : Презентация проекта в виде мультимедийной презентации; выставка видов театра «Секреты золотого ключика»; ….
Проблема: По нашим наблюдениям и результатам анкетирования нами было выявлено, что у детей снижен интерес к играм, к чтению художественной литературы, взрослые если и читают книги, то с детьми их не обсуждают, отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают своих детей.
Дети в свободное время и выходные дни в основном дома много времени проводят за телевизором и компьютером, родители не проявляют большого интереса к играм и организации досуговой деятельности детей дома, так же родители с малой активностью проявляют интерес к общению со своими детьми, по разным причинам: у кого то просто не хватает времени, заняты работой, некоторые совсем не чего не успевают или сами имеют зависимость компьютера и телефона причин можно перечислять множество.
Из жизни современных детей постепенно уходит речь, поэтому у детей не достаточно развита связная, монологическая, диалогическая речь, грамматический строй речи и звуковая культура речи, слабо развиты коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
По выявленным нами проблемам мы пришли к выводу, что родители, не придавая особого этому внимания и значения, нарушают право на игру, отдых и культурную жизнь», которое закреплено в «Конвенции ООН о правах ребенка» ст. 31. Таким образом, это право является законодательно закрепленным для каждого несовершеннолетнего человека.
В связи с выявленными нами в нашей группе проблемами мы решили реализовать проект по социально-коммуникативному развитию «Золотой ключик», где активными участниками будут все участники образовательного процесса родители, педагоги, дети.
Актуальность проекта : Все мы знаем, что в настоящее время ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» большое внимание уделяется формированию коммуникативной деятельности, развитию общения детей со сверстниками. Результатами освоения программы должно стать свободное общение со сверстниками и взрослыми. Дети должны уметь решать житейские задачи, начать и поддерживать разговор, слушать собеседника и вести диалог, выражать свои мысли и намерения, владеть арсеналом средств коммуникации с целью сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Так же Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Условием эффективного социально-коммуникативного развития детей является совместная досуговая деятельность детей и родителей. Культурно - досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности.
Досуговая деятельность раскрывает возможность для сотрудничества, устанавливает теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуговая деятельность дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Театрализованные игры являются одним из видов досуговой деятельности. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает связную речь, активизирует словарь, удовлетворяет естественную потребность детей в отдыхе и развлечениях. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Игра главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Новизна данного проекта заключается в том, что в группе будет организован консультационный пункт для родителей по проблеме организации досуговой деятельности ребенка в семье, через работу консультационного пункта и совместные мероприятия установятся партнерские отношения между детьми, родителями и педагогами. В системе спланирована работа, которая направлена на решение проблем социально-коммуникативного развития, овладение речевыми и коммуникативными навыками, развитие творчества детей дошкольного возраста и уверенности в себе.
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс через театрализованную деятельность, обеспечение становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить детей и родителей с разными видами детских театров;
2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения);
3. Развивать у детей коммуникативные навыки, память, выразительную грамотную, связную, монологическую, диалогическую речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение;
4. Развивать у детей инициативу, самостоятельность в играх с куклами, желание выступать перед сверстниками и взрослыми;
5. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы;
6. Показать значимость организации семейного досуга с ребёнком в семье;
7. Привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей;
8. Научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг;
9. Оказать родителям педагогическое просвещение по развитию речи через театрализованную деятельность;
10. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
11. Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.
Этапы работы над проектом :
1 этап – погружение в проект
• Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемого результата;
• Разработка и составление план работы с детьми и родителями по данной теме;
• Сбор информации, материалов по данной теме;
• Организация предметно - развивающей среды;
• Подбор детской, познавательной литературы, методических пособий;
• Подбор наглядного, дидактического материала (иллюстрации, фотографии, дидактические игры, презентации);
• Подбор мероприятий, консультаций, буклетов для родителей по данной теме;
• Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
• Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта, предстоящих мероприятий;
• Составление и обработка анкетирования.
2 этап – организация деятельности.
1. Использование материала по теме «Театр» в образовательной деятельности;
2. Создание лэкбук, дидактических игр по теме «Театр»;
3. Планирование деятельности в режимные моменты :
1. Артикуляционная гимнастика
2. Потешки и стихи
3. Пальчиковая гимнастика
4. Коллекция русских скороговорок и чистоговорок
5. Стихи по логоритмике
6. Чтение с детьми русских народных сказок
7. Рассматривание иллюстрированных детских книг с потешками и сказками;
4. Ролевой диалог по сказкам: «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др. (используя настольные театры, би-ба-бо).
5. Игры-имитации «Храбрый петушок», «Хитрая лиса», «Воробушек».
6. Игра-импровизация под музыку (веселый дождик, листочки летят по ветру и падают на землю);
7. Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях;
8. Педагогическое мероприятие ознакомление с окружающим миром «В гости к мухе-цокотухе»;
9. Педагогическое мероприятие по физической культуре «Колобок»;
10. Педагогическое мероприятие по изодеятельности «Поделись улыбкою».
11. Драматизация сказки «Как кукла Майя испекла пирог»;
12. Интегрированное занятие с элементами театральной деятельности по ФЭМП «Колобок и его друзья».
13. Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок».
Взаимодействие с семьёй
• Организация консультационного пункта (проведение просветительской работы среди родителей через лектории с привлечением специалистов) ;
• Выставка рисунков «Моя любимая сказка»;
• Проведение анкетирования «Организация театрализованной деятельности в семье»;
• Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды театрами; к изготовлению декораций и элементов костюмов для драматизаций;
• Проведение рекламной компании, родительские собрания «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Театральная игра как эффективное условие социально-коммуникативного развития» ;
• Консультации: «Театр дома», «Театр в жизни ребёнка», «Как устроить домашний театр для детей», «Сказочные герои, глазами детей», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Играйте вместе с детьми», «Тантамарески – вид театра»;
• Связь родителей через телефонные разговоры;
• Проведение тематических вечеров;
• Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий;
организация семейного чтения;
• Наглядная информация стенды, папки-передвижки «Из истории театра», «Театр на кухне», «Артисты с грядки», «Играем в кукольный театр», объявления;
• Совместная культурно-досуговая деятельность: участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей;
• Памятка для родителей по организации театрализованной деятельности в семье;
• Буклет «Виды театральной деятельности в ДОУ»;
• Творческая мастерская «Своими руками» «Изготовим пальчиковые тантамарески»;
• Мастер-класс «Домашний театр».
3-й этап - заключительный
• Презентация проекта в виде мультимедийной презентации;
• Выставка видов театра «Секреты золотого ключика»;
•
Результат проектной деятельности
1. При реализации проекта «Золотой ключик» в группе стал функционировать консультационный пункт;
2. Работая над проектом, дети и родители познакомились с разными видами детского театра, расширился и обогатился словарный запас;
3. У детей и родителей появился интерес к театральному искусству и желание участвовать в театральных играх;
4. В процессе театрализованной игры у детей развились коммуникативные навыки, память, речь, словарный запас, правильное звукопроизношение;
5. У детей появилась уверенность в себе, положительная самооценка, умение преодолевать комплексы; желание выступать перед сверстниками и взрослыми;
6. Родители узнали значимость организации семейного досуга, научились правильно и интересно организовывать его в семье, создавая своими руками необходимую развивающую среду по театрализованной игре;
7. Данный проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка во взаимодействии с окружающим миром, общением со сверстниками и взрослыми;
8. Благодаря совместной работе над проектом у родителей изменился подход к организации досуга детей в домашних условиях, установились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса в ДОУ.
Возможности дальнейшего развития проекта :
1. Распространение и обобщение опыта работы среди детских садов
Района и различного уровня;
2. Презентация данного проекта на различных уровнях;
3. Публикации опыта работы в СМИ и на сайте ДОУ;
4. Выступления на педагогическом совете, семинарах, конференциях
различного уровня.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. М. И. Родина «Кукляндия» Санкт-Петербург 2008г.
3. А. И. Буренина «Театр Всевозможного» Выпуск 1- СПб: ЛОИРО 2002г.
«Сказка в жизни ребенка. Педагогический альманах» «Аничков мост» (под. редакцией А. Бурениной 2005 г.)
4. Н. Д. Сорокина «Играем в кукольный театр»- М. Изд-во Арктика 2007г.
5. Т. И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» Школьная пресса 2000г.
6. «Фольклор-музыка-театр» под редакцией Мерзляковой С. И. 1999г. («Волшебный мир театра»).
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений. - М., 2003.
8. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» МТЦ «Сфера» 2006
9. Артемова Л. В. «Театральные игры дошкольников» М.»Просвещение» 1991
10. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» М. «ВАКО»2007
11. Захарова С. Н. «Праздники в детском саду» «Владос» 2001
12. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. «АРКТИ» 2004
13. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий» М. «АРКТИ» 2007
14. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет»Москва «Мозаика- Синтез» 2008
15. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду».
Интернет сайты дошкольны