Яцук Наталья
Проект «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Е. Благинина
Паспорт проекта.
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети старше-подготовительной группы, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Золотая осень“» размещена в разделах
Актуальность: в условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».
Задачи:
• обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этап подготовительный:
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов НОД;
• подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;
• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Этап основной:
План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотая осень»
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
• «Осенний лес. Дары леса»
• «Приметы осени»
• «В гости к осени»
Конструирование и ручной труд из природного материала:
• «Бабочка» (из листьев)
• «Лесовичок» (из шишек, желудей)
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
- за красотой и богатством осенних красок
— за цветником
— за перелетными птицами
— за насекомыми
— за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование:
«Опыты с глиной и песком»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам:
• «Мы гуляли на участке»
• «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
• Пословицы, поговорки, загадки об осени
• А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
• А. Плещеев «Скучная картина»
• К. Бальмонт «Осень»
• Н. Сладков «Осень на пороге»
• Е. Благинина «Улетают, улетели»
• Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
• А. Ерикеев «Наступила осень
• Л. Толстой «Дуб и орешник»
• З. Федоровская «Осень»
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
• Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Просмотр м\ ф:«Чиполлино», «Вершки и корешки», «Муха Цокотуха», «Дюймовочка», «Мешок яблок». Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки», «Осенние превращения», «Почему ноябрь пегий?» (Сладков, «Времена года», «12 месяцев», «Времена года».
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Магазин овощей и фруктов», «Магазин цветов»,«Семейный праздник», «Пикник»
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
«Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом»,
«Прятки» (Д. Коренева)
Настольно – печатные игры: «Времена года», лото «Овощи-фрукты», «С какого дерева листок»
Трудовая деятельность:
• участие в субботнике «Чистый город»
• сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
• уборка опавшей листвы
• подготовка клумбы группового участка к зиме
• укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов осенью?»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация:
• «Осенние деревья»
• Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
• «Что нам осень подарила»
Рисование:
• «Овощи, фрукты»
• «Осенняя прогулка»
• «Золотая осень»
Лепка
• «Деревья осеннего леса»
• «Овощи»
• «Грибочки» (пластилин, соленое тесто)
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Деревья осенью»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Осень» слова Н. Соловьевой, музыка М. Парцхаладзе
«Осень пришла» слова и музыка С. Юдиной
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
«Танец с листочками»
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
• «Осенний праздник»
• «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки)
Физическое развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Съедобное — несъедобное!»
«Я знаю 5 названий!»
«Осенние листочки»
«Вороны и собачка!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»
— Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
— Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Мероприятия по работе с родителями:
• Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
• Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
• Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
• Организация выставок детских работ;
• Привлечение родителей к созданию рассказов о осени в тетрадях для домашних заданий логопеда.
Этап итоговый:
Презентация проекта :
• «Праздник царицы Осени»;
• выставка детских работ «Осенняя фантазия»
Результаты проектной деятельности :
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта, появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Литература:
1. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н. В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
2. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова Харьков 2008
3. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвещение 1981
4. «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
5. «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
6. «Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
7. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991
8. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981