Апейкина Елизавета Сергеевна
Проект «Знакомство с волшебным миром театра»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 г. Пензы «Катюша»
Проект «Знакомство с волшебным миром театра»
Подготовила:
Апейкина Елизавета Сергеевна,
воспитатель
Пенза 2022
Актуальность проекта
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Публикация «Проект „Знакомство с волшебным миром театра“» размещена в разделах
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Цель проекта :
- Создание необходимых условий для знакомства детей с театром;
- Воспитание у детей любви к театру посредством театрализации сказок.
Тип проекта : творческо-познавательный
Сроки проекта : долгосрочный (сентябрь 2022- май 2023)
Задачи:
-Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
-Учить детей различным средствам импровизации.
-Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
-Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
-Привлекать детей к драматизации небольших произведений.
Предполагаемый результат проекта для детей :
- Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
- Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
-Совместное изготовление пособий для организации предметно-развивающей среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Открытые показы занятий и театральных представлений.
- Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
- Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приемы реализации проекта :
- анализ познавательной литературы и других информационных ресурсов;
- беседы;
-игровые ситуации;
-проблемные ситуации;
-театрализованные
-чтение;
-индивидуальные беседы с родителями;
-консультации;
-анкетирование
Реализация проекта.
Этапы работы:
I этап: подготовительный – сентябрь 2022г.
II этап: практический – октябрь 2022- апрель 2023 г.
III этап: обобщающий – май 2023.
Первый этап (подготовительный)
- разработка плана реализации проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций, пособий;
-изготовление дидактического материала для создания предметно- развивающей среды;
- подбор материала для работы с родителями.
Второй этап (основной)
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
- ритмопластика;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.
Чтение худ. лит:
-Русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Курочка Ряба», «Репка», «Лиса, заяц и петух».
- Прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов по теме.
Потешки: «Зайчишка трусишка по полю бежал», «Петя, Петя, петушок».
Беседы: «Что такое театр?».
Презентация: «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!», «Наши руки не для скуки».
Дидактические игры: «Угадай по звуку», «Игра с пальчиками», «Составь сказку», «Кто за кем?», «Найди пару».
Музыкальная игра: «Умные колокольчики»
Малоподвижные и подвижные игры: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Летает-не летает, растет-не растет»
Творческие игры: «Мы в гостях у Петрушки».
Работа с родителями: Консультация на тему: «Роль театральной деятельности в развитии речи детей», анкетирование «любите ли Вы театр?», «Роль книги в жизни ребенка».
Экскурсия: Совместное посещение с родителями Пензенского областного театра кукол.
Третий этап (заключительный)
• Оформление лэпбука «Театр».
• Инсценировка по сказке «Теремок».
• Подведение итогов проекта.
Ресурсное обеспечение работы.
Нормативно-правовые ресурсы:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
-Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
3. Губанова Н. Ф., «Театрализованная деятельность дошкольников»; Москва «Вако» 2007;
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Я., Петрова Е. С., “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г. ;
5. Маханева М. Д., “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г. ;
6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г., “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г. ;
7. Штанько И. В. ,“Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г. ;
8. Сорокина Н. Ф., Милаванович Л. Г., “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г. ;
Интернет ресурсы
https://www.maaam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou.html/
Перспективное планирование
по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе (3 – 4 года)
Месяц,
неделя Тема занятия Программное содержание
Октябрь
1 неделя Знакомство с театром
Презентация «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!». Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.
Беседа «Что такое театр?».
2 неделя Слушание сказки «Колобок» Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.
Рассматривание иллюстраций по сказке, игры с кубиками «Собери сказку», отгадывание загадок.
Разучивание пальчиковой игры «Колобок».
3 неделя Сюжетно-ролевая игра
«С куклами в театр». Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.
Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки».
4 неделя «Волшебный сундучок»» Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников.
Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?».
Ноябрь
1 неделя Театр из коробки. Дать детям знания о разновидностях театра «Театр настольный», «Кукольный театр».
Учить детей правильно называть их и находить различия между видами театра.
Рассказывание русской народной сказки с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо.
2 неделя “Во садочке я была…”. Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.
Пение песенок: «Петя, Петя петушок», «Киска».
Разучивание движений к танцам: «Танец игрушек», «Танец мишуток».
3 неделя Игровая викторина по стихам А. Барто
Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.
Упражнения: «Покажи эмоцию и их голоса», имитационные задания: изобрази героев по произведениям А. Барто.
4 неделя Буклет для родителей
«Роль книги в жизни ребенка». Развивать логическое мышление, воображение, фантазию; расширять словарный запас; учить правильно составлять предложение; формировать умение слушать.
Декабрь
1 неделя «Мы в гостях у Петрушки».
Познакомить с кукольным персонажем- Петрушка. Развивать интерес к театральной игровой деятельности; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.
ПИ «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
2неделя «Холодно зайке» (на фланелеграфе) Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.
3 неделя «Мы водили хоровод» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.
Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок.
4 неделя «Рукавичка» Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.
Рассматривание иллюстраций по сказке, игры с кубиками «Собери сказку», отгадывание загадок.
Январь
1 неделя «Потеряли котятки по дороге перчатки» Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.
ДИ «Найди пару».
2 неделя «Встали детки в кружок – закружились как снежок» Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать
память физических ощущений.
Муз. игра «Умные колокольчики».
3 неделя «Мешок с сюрпризом» (театр на картоне). Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.
4 неделя «Заходите в гости к нам» Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.
Подвижная игра: «Летает-не летает, растет-не растет».
Февраль
1 неделя Потешка «Зайчишка трусишка по полю бежал» Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. Используя для этого маски –шапочки, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию.
Подвижная игра: «Зайка беленький сидит…», «Волк во
рву…»
2 неделя «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один». Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.
3 неделя
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»
Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.
4 неделя «Сказка о глупом мышонке» Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
Раскраски по русским народным сказкам.
Рассматривание иллюстраций по сказкам.
Март
1 неделя «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.
ДИ «Оцени поступок».
Работа с сюжетными картинками.
2 неделя В гости к ежику и лисе”. Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания
3 неделя
«Мы актеры»
Вызвать желание участвовать в играх драматизациях.
Развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух, умение подражать голосам животных.
Воспитывать эстетические чувства, эмоциональный отклик на совместную театрализованную деятельность.
Игра- драматизация «Зверята».
4 неделя «Наши пальчики играют»
Презентация «Наши руки не для скуки».
Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.
Пальчиковая гимнастика «Сказки».
Апрель
1 неделя «Весна пришла!» Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
Разучивание танца с лентами, с цветами.
2 неделя
Показ пальчикового/ плоскостного театра «Репка»
Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.
ДИ «Кто за кем».
3 неделя
Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей» Познакомить родителей с ролью театральной деятельности в развитии речи детей. Дать совет по организации домашнего театра и атрибутов к нему.
4 неделя Показ пальчикового театра «Курочка Ряба» Формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.
Май
1 неделя «В тесноте, да не в обиде» Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
ДИ «Узнай по контуру»
2 неделя Беседа «Правила поведения в
театре» Учить детей правилам поведения в общественных местах (театре).
3 неделя Инсценировка сказки «Теремок» совместно с
родителями. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.
4 неделя Поход с родителями в театр
Вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями.