русакова ирина
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №39
Кировского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. С. Пушкина»
Подготовила и провела
Воспитатель старшей группы
Русакова Ирина Григорьевна
Санкт Петербург 2018
Вид проекта : комплексный, познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 5.02.18 – 16.02.2018г.
Публикация «Проект „Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством А, С, Пушкина“» размещена в разделах
Участники: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Актуальность:
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребёнку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть.
Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.
Цель проекта : Развитие нравственно-эстетических чувств,
познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
• Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина.
• Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
• Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.
• Формировать умение выразительно читать стихи.
• Развивать артистические способности, инсценировать эпизоды сказок.
• Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
• Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Предполагаемый результат:
• Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• Содействие творческому развитию детей.
• Развитие эмоциональной отзывчивости.
• Создание единого развивающего пространства, объединяющего детей, педагогов и родителей.
• Дети будут обращать внимание на окружающую их красоту природы ценить и беречь её.
Обеспечение:
Сборники сказок А. С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографий А. С Пушкина, интерактивная доска, компьютер, короткометражные научно – познавательные видеоролики о жизни А. С. Пушкина, мультфильмы по его сказкам; аудиозаписи классической музыки композитора Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. С. Грибоедова, М. И. Глинки; методическая литература.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный:
1. Разработка плана проекта в соответствии с его целями и задачами.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного,
мультимедийного, музыкального материала по теме проекта.
3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
4. Определение участников проекта.
Работа воспитателей в ходе этапа проекта :
• Организация книжной выставки по сказкам А. С. Пушкина;
• Организация консультаций для родителей «А. С. Пушкин. Интересные факты,
события, истории», «Стихи и сказки Александра Сергеевича Пушкина»
• Анкетирование родителей:
- Какие сказки А. С. Пушкина читаете детям?
- Как сказки А. С. Пушкина помогают воспитывать и обучать детей.
- Как вы думаете, какую роль играют сказки А. С. Пушкина в жизни детей?
2 этап – Основной:
Работа воспитателей в ходе этапа проекта :
1. Рассказ воспитателя об А. С. Пушкине.
2. Рассматривание портрета А. С. Пушкина.
3. Беседы «Няня маленького Саши - Арина Родионовна», «Откуда брались сказки».
4. Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
5. Чтение сказок А. С. Пушкина :
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке»
Чтение отрывков из сказок:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Чтение отрывков из стихотворений А. С. Пушкина о зиме :
«Зимнее утро»,
«Зимний вечер»,
«Зимняя дорога»,
«Идет волшебница-зима».
6. Беседа по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
7. Просмотр короткометражного научно – познавательного видеоролика «ЖЗЛ Кто такой Пушкин», мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина :
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
8. Заучивание отрывков из сказок: А. С. Пушкина
«У лукоморья дуб зеленый»
«Ель растет перед дворцом»,
«Ветер по морю гуляет»
9. Игры-драматизации:
«У самого синего моря»,
«Свет мой, зеркальце».
10. Дидактические игры:
«Кубики по сказкам А. С. Пушкина»,
«Скажи наоборот»,
«Кого не стало?»,
«Вспомни сказку».
11. Продуктивная деятельность:
• Конструирование из бумаги «Флот царя Салтана»,
• Конструирование с помощью кинетического песка «Град на острове стоит»
• Лепка:
«Золотая рыбка»
«Золотой петушок»
«Кот ученый»
• Аппликация:
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
• Рисование:
«Золотой петушок»
«Белка там живет ручная»
«Кот ученый»
12. Слушание музыки:
«Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков,
«Бой с коршуном» П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,
«Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»,
«Море» опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»,
Песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).
3 этап заключительный:
Мероприятия в ходе этапа по реализации проекта.
1. Организация выставки детско-родительских рисунков и поделок «Пейзажная лирика А. С.
Пушкина», «Сказки А. С. Пушкина»;
2. Конкурс чтецов - чтение отрывков из произведений А. С. Пушкина
3. Проведение литературной викторины по сказкам А. С. Пушкина;
4. Заключительная беседа «Почему А. С. Пушкина называют «Солнцем русской поэзии»
Приложение 1
НЕ бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
Дорогие, мамы и папы! Я приглашаю Вас к разговору о сказочном слове, о сказке. Попробуйте на минуту вспомнить и представить счастливые минуты своего детства, когда кто-то из взрослых читал вам любимую сказку. Как откликнулась на эти воспоминания ваша душа? Какие чувства возникли у вас? Может быть, появилось удивительное ощущение радости, надежды на чудо, веры в торжество добра?
Что же такое сказка? Одни назовут сказку мечтой о прекрасном. Она дает людям силы жить и творить, преображаться самим и преображать мир вокруг. Другие определят сказку, как одно из первых литературных произведений, которое слышит ребенок в раннем детстве и с его помощью познает мир. Третьи видят в сказке возможность развития души ребенка. Поэтому-то сказка и будит фантазию, развивает воображение, сближает взрослых и детей. И, наверное, многие согласятся с тем, что сказка- это серьезно!
Великий русский поэт А. С. Пушкин, обладавший феноменальными знаниями, будучи выпускником Царскосельского Лицея- лучшего учебного заведения России, - писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Именно поэтому всю жизнь с любовью вспоминал А. С. Пушкин сказки своей бабушки Марии Алексеевны и няни Арины Родионовны. Гениального выразителя русской души – А. С. Пушкина давно уже нет на земле. Но вот что удивительно! Он продолжает говорить со своим народом через время. Настоящие поэты все знают, все чувствуют, все предвидят и обо всем могут сказать в своих стихотворениях. Недаром их называют – владеющие даром Слова. Каждая сказка А. С. Пушкина побуждает нас следовать лучшим качествам его героев.
Читая сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», поговорите с ребенком о замечательных качествах царевны.
Дом царевна обошла, И царевна к ним сошла,
Все порядком убрала, Честь хозяям отдала,
Засветила Богу свечку, В пояс низко поклонилась:
Затопила жарко печку. Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла, А хозяюшкой она
Хоть звана и не была. В терему меж тем одна
Приберет и приготовит, Им она не прекословит…
А также, обратите внимание ребенка на красоту, мелодичность и легкость запоминания пушкинских стихов.
Рано утром гость желанный, Королевич Елисей,
День и ночь так долго жданный, Помолясь усердно Богу,
Издалеча наконец Отправляется в дорогу
Воротился царь- отец. За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Но царевна молодая, Дверь тихонько отворилась,
Тихомолком расцветая, И царевна очутилась
Между тем росла, росла, В светлой горнице; кругом
Поднялась – и расцвела. Лавки, крытые ковром,
Белолица, черноброва, Под святыми стол дубовый,
Нраву кроткого такого. Печь с лежанкой израсцовой,
И жених сыскался ей, Видит девица, что тут
Королевич Елисей. Люди добрые живут.
Подведите ребенка к пониманию того, что сказки А. С. Пушкина – это всегда торжество добра и справедливости.
Уважаемые родители, с раннего детства читайте со своим ребенком русские народные сказки. Они воспитывают у детей веру в неизбежность победы добра над злом. Вот пример таких сказок: «Царевна-лягушка», Сказка о золотой рыбке», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка».
Трудно прожить на свете без добрых и верных друзей, с ними горе- полгоря, а радость- вдвойне. Дружбу невозможно представить без взаимного доверия, честности, умения уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу… Часто дружеское общение зарождается в детстве, и счастливы те люди, которые могут сохранить возникшую в детские годы сердечную привязанность на всю жизнь. Со временем такая дружба только закаляется, становится прочнее. Идеал верной дружбы во всей своей полноте раскрывается в русских народных сказках. Прочтите ребенку сказки «Сивка-бурка», «Зимовье зверей» и поразмышляйте, почему Иванушку и Сивку-бурку можно назвать добрыми друзьями, что помогло домашним животным дать отпор волку, лисе и медведю, что необходимо верным друзья
ВЕРНОСТЬ СОГЛАСИЕ
ЧЕСТНОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ
Истоки наших представлений о верности родной земле восходят к Святой Руси, к героическим подвигам воинов-богатырей. О них благодарный народ сложил богатырские сказы. Были они наполнены исторической правдой. Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек веры и правды, чести и долга, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Они как солнце нужны во все времена. Сказы, прославляющие подвиги богатырей- защитников земли Русской- учат детей любить свое Отечество. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И внешность у них разная, и характеры несхожие, и происхождение отличается. Но все три богатыря сильны духом, смелы и добры, все в народе любимы. Рекомендую прочесть ребенку сказы-былины: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Бой с несметной ратью под Киевом».
Обсудите вместе с ребенком:
- Чем бы он хотел быть похож на святого русского богатыря Илью Муромца?
- Кого защищал русский богатырь Добрыня Никитич (любимую матушку, Забаву Путятичну, князя Владимира Красно Солнышко, русский народ, родную землю?
- Почему наш народ любит и помнит богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича?
Такие беседы закрепляют у ребенка представление о том, какое важное и славное дело- защита Родины.
Свою статью хочу закончить словами замечательного философа И. А. Ильина. Он говорил: «Сказка уводит к истокам национального духовного опыта русского человека, по-русски укрепляя, по-русски убеждая, по-русски умудряя. В сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы нашего национального характера, высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но житейской мудрости…»
Приложение 2
Беседа «Детям о А. С. Пушкине»
Цель занятия:
1. Развивать интерес к творчеству великого русского поэта
2. Дать обобщенное представление об А. С. Пушкине, как поэте и великом сказочнике
3. Вспомнить знакомые стихи и сказки А. С. Пушкина. Продолжать учить детей выразительно читать стихи.
Ход:
В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина!
Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.
Большинство из вас, вероятно, слышали сказки о попе и работнике его Балде, о царе Салтане, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке.
Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.
Вы уже не маленькие, поэтому вам пора знать, когда жил и кем был Александр Сергеевич Пушкин. Он родился 6 июня 1799 года в Москве. В этом году исполнилось 214 лет со дня его рождения. Люди не живут столько лет, а их работы остаются на долгие годы и века.
6 июня на одной из окраинных улочек Москвы в семье майора Сергея Львовича Пушкина родился сын – Александр.
Кудрявый мальчик Саша, как и многие другие дети, был упрям, грыз ногти, и в то же время он был не похож на других детей.
Предками Александра были известные в истории бояре, воеводы, храбрые воины.
Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернёры, жившие в доме.
Бабушка выучила его читать и писать на русском языке; учили его и танцам, возили на детские балы. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и др. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга.
Читал Саша много и жадно.
В гостях у Пушкиных бывали писатели и поэты; вечера проходили в увлекательных разговорах и шумных спорах.
Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он рано начал пробовать свои силы- в семь лет сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. В девять лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
Бабушка Александра- Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна рассказывали ему сказки о добрых волшебниках и злых колдуньях, знакомили с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал её, заботился о её здоровье, называл её «мамой».
Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее, со слов няни поэт записал семь сказок и несколько песен. Ей он посвятил стихотворение «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Поэт давно умер, а слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. Во многих городах - в Москве, Санкт Петербурге, Одессе, Кишиневе, Пскове есть памятники Пушкину. Около Санкт Петербурга есть небольшой городок. В нем учился и жил Александр Сергеевич Пушкин. До революции это место называлось Царским Селом. Сейчас это город Пушкин. В Москве именем великого поэта названа одна из центральных площадей -площадь Пушкина и станция метрополитена, выходящая на эту площадь, Пушкинская.
Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто - потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно - потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей родины. Стихи Пушкина, его поэмы и сказки живут с человеком всю жизнь. Пушкин родился в Москве. Еще мальчиком, учась в Лицее, он писал стихи, которые были так хороши, что удивляли даже знаменитых поэтов. Когда Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», поэт Василий Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Этими словами Жуковский хотел сказать, что молодой Пушкин написал стихи лучше, чем он, знаменитый поэт, его учитель. Ежегодно, в день рождения А. С. Пушкина, в селе Михайловское, куда часто приезжал поэт (здесь жила его няня Арина Родионовна, и где написаны многие его произведения, устраивается праздник, на котором читают стихи самого поэта, стихи ему посвященные. В те же дни в Москве люди несут цветы к памятнику поэта на Пушкинской площади и также вспоминают его стихи. А в Петербурге длинные очереди выстраиваются к дому-музею Пушкина на улице Мойка. Здесь поэт жил со своей семьей, здесь и умер от раны, полученной на дуэли. Пушкин прожил короткую жизнь, но после себя оставил столько прекрасных произведений, что русская литература стала одной из самых замечательных в мире. Представить себе литературу нашей страны без произведений Пушкина просто невозможно!
Приложение 3
Поделки
Приложение 4
Игры по сказкам А. С. Пушкина
«Свет мой, зеркальце».
Конструирование с помощью кинетического песка «Град на острове стоит»