Аптриева Ольга
Проект «Знакомим детей с произведениями В. В. Бианки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный
Актуальность
Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только дают детям знания, но и учат их точной наблюдательности.
Темочки:
- Бианки В. В.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Чтение, детская литература
- Темочки
Задачи проекта :
1. Дать представление детям о писателях – природоведах.
2. Продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей, вызывая устойчивый интерес к природоведческой литературе.
3. Учить узнавать персонажей рассказов, знать название и автора, пересказывать содержание;
4. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
5. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды рассказа, развивать артистические способности, воспитывать коммуникативные качества детей, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности;
6. Научиться оценивать поступки героев высказывать свое мнение о героях рассказа;. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
7. Совершенствовать речевые навыки детей;
8. Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
9. развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
10. воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости.
Участники проекта : воспитатель, родители воспитанников, дети старшей/подготовительной группы.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Сроки реализации проекта : Октябрь.
Основные формы реализации проекта :
Занятия, составление рассказов, игра-драматизация, консультации для родителей.
Обеспечение:
Материально-техническое:
Слайд «В. В. Бианки», картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, ноутбук.
Проблема:
Низкий уровень развития творческих способностей детей и интереса к чтению художественной литературы.
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Планируемый результат:
• повысить интерес детей к природоведческой книге;
• развить творческие способности, коммуникативные навыки, связную речь, значительно пополнить словарь;
• расширить кругозор;
• дети должны научиться узнавать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
• уметь играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки по произведениям детских писателей- природоведов;
Этапы проведения проекта
Период Мероприятия
Подготовительный этап
Октябрь 1 неделя 1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами о природе.
3. Разработка сценариев викторин по темам:
I конкурс «Интеллектуальная игра по произведениям В. В. Бианки».
II конкурс «Вопросы тетушки Совы»
III конкурс “Знатоки произведений В. В. Бианки»
IV конкурс «По предмету угадай произведение»
4. Обогащение развивающей среды: делать макеты с родителями по эпизодам рассказа, иллюстрированных разными художниками; внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев произведений В. В. Бианки, материалы для творческих работ, репродукции картин по природоведческой литературе;
4. Организация книжной мини-выставки: «Рассказы о природе».
Основной этап
2 неделя 1. Знакомство с биографией В. В. Бианки
2. Чтение художественных произведений В. В. Бианки :
• "Приключения Муравьишки",
• "Мышонок Пик",
• "Хвосты",
• "Красная горка",
• "Лесные домики",
• "Чей нос лучше?",
• "Паучок-пилот",
• "Первая охота".
• «Латка»
• «Музыкант»,
• «Лесной колобок – колючий бок»,
• «По следам»,
• «Лесная газета»
3. ОД «Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
4. Викторина «Знатоки произведений Бианки»
3 неделя 1. Отгадывание тематических загадок (Загадки о животных, природных явлениях, временах года);
2. Аппликация «Муравьишка»;
4 неделя 1. Выставка иллюстраций «Наши любимые книги»;
2. Рисование «Животные в рассказах»
4 неделя Заключительный этап
• Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
• Оформление презентации «Экологическое воспитание через природоведческую литературу».
Вывод:
Проектная деятельность, обогащенная использованием компьютерных технологий, позволила задействовать различные виды детской деятельности, способствовала развитию с познавательной активности ребят, их творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировала развитие самостоятельности и ответственности, сблизила семью и детский сад, положительно сказалась на взаимоотношениях детей и родителей, укрепила связь семьи с социумом
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
Познавательное развитие:
НОД
Чтение рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат».
Викторины.
Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников.
Задачи:
• обобщить знания детей по произведениям В. В. Бианки.
• развивать интеллектуальные способности воспитанников.
• воспитывать в детях нравственные качества, милосердие и благодарность; умение наблюдать и восхищаться окружающей нас природой.
Подготовительная работа:
1. Чтение рассказов и сказок В. В. Бианки, героями которых являются животные и люди.
2. Рисование иллюстраций к произведениям В. В. Бианки.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Биография В. В. Бианки
2. Отгадывание тематических загадок (Загадки о животных, природных явлениях, временах года).
3. Заучивание наизусть понравившегося отрывка из рассказа.
4. Настольно-печатные игры: «Собери пазлы», «Четвертый лишний»
Речевое развитие:
• Театрализованное представление «Как муравьишко домой спешил»
• Режиссёрские игры с настольным театром «….»
Художественно-эстетическое развитие:
• Выставка иллюстраций «Наши любимые книги»
• Аппликация «Муравей»
• Рисование «Животные в рассказах» (рисование красками и карандашами)
III этап Заключительный этап
• Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
Оформление презентации «Экологическое воспитание через природоведческую литературу».
Результаты проекта :
• постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей.
• реализовав проект через непосредственно образовательную деятельность, нам удалось, повысить интерес детей к чтению, приблизить к искусству посредством изучения творчества писателя- природоведа, повысить уровень знаний о творчестве, значительно расширить словарный запас детей, повысить уровень речевой активности детей.
• дети научились сопереживать, вживаться в роль героев, что позволило детям эмоционально раскрепоститься, усилилась сплоченность и дружелюбное отношение к друг другу.
• удалось промотивировать родителей к домашнему чтению, укрепить совместное чтение как семейную традицию, увеличился интерес родителей к участию в жизни группы.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали занятия с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что при сопереживании взрослым вместе с детьми, дети в свою очередь, подражая взрослому закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.
Продукт проекта :
• создание фотоальбома
• фотографии о природе, о жизни птиц, животных, насекомых в среде обитания.
Литература:
Учебно-методическое:
1. Бианки В. В. Лесные домишки/ рис. А. Шангелдян. – М: Стрекоза, 2012;
2. Бианки В. В. Лис и мышонок/ худож. Т. Зеброва. – М: Капля, 1998;
3. Бианки В. В. Мишка-башка: Рассказы и сказки/ худож. Е. Чарушин. – М: РОСМЭН, 1996;
4. Бианки В. В. Мышонок Пик/ худож. Е. Подползин. – М: Стрекоза, 2013;
5. Бианки В. В. Чей нос лучше? : Рассказ/ рис. Т. Капустиной. – Л: дет. лит., 1990;
6. Бианки В. В. Рассказы и сказки: рис. Е. Чарушина. – СПб. : Северо-Запад, 1993;
7. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в подготовительной к школе группе художественной литературы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Интернет ресурсы:
https://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech54.htm;
https://bianki.lit-info.ru;
https://azbyka.ru/fiction/rasskazy-i-skazki-vitalij-bianki/;
https://obrazovaka.ru/biografiya-bianki.html.