Ирина Геннадьевна Шелухина
Проект «Знай и люби свой город. Гаврилов Посад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Знай и люби свой город»
Авторы проекта : воспитатель Шелухина Ирина Геннадьевна,
МБДОУ «Гаврилово – Посадский детский сад № 3»
Вид проекта : творческий, познавательно – коммуникативный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный – (сентябрь – май)
Участники проекта :
Шелухина И. Г., воспитатель высшей квалификационной категории;
воспитанники подготовительной группы;
Публикация «Проект „Знай и люби свой город, Гаврилов Посад“» размещена в разделах
родители воспитанников;
Охватываемые образовательные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
Дом, и улица, и город,
Родиной зовётся!
Посмотри, как хорош,
Край, в котором ты живёшь!
Ю. Энтин
Нравственно – патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Большое значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, с известными людьми, которые строили родной город. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, надо вызвать у них чувства восхищения своей малой Родиной.
К. Д. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей с детства».
Цель: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений. Воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
Разработать и апробировать программу ознакомления детей с родным городом.
Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
3 Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятель
ность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
4. Воспитывать у детей, родителей чувство гордости за свой город, народ.
Участники проекта :
1. Воспитанники группы
2. Воспитатели группы
3. Родители группы
Продолжительность проекта
Сентябрь-май
Ожидаемый результат:
Разработанная программа ознакомления детей с родным городам.
Расширение знаний об истории города и его культурных ценностях. Самореализация.
Повышение родительской компетентности по представляемой проблеме.
Повышение профессионализма для педагогов; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
5. Создание предметной среды способствующей повысить детскую, педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города.
Формы работы с детьми.
Еженедельно занятие с детьми в соответствии с перспективным планом программы «Знай и люби свой город».
Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада разного возраста.
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Экскурсии по городу : городской сад, городской стадион.
Экскурсии в музей крестьянского быта «Русская горница» в детском саду.
Беседы, игры-путешествия, КВН.
Выставки детских работ.
Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры.
Познавательные беседы.
Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Музыка.
Формы работы с родителями:
Совместные мероприятия с родителями воспитанников, сбор материалов,
беседы с родителями о важности данной проблемы, привлечение родителей к пополнению уголка краеведения, музея «Русская горница», участие в выставке «Краски осени», в конкурсе костюма «Есть у нас огород», в мастер – классах, в Ярмарке подворий «Народные умельцы», оформление альбомов «Природа нашего города», «Достопримечательности нашего города», информация для родителей о истории родного города.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап:
Изучение методической литературы.
Программа «От рождения до школы» в соответствии ФГОС, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. -во «Мозаика – синтез», М., 2014
Районная газета «Сельская правда».
И. Антонов, Б. Волыченко, Г. Чернов» Гаврилов – Посад, 2008.
Предварительная работа:
анкетирование родителей, знаний и представлений о родном городе;
диагностирование детей с цельно выявления уровня сформированности
знаний и представлений об истории и культуре родного города;
повышение компетентности педагогов по данному вопросу;
приобретение и изготовление дидактического материала для
организации предметно – развивающей среды:
Оформление альбома «Знай и люби свой город».
Игровая деятельность: дидактические игры по краеведению, сюжетно – ролевые игры.
Художественная литература.
4 Продуктивная деятельность.
2 этап - основная работа
Примерное планирование работы по проекту :
«Знай и люби свой город»
Сентябрь:
1 – неделя: Диагностика.
2 – неделя: Тема, задачи: Мой дом».
Формировать умения закреплять знание детей о жилище, интерьера горницы, предметах народного быта. Побуждать потребность в поддержании красоты, чистоты в доме. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.
Формы работы: Развлечение «Русская горница».
Мастер – классы: «Кукла – закрутка», «Традиции русского чаепития».
3 – неделя: Тема, задачи: «Улица, на которой я живу».
Формировать умение называть и рассказывать о достопримечательностях родной улице. Воспитывать любовь и бережное отношение к улицам города.
Формы работы: Рассказ воспитателя «Как произошли названия улиц».
Игра «Путешествие по городу».
4 – неделя: Тема, задачи: «Первые улицы города» Формировать элементарные представление о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой.
Формы работы: Знакомство с картой города.
Октябрь:
1 – неделя: Тема, задачи: «Жилые и административные задания города Гаврилов – Посад.
Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий родного города.
Формы работы: Беседа по теме. Викторина «Знатоки родного города».
2 – неделя: Тема, задачи: «Традиции города» Воспитывать чувство гордости от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры родного края.
Формы работы: Беседа «Традиции города» Совместные осенние праздники с участием родителей.
Мероприятия в рамках районного праздника «День картошки» :
Конкурс костюма «Есть у нас огород».
Районная выставка «Краски Осени».
3 – неделя: Тема, задачи: «История возникновения города Гаврилов-Посад». Конкретизировать первоначальные представление детей об истории зарождения и развития родного города.
Формы работы: Познавательное занятие «Город Гаврилов- Посад».
4 – неделя: Тема, задачи: «Геральдика города Гаврилов-Посад».
Дать детям элементарные представления о происхождении герба. Познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам своего города.
Формы работы: Рассказ воспитателя: «Символика нашего города.
Ноябрь:
1 – неделя: Тема, задачи: «Как живет наш город» Дать первоначальные представления о промышленности и хозяйстве своего района, города. Уточнить знания о роли родителей в городском хозяйстве.
Формы работы: Рассказ воспитателя.
2- неделя: «Реки: Ирмезь, Воймига. Обогатить знания детей о реках: Ирмезь и Воймига, о географическом положении, протяженности. Развивать логическое мышление, внимание, речь.
Формы работы: Познавательное занятие: «Реки нашего города».
3 – неделя: «Памятники архитектуры» Сообщить детям начальные сведения об особенностях архитектуры некоторых зданий города (Особняк А. И. Глумова (музей;) бывшие купеческие склады (рынок, дом И. И. Барашкова. Воспитать гордость от сознания к принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.
Формы работы: Беседа: «Какой красивый дом» Рассказ воспитателя об особняке А. И. Глумова. Оформление альбома «Достопримечательности нашего города».
4 – неделя: КВН «Прошлое и настоящее». Обобщить знания детей о городе Гаврилов-Посад. Развивать логические мышление, внимание, речь. Воспитать умения работать в команде.
Формы работы: Обобщающее занятие.
Декабрь:
1 – неделя: «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее. Формировать элементарные представления о людях, прославивших свой край в истории Российского государства. Воспитывать чувство признательности, уважения к знаменитым людям своего города.
Формы работы: Беседа: «Знакомьтесь А. П. Любимов - артист, М. Ф. Константинова (учительница). Герой социалистического труда Никифорова»; А. С. Титов, Устинов В. Н. –художники;
Горинов С. И. – врач; Жаравина О. Е. – учитель начальных классов.
2- неделя: «Знаменитые люди города. Прошлое и настоящее» Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, уважения к знаменитым людям своего города.
Формы работы: Литературная викторина. КВН. Познавательные занятия.
3 – неделя: «Знаменитые люди города». Прошлое и настоящее. Продолжения темы. Продолжать формировать элементарные представления детей о людях прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
Формы работы: Творчество Ю. В. Никитина, Д. И. Герасимова.
4- неделя: Создание макета «Мой город в будущем».
Формы работы: Продуктивная деятельность.
Январь:
2- неделя: Нужные профессии в городе. Закрепить и систематизировать знание детей о труде людей в промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле.
Формы работы: Рассказ воспитателя. Беседа «Все профессии хороши, выбирай на вкус». Рассматривание иллюстраций.
3 - неделя: «Дорога к храму» Уточнить и систематизировать сведения у детей об особенностях архитектуры некоторых зданий города
(Ильинское подворье Свято-Введенского монастыря). Продолжать формировать представления детей о прошлом и настоящем зданий.
Формы работы: Рассказ воспитателя об Ильинском подворье Свято-Введенского монастыря.
4- неделя: Природа родного города.
Формы работы: Экскурсия в музей, городской сад. Просмотр иллюстраций. Беседа о природе родного края.
Оформление альбома «Природа нашего города».
Февраль:
1- неделя: Тема, задачи: Культурные гнездовья нашего города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Формировать познавательный интерес. Формировать чувство гордости за свой город.
Формы работы: Рассказ воспитателя.
2- неделя: Тема, задачи: Гаврилово-Посадский краеведческий музей. Расширять и дополнять знание детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу. Активизировать потребность в обмене информацией о родном крае.
Формы работы: Рассказ «Краеведческий музей». Экскурсия в музей: И. В. Крылов – председатель горисполкома, создатель краеведческого музея.
3- неделя: Гаврилово-Посадский Дом культуры. Продолжать знакомить детей с культурными центрами в городе. Формировать познавательный интерес.
Формы работы: Рассказ воспитателя «Дом культуры – вчера, сегодня….»
4- неделя: Детская музыкальная школа. Познакомить детей с музыкальной школой города.
Формы работы: Экскурсия в музыкальную школу.
Март:
1-неделя:«Библиотеки города» Продолжать знакомить с достопримечательностями города, расширять знания детей о библиотеках города, формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний.
Формы работы: Экскурсия в детскую библиотеку.
2 – неделя: Центр русского народного творчества. Познакомить детей с Центром русского народного творчества, со студиями, которые работают в этом центре. Формировать познавательный интерес, желания посещать студию.
Формы работы: Экскурсия в центре русского народного творчества. 17 студий.
3- неделя: Государственный племенной Конный завод. Побуждать к проявлению работы о животном мире. Формировать навыки практического применения знаний о животных в жизни и в разных видах деятельности.
Формы работы: Беседа. Конный завод города. Экскурсия конно-спортивная секция.
4- неделя: «Выше, дальше, быстрее». Спортивная жизнь города Гаврилов – Посад. Закреплять и расширять знания детей о спорте в городе.
Формы работы: Рассказ воспитателя о спортивных соревнованиях, проходивших в городе, о спортсменах города, областного и республиканского уровня. Экскурсия на городской стадион.
Апрель:
1- неделя: Тема, задачи: «Городской сад». Обобщать и систематизировать знания детей о городском саде, о правилах поведения. Воспитывать экологически грамотное отношение к зеленой посадке в городском саду, к родному краю.
Формы работы: Беседа: «Зеленый наряд Городского сада» Экскурсия в городской сад. Продуктивная деятельность.
Участие в районном конкурсе рисунка: «Экология глазами детей».
2 – неделя: Тема, задачи: «Скульптура города». Познакомить детей с скульптурами родного города. Учить рассказывать о скульптурах, украшающих наш город. Воспитывать патриотические чувства по отношению к своему городу.
Формы работы: Памятник неизвестному солдату.
3- неделя: Памятники города. Познакомить детей с историческим памятником неизвестному солдату- победителю в ВОВ. Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии. Способствовать развитию чувства уважения и почитания героев Великой Отечественной войны.
Формы работы: «Чтим и помним». Выступление детей с рассказами о посещении памятников.
4- неделя: Тема, задачи: История Великой Отечественной войны. Герои нашего города.
Формы работы: Экскурсия в музей.
Май:
1-неделя, 2- неделя: Тема, задачи: Герои Великой Отечественной войны нашего города. Закреплять знания детей о героях войны нашего города.
Формы работы: Музыкально - литературная композиция, посвященная Дню Победы. Чтение художественной литературы о войне. Беседа о героях ВОВ.
Участие в районных акциях: «Для них они в боях сражались», «Бессмертный полк».
3 – неделя: Тема, задачи: Искусство. Закрепить и расширить представление о русских народных промыслах в городе. Воспитывать в детях интерес к народно - прикладному искусству.
Формы работы: Рассказ воспитателя «Красота вокруг нас» Резчик по дереву Б. Н. Хмара.
Участие в Ярмарке подворий клубов молодых семей «Народные умельцы».
4 – неделя: Тема, задачи: Формы работы: Гаврилов-Посад сегодня.
Формы работы: Рассказ воспитателя. Экскурсия по городу. Продуктивная деятельность: «Мой город».
3- этап – заключительная работа.
Итоговое диагностирование детей,
Повторное анкетирование родителей,
Презентационно – завершающий:
Представление проекта.
Оформление уголка краеведения «Мой любимый город».
Выставка продуктов детской деятельности.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.