Лариса Крупинова
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
И если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут птицы отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.
В прошлом году с середины января ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Много их погибло, и сейчас в лесах довольно пусто.
Сегодня уже 22 января и нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища)
Цель: расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища) через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Название проекта : зимующие птицы нашего края
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Сроки реализации: ноябрь - январь
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители
Продукт деятельности:- конкурс-выставка кормушек «Лучший домик для птиц»; -информационный стенд «Они остались зимовать, мы им будем помогать»;-экологический КВН «Зимующие птицы нашего края»;
Актуальность проблемы
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. И мы, педагоги, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни.
Так как по «Программе «От рождения до школы»» тема «Зимующие птицы» в средней группе в основном проходит лишь через наблюдения во время прогулок и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, развивать интерес к их образу жизни.
Я надеюсь, что организация НОД, бесед, наблюдений за птицами, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного и вместе с тем проникнуться любовью к миру птиц, чувством щадящего, оберегающего т ответственного отношения к ним.
Таким образом, задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Предполагаемый результат:
1. Дети будут знать: название птиц нашего края; особенности их внешнего вида; место обитания, питания, пользу в природе.
2. Дети будут уметь: читать стихи о птицах, загадывать загадки; определять птиц по внешнему виду; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением птиц; рисовать и лепить птиц.
3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к птицам.
Задачи:
ОО «Познание».
1. Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг о зимующих птицах, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, скороговорок и т. д. ;
2. Развивать творческое воображение детей через продуктивную деятельность, ТРИЗ- РТВ;
3. Развивать творческое мышление через настольно-печатные игры «Чей птенец?», «Части- целое», «Чей домик?», «Кто есть кто».
ОО «Коммуникация»
4. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
5. Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечения;
ОО «Социализация»
6. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий.
7. Воспитывать бережное и заботливое отношение детей к зимующим птицам через развешивание кормушек, их подкормку;
8. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Примерная схема осуществления проекта
Вид деятельности. Пути реализации
Двигательная: 1. Сюжетно-игровое физкультурное занятие «Зимующие птицы»;
2. Утренняя гимнастика «Мы весёлые птички»;
3. П/и и м/п/и «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Голуби и кот», «Воробушки и кот», «Ворона и собачка», «Ловишки с воробьишкой», «Птицелов»;
4. Игр. упр. «Прыгни как птичка»;
5. Физминутки «Вороны», «Снегири», «Руки подняли и помахали»
Игровая: 1. Театр. игра «Напиши письмо другу (птице)» + игр. беседа «Берегите всяких птиц, друзья!»
2. СРИ «Что принесла нам сорока?»;
3. Развлечение «Синичкин календарь»
Трудовая:
1. Экологическая игра «В зимней столовой»;
2. Изготовление кормушек
Коммуникативная: 1. НОД. Р/р «Зимующие птицы»;
2. Д/и «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Разрезные картинки», «Чей домик?», «Назови детёныша»
3. П\и с речевым сопровождением «Снегири», хороводная игра «Воробей»
4. П/г «Кормушка», «Птичка», «Дятел»;
5. Д/у «Какой птички не стало?», «Назови ласково»
Познавательно- исследовательская и конструктивная:
1. Цикл наблюдений за птицами «Какие птицы прилетают к нам на участок» + Экологическая игра «В зимней столовой»
2. ФЭМП «Сколько пицц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем…»;
3. Формирование цел. карт. мира «Зимующие (дикие) птицы»;
4. Игры ТРИЗ – РТВ «Часть - целое»,
Восприятие художественной литературы:
1. Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, В Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка»
2. Заучивание стихотворения «Трудно птицам зимовать»;
3. Загадки о птицах
Музыкально- художественная: Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц»
Продуктивная: 1. Рисование «Красивая птичка»;
2. Аппликация «Птицы у кормушки» + просмотр слайдовой презентации
3. Работа в раскрасках «Птицы»
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.
• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.
2. Практическая часть.
• НОД, посвященные теме зимующие птицы.
• Пословицы, стихи, загадки о зимующих птицах.
• Чтение рассказов.
• Игровая деятельность: СРИ, игра – викторина, вечер загадок, театрализованная деятельность, п/г, п/и, д/и.
• Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физминутки
• Культурно – досуговая деятельность: развлечение, КВН, игровой досуг.
3. Заключительная часть.
• Конкурс-выставка «Лучший домик для птиц»;
• Развлечение «Синичкин календарь»
• Информационный стенд «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
• КВН «Зимующие птицы»