Алексеенко Галина Михайловна
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта:
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Сформировать целостное представление о зимующих птицах родного края, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
- Дать представление детям о зимующих птицах родного края, их видами и особенностями.
- Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
- Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
- Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
- Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
- Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц лесов родного края. Нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Гипотеза.
Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с зимующими птицами. Отсутствие интереса родителей к воспитанию у детей бережного гуманного отношения к живому миру.
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления, расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
У ребенка появится интерес к получению новых знаний о зимующих птицах.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
- Беседы с детьми.
- Продуктивная деятельность: рисование, аппликация.
- Проведение дидактических игр.
- Проведение подвижных игр.
- Чтение художественной литературы.
- Чтение и заучивание стихов.
- Загадывание загадок о зимующих птицах.
- Проведение НОД.
- Изготовление коллажа «Зимующие птицы».
- Акция «Покормите птиц зимой»
Формы работы с родителями по реализации проекта:
- Консультация.
- Обогащение предметно – развивающей среды.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
- Методические рекомендации.
- Консультации.
Условия реализации проекта:
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно- эстетическую, коммуникативную.
- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми.
Ожидаемый результат:
- Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
- Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
- Обогатился словарный запас детей по теме.
- Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
- Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта
1 Этап: Подготовительный
- Сбор информации. Подготовка наглядного материала.
- Подбор дидактических игр, художественной литературы.
- Консультации для родителей.
2 Этап: Основной
- Работа с детьми (организация непосредственной образовательной деятельности, организация совместной деятельности, проведение бесед, игр, чтение художественной литературы.
3 Этап: Итоговый
- Коллаж «Зимующие птицы»
- Акция «Покормите птиц зимой»
План реализации проекта
Подготовительный этап:
- Индивидуальные беседы с детьми и родителями
- Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации)
Основной этап:
Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы», чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», «Кто к кормушке прилетел?», «Молодая ворона»,
М. Н. Богданова «Домашний воробей»
домишки».
К. Ушинского «Голубь»
Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин.
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Беседа «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются»
Беседа «Птичья столовая»
Беседа «Что бывает зимой».
Беседа «Какие птицы с нами зимуют?»,
Беседа «Каких птиц называют «северными попугайчиками?»
Задачи: Учить называть части тела птиц, закрепить как ухаживать за птицами зимой.
Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. учить детей поддерживать беседу.
Наблюдение:
- за воробьями. Чтение С. Есенин «Поёт зима – аукает»
- за зимующими птицами
- рассматривание птичьих следов.
- за голубями
Задачи: Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
- углубление знаний о жизни птиц зимой, закрепить какие птицы называются зимующими, формировать умение и желание помогать им.
- научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками)
Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек
Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Конструирование: «птиц» (оригами)
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Рисование «Как мы кормили птиц»
Задачи: Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»
Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
«Зимующие и перелетные птицы
"Воробушки и автомобиль":
Задачи: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».
развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»
«Четвёртый лишний». "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".
«Назови ласково»:
«Угадай птицу по описанию"
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.
Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).
учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных. воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко)
загадывание загадок от имени птиц, с использованием метода эмпатии.
Работа с родителями
Рекомендации для домашнего чтения:
- «Зимние гости» Ю. Никонова,
- «Берегите птиц» Т. Евдошенко,
- «Поет зима аукает» С. А. Есенин,
- «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
- «Птичий год: зима» В. Бианки;
- Заучивание стихотворений:
«Воробей» Н. Рубцов;
«Зяблик» С. Михалков;
«Снегири» Л. Татьяничева;
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
- Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
- Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц»
Заключительный этап:
- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
- Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
- Оформление коллективной газеты «Зимующие птицы»
- Оформление выставки детского рисунка «Как мы кормили птиц»
Результат проекта:
- Знания детей птицах расширились;
- Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
- На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
- Дети научились правильно подкармливать птиц.
- У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
- Повысился познавательный интерес у детей.
Библиографический список
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.