Светлана Константинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Где растут краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы»
Конспект
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
«Где растут краски»
«Где растут краски».
Тема: Изучение объектов рукотворного мира.
Программные задачи: Учить понимать суть проблемы, искать способы ее разрешения;
познакомить детей с различными способами получения красящих веществ, изготовления красок;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
создать условия для свободного экспериментирования, учить делать выводы о свойствах различных веществ, называть их;
активизировать в речи и уточнить названия птиц, основных цветов и оттенков;
учить применять для решения игровой задачи освоенные ранее приемы рисования, комбинировать их.
Оборудование и материалы: черно-белые контурные изображения птиц, образцы красильных овощей (свекла, морковь, терка, сито, ягоды черной и красной смородины, кисти, палитры по числу детей, пипетки, бутылочки с клеем ПВА, бутылочки с глицерином.
Предварительная работа: чтение сказки Р. Александровой «Город серых птиц».
Ход работы:
Воспитатель приносит в группу листок-рекламу «29 января с 1000 в д/саду «Ромашка» будет открыта выставка картин «Зимующие птицы в нашем крае».
Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число?
Дети: 29 января!
Воспитатель: так значит сегодня открытие! Пожалуй, я схожу на выставку.
Дети: и я, и я, и я!
Воспитатель: может, сходим вместе?
Воспитатель приглашает детей пройти в спальню или другое помещение.
И что они видят. Картины на мольбертах, но что случилось с птицами – они все серого цвета.
Воспитатель: Это мне что-то напоминает.
Дети: Это «Город Серых птиц».
Воспитатель предлагает попытаться узнать птиц по силуэтам, вернуть им краски. Но вот проблема – где их взять?
Желание решить проблему позволяет сформулировать цель предстоящей работы: выяснить, как можно сделать краски из подручных средств.
Воспитатель предлагает детям высказать идеи, приглашает проверить предположения и, возможно, найти новые ответы на поставленный вопрос. Он приглашает детей подойти к столам.
Дети рассматривают приготовленные для работы предметы, материалы, называют знакомые предметы.
Воспитатель предлагает догадаться о назначении знакомого оборудования.
Дети: всевозможные ответы. Узнают и называют овощи 9морковь, свекла, ягоды красной и черной смородины. Теркой натрем овощи, через сито отожмем сок. Пипетка нужна, чтобы накапать нужное количество жидкости.
Обобщая и дополняя высказывания детей, воспитатель предлагает посмотреть презентацию о том, как раньше делали краски.
Презентация.
Воспитатель предлагает попробовать рисовать ягодами красной и черной смородины, кусочками свеклы, моркови. Предлагает сравнить линии, выполненные соком растений и красками (в первом случае линии растекаются, получаются бледными, высыхая, меняют цвет).
Воспитатель рассказывает, что краски, полученные из растений, можно сделать похожими на те, что продают в магазине. Для этого нужно добавить в сок растений 10гр клея ПВА, он скрепит краску с бумагой, а мед или глицерин не даст краске растекаться по бумаге.
Воспитатель предлагает попробовать порисовать изготовленными красками. Воспитатель предлагает использовать различные техники для рисования оперения птиц.
В ходе работы, используя сделанные ими или другие краски, дети раскрашивают изображения птиц, стараясь подобрать и создать цвета в соответствии с образом. Дети раскрашивают птиц и помещают их на картины.
Воспитатель: Какие красивые получились картины с птицами! Ребята, как вы думаете, мы справились с задачей?
А что в приготовлении красок оказалось для вас самым удивительным, неожиданным, интересным?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Вот теперь в нашем саду действительно состоится выставка картин «Зимующие птицы в нашем крае», и ребята из других групп смогут посмотреть их.
А мы с вами сейчас поиграем:
Детская игра «Кто спрятался»
Детская игра «Четвертый лишний»
Детская игра «Сосчитай птиц»
Слайды презентации
1. Засевали семь сестер
Поля белого простор
Чудесами, словно в сказке.
А зовут волшебниц – Краски.
2. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины был пещерный человек. Самой первой краской была глина. Глина бывает разная, желтая, красная, зеленоватая, белая.
3. Первые рисунки были найдены в прошлом веке в Испании. Однажды охотник обнаружил в горах пещеру, вход в которую был завален грудой камней. На потолке было изображено огромное животное с длинной шерстью, свисающей с груди. Это был зубр, а вокруг него много быков, козлов, кабанов, которые стояли и лежали в разных позах. Так была обнаружена живопись древнекаменного века.
4. Красителями, которыми пользовались пещерные люди, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа от светло-желтого до якро-оранжевого, марганец). Они размельчались в порошок, смешивались с жиром, животным салом и наносились некоторым подобием кистей.
5. Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая. Угольки, сажа, копоть давали краску черного цвета.
6. Человек стал получать краски прежде всего из цветков, затем из листьев, стеблей и корней растений. Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем первые ткани.
7. Желтые краски научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая, шелковицы.
8. Коричневую – из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.
9. Для получения красной краски пригодились зверобой, подмаренник.
10. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые, и дети, есть своя длинная и удивительная история.
11. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в каменном угле можно отыскать все цветовое богатство матери-природы. Из всех способов добывания красок из природных с древних пор некоторые сохранились и в наше время.
12. Натереть овощ, положить в марлю, отжать сок на тарелочку.