Ольга Стахеева
Проект для детей младшей группы «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей младшей группы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
«Зимушка - Зима»
Составитель:
Стахеева О. А.
Воспитатель
1 младшей группы
г. Красноуфимск
2013 год.
Публикация «Проект для детей младшей группы „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Экологические представления рассматриваются с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения ребенка к природе большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей ДОУ с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо:
1. Учить детей подмечать особенности зимних явлений под контролем взрослого, а затем самостоятельно.
2. Учить с помощью взрослого проводить простые эксперименты со снегом.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе и безопасному поведению во время прогулок.
4. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
5. Обогащать и активизировать словарный запас.
При отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности.
А ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок не только овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает; но и формируются элементарные представления об окружающей природе. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду. (Уголок природы, книжный уголок)
Как показывают исследователи, основа формирования представлений о зимних явлениях природы – развитие речи, обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развития движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней его жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития экологических представлений детей.
Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трех лет ведущим для развития речи. Употребляемые взрослыми слова должны в основном опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное с взрослым рассматривание иллюстраций о зиме, наблюдения за явлениями природы, действиями окружающих.
В соответствии с комплексной образовательной программой по ФГТ под редакцией Веракса, М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» я поставила следующую
цель:
Создать базу художественного слова, функционально модернизирующую содержание развития экологических представлений о зиме у детей 2-3 лет.
Задачи:
1. Продумать необходимость обновления предметно-развивающей среды и базы художественного слова для развития экологических представлений о зиме.
2. Довести до всех и вовлечь участников образовательного процесса в обновлении художественной литературы.
3. Создать предметно-развивающую среду.
4. Систематизировать оборудование и методический материал по развитию экологических представлений о зиме.
Организация предметной развивающей среды.
По концепции С. А. Новоселовой «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика». Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего детства являются: разнообразие, доступность, эмоциогенность, зонирование. Взаимодействуя с окружающей средой, ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации. Благодаря правильно организованной предметной среде получают развитие социальные эмоции ребенка - забота, жалость, стыд, смущение.
Для успешного развития экологических представлений о зиме у детей, развития речи и ориентировке в окружающем мире необходим такой вид деятельности, как рассматривание картинок. Для этого в своей работе использую тематические альбомы: «Зимушка - Зима» и «Новый год». При рассматривании картинок уровень экологических представлений о зиме постепенно повышается.
Использование развивающей предметной среды в развитии экологических представлений о зиме у детей имеет большое значение. Общение ребенка с объектами окружающей действительности придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт, познание окружающей природы.
Средство развития экологических представлений о зиме у детей 1 младшей группы.
Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка.
В. Г. Белинский
Именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский, «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове». Включение поэзии в процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо еще и потому, что современный человек любого возраста, как правило, испытывает дискомфорт от своего существования.
Одна из основных задач воспитателя – путем приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности как основу экологических представлений о зиме.
Чтобы облегчить ребенку освоение природных явлений, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.
Как правило, во многих играх используются стихи или потешки. Через художественное слово можно в увлекательной форме не только раскрыть содержание зимних явлений природы, но и связать представления о зиме с увлекательной игрой.
Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у него. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него и его силы.
Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, стихи, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи.
Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.
***
Что такое за окном?
Это снег лежит ковром
На заборах, на крылечке,
Нет свободного местечка.
Все блестит и все бело,
Всюду снега намело.
В белый праздничный наряд
Нарядилось все подряд.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие горят,
На дворе снежок идет,
Наступает Новый год!
На мою ладошку прилегла снежинка,
Белая, пушистая Чудо-холодинка!
Вот уже сугробы под моей ногою,
Как красиво, сказочно – белою зимою!
Речь в жизни человека всегда занимала и занимает особое место. Речь является одной из самых важных средств отражения среды, реальности, в которой живет и действует личность. Художественное слово отражает наша речь, которая должна обеспечить простоту и благородство формы, музыкальность, выдержанный верный и разнообразный ритмичный, хороший, спокойный передаваемый внутренний рисунок мысли или чувства.
Посредством художественного слова, создавая свои образы, писатель получает возможность охватить все сферы и стороны действительности, как во внешнем, так и во внутреннем мире человека. Если в других видах искусства художник может достигнуть большей ощутимости и зримости изображения явления жизни, то художественное слово всесторонне показывает в человеке и то, что не может увидеть зритель на картине, и может перенести героя произведения в различные эпохи, любые города, в сказки и фантастику.
Искусство слова – это героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки. Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые. И люди издавна заметили, что песни облегчают работу, внося в нее четкий ритм, с ней легче грузить, валить деревья и т. п.
Живя в веках, фольклорные произведения обогащались чертами нового мировоззрения, иного быта. И в наше время продолжают жить обновленные древние сказки. А на ряду с ними возникают новые песни, стихи, рассказы и т. д.
Велико художественное, эстетическое значение фольклора. Богатство образов, разнообразие средств, лаконизм и выразительность языка – отличительные качества народного творчества. Этим оно и привлекает писателей, художников, композиторов.
Участие родителей, социального окружения в формировании представлений о зимних явлениях у детей 1 младшей группы.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее – с каким уважением смотрят дети на своих мам, пап, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли коллективного педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересно окружающим людям. Я сама имею возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабые стороны воспитания детей, сумею определить характер и меру своей помощи, а иногда могу просто поучиться у них!
Специфика работы воспитателя 1 младшей группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей этого возраста : быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей я включаю вопросы охраны жизни, укрепления здоровья, создания условий правильного физического развития. Причем советы и рекомендации даю конкретно о каждом ребенке.
Для меня важно, обучение родителей умениям обогащать опыт малыша по экологических представлений о зиме в разных видах деятельности, особенно при чтении различных стихотворений или потешек.
Ненавязчиво даю советы, о чем можно поговорить с ребенком во время прогулки, чтобы не только обогащать словарь ребенка, но и развить экологических представлений о зиме.
Папки – передвижки помогают нашим родителям получать знания по отдельным вопросам воспитания и обучения, после изучения родителями материала, поэтому вопросу проводим беседу.
Предполагаемый результат работы.
Выучить названия и назначение зимней одежды. Дети должны иметь представления о зимних явлениях природы. Познакомить о природном материале: снеге, льдинках разной формы. С помощью разнообразных игр-забав, активных действий детей способствовать закреплению их первых представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с таким явлением, как снегопад. Объяснить, что зима белого цвета.
Список литературы.
1. С. Н. Теплюк Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144с.
2. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 48с.