Елена Корзунина
Проект «Зимушка-зима — прекрасная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимушка-зима, прекрасная пора!»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип проекта : информационно – творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (три недели).
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Актуальность.
Публикация «Проект „Зимушка-зима — прекрасная пора“» размещена в разделах
Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Ожидаемый результат.
Участие детей в проекте позволит :
- расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой;
- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь, ее выразительность;
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей;
- способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей;
- воспитанию у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время;
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
- укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни;
- познакомит с новыми зимними играми и забавами.
Цель проекта : формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение
2. Уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой;
3. Пополнить словарь детей (словарь признаков, глаголов, родственные слова)
4. Способствовать умению детей составлять рассказ на зимнюю тематику.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремление заботиться о птицах зимой.
2. Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников.
Подготовительный этап:
- формулировка цели и задач;
- подбор методической литературы по теме проекта;
- обдумывание форм работы с родителями;
- поиск художественных произведений по теме проекта;
- подготовка условий для реализации проекта, разработка плана мероприятий.
Основной этап:
Задачи: Обучающие:
1. Расширить представления детей о живой и неживой природе зимой.
2. Упражнять детей в составлении небольших рассказов по картине, рассказов на основе личного опыта, по рисункам на зимнюю тематику.
3. Пополнять и обогащать активный словарь детей (по теме проекта)
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о живой и неживой природе зимой.
2. Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения по теме проекта.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах (делать кормушки для птиц и ежедневно подкармливать их)
2. Воспитывать умение дискутировать, умение слушать товарищей, уважать их мнение.
Работа с родителями:
Задачи:
- познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами
- предлагать родителям принимать активную помощь в ходе работы над проектом
- провести консультацию на тему «Речь ребёнка развиваем, в игры зимние играем».
Взаимодействие с детьми:
НОД по Развитию речи:
1. Беседы «Зимушка – зима, прекрасная пора!», «Зимовье зверей», «Чудеса зимнего леса», «Зачем нужно помогать зимующим птицам?» «Зимние развлечения».
Беседы с рассматриванием плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности зимой или поговорим о зимних травмах», «Одевайся по погоде, а не по моде».
2. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам по теме проекта : «Зимние развлечения», «Зайцы», и другие.
Составление рассказов из личного опыта на темы «Моя любимая зимняя игра», «Как я гулял (а) с родителями;
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный ком».
3. Экскурсия: «Улицы города зимой».
4. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Снежная Королева» В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег» Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г. Снегирёв «Про птиц», Н Сладков Еловая каша», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Лиса и волк», Заюшкина избушка», Зимовье зверей», Братья Гримм «Госпожа Метелица», В. Успенский «Проказы старухи зимы», С. Есенин, «Зима» И. Суриков, «Где зимуют почки?» Н. Павлова, «Лес зимой» В. Бианки, «Под снегом на лугу» Н. Павлова, «Снег - что это такое?» З. Трофимова, «Белый снег» И. Суриков, "Снежок" З. Александрова, "Мороз" А. Бродский и др.
Организация выставки книг о зиме.
Организация выставки книг о зиме.
Фотовыставка «Зимние забавы с семьей»
5. Использование в работе загадок, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе.
6. Настольно-дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».
7. НОД по Изобразительной деятельности:
Рисование «Снежинки», «Белая берёза под моим окном», «Волшебница – Зима».
Аппликация «Снеговик», «Рождественский ангел».
Лепка «Наша зимняя прогулка», «Новогодние колокольчики».
Использование раскрасок по теме проекта.
8. Сюжетно-ролевые игры:«Путешествие в зимний лес», «Зимние угощения», «Концерт для елочки», «Прощание с елочкой».
9. Подвижные игры: «На дворе у нас мороз…», «Мы на лыжах в лес идем», «Два мороза»; «Дед мороз»; «Синие и желтые палочки».
10. Опыты с водой, снегом и льдом, опыт с выращиванием кристаллов из соли.
11. Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», «Щелкунчик». Разучивание песен о зиме.
12. Труд: расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев,
расчистка кормушек и подкормка птиц.
Работа с родителями. Беседы, консультации с родителями, оформление родительского уголка и выставка детских работ по теме проекта.
Достигнутый результат:
1. Дети познакомились с особенностями живой и неживой природы зимой.
2. Повысилась речевая активность и словарь детей. Дети научились составлять небольшие рассказы по картине, из личного опыта, по рисункам детей, их речь стала более связной и выразительной.
3. Проект способствовал повышению познавательной активности детей и их творческих способностей.
4. Дети стали более бережно относиться к зимующим птицам, чаще подкармливать их в морозные зимние дни.
5. Во время проведения проекта дети стали чаще подмечать красоту природы в зимнее время и восхищаться ею.
6. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
«Мы гуляем и играем»
Приложение
Логоритмическое упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам /ходьба друг за другом
По заснеженным дорогам. с высоким подниманием колен/
Очень долго мы шагали,
Сейчас немного отдохнём
На участок мы пойдём
- А участок, просто диво,
Как тут празднично, красиво!
Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет? Кто знает?Когда это бывает?/зимой/
Будем с вами мы играть,
Будем Зимушку встречать!
В кружок встаем и играть начнем
Мы зимой в снежки играем, (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим,. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы,. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости
-Зимушка -зима!
Просим милости к нам –
(Под продолжительную музыку песни в танце выходит Зима).
Ведущий: Здравствуй, русская молодка, раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка, Здравствуй, Зимушка-Зима!
Зима.
– Вы меня ребята звали?
Вот и я сама,
С вьюгой, снегом, холодами –
русская зима!
Я покрыла поле снегом, снег на ветки лёг,
Пруд и речку заковала я под крепкий лёд.
– Вы меня не испугались?
К тёплой печке не прижались?
Можно жить мне будет с вами?
Ну-ка, слушайте меня, отвечайте, ребятня!
Зима.
– Я зима студёная, вьюжная,
с ледяными ветрами дружная!
Выйдете зимой на улицу погулять?
Ребята:
– А мы выйдем с санками погулять.
А мы выйдем в шубах да валенках погулять!
Зима.
– Все дорожки снегом засыплю я,
Все дорожки белым засыплю я!
Ребята:
– А мы снег лопатами разгребём,
А мы белый мётлами разметём!
Зима.
– А я ветер северный подниму,
Озорным морозищем вас дойму!
Ребята.
– А мы все в ладоши захлопаем,
по дорожкам затопаем!
Ой,мороз мороз мороз…
Зима.
– Вас ничем не испугаешь
Очень смелый вы народ!
Вас уральских ребятишек,
Даже холод не берёт!
Хоровод -O-Как на беленький снежок…
Ведущий: Ждали Зимушку мы долго.
Наконец, пришла Зима,
И с собою словно в сказке, чудеса нам принесла!
снег повсюду раскидала и вокруг красиво стало!
Со своей подружкой Стужей заморозила все лужи,
Чтоб зимою было где, покататься детворе.
Под музыку в зал забегает Стужа.
Стужа:
Вот и я, Стужа в гости к вам пришла, закружу, завою, замету.
На кого подую, того заколдую!
Стужа бегает под музыку с мишурой в руках, пробегая мимо детей, дует на них, пытаясь их «заморозить».
Ведущая:
Подожди, подожди, Стужа! Лучше поиграй с нашими ребятами!
Стужа:
Вот если отгадают дети мои загадки, тогда не буду их замораживать и поиграю! Вот, послушайте и отгадайте!
-Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- Без рук, без глаз, а рисовать узоры умеет? (Мороз)
- Белая морковка, зимой растет. (сосулька)
-Всю зиму смирно лежит, а весной убежит (снег)
Стужа: отгадали все загадки, друга за руки возьмите, хоровод заведите
Игра «Ледяная фигура»
Дети по кругу: Снегом заметает все ветер ледяной
Зимушку встречаем дружно мы с тобой.
Мороз ударил-раз /кружатся/
Мороз ударил-два
Мороз ударил-три! Ледяная фигура на месте -замри!
«Передай снежный ком»
Зима: Маленький снежок слепи и по снегу прокати
стал большим он колобком и зовётся снежный…
Дети: Комочек я передаю, скорей согреться я хочу
ВЕД: За окошком, за окном, белый снег летит кругом.
Ой, снег, ой, снежок, словно пух, лежит у ног.
Эй, снежок, спеши догнать, будем мы в снежки играть!
Проводится игра «Собери снежки».
По снегу разбрасываются самодельные снежки из ваты
Наш весёлый детский сад поплясать зовёт ребят!
Танец «Кабы не было зимы»
Ведущий:
Снег пушистый серебрится, мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки, вьются весело кругом.
Вышла в поле в платье белом наша русская Зима.
Пусть она гуляет смело, будет рада детвора!
Зима: Веселились мы на славу, но работа меня ждет,
Буду делать вам забавы: еще снега намету, разведу сугробы,
Чтобы вы могли накататься вдоволь с горок.
Натопчу лыжню- с ветерком вас прокачу.
Стужа: А, я ребята вам тоже спасибо говорю, за то, что вы смелые, ловкие да умелые, зимушку встречаете, меня порадовали! И я до свидания скажу и с Зимушкой уйду, ей с работой помогу! А вам счастливо оставаться, не болеть, и наиграться.
Ведущий: Все ребята-молодцы!
Все ребята-удальцы! Всех к самовару приглашаю и сладким чаем угощаю!
УРА! Спасибо вам за развлечения, до новых встреч. Счастья вам, здоровья и везения!
Ну, молодцы, ребята, загадки вы, действительно, умеете отгадывать. Но прежде чем играть с вами, мне ещё хотелось бы проверить, а умеете ли вы танцевать?
Ведущая:
Конечно, умеют! Наш весёлый детский сад поплясать зовёт ребят!
Исполняется любой задорный подвижный танец, желательно под песню о зиме.
Ведущий:
Ну, Стужа, убедилась, какие наши ребята молодцы? Всё умеют!
Ведущий:
Как рады мы что пришла зима, оделись в белое поля.
Стоят деревья в шапках белых.
Зима для сильных, ловких, смелых.
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки
Ведущий: по дороге по прямой шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой – снег стелила розовый.
За зимою две метели снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели, и кидали хрустали.
(звучит музыка, появляется Зима)
Ведущий: Здравствуй, русская молодка, раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка, Здравствуй, Зимушка-Зима!
Зима: Здравствуйте, а вот и я белоснежная – Зима!
Говорят, меня вы звали? Говорят, меня вы ждали?
Здравствуйте, честной народ. Прихожу я каждый год.
Приношу я много снега, приношу я много смеха,
Много сказочных затей, игр веселых для детей.
В хоровод скорей вставайте, и со мною поиграйте!
Игра –хоровод «Как на беленький лужок, выпал беленький снежок»
Ведущий: Ждали Зимушку мы долго.
Наконец, пришла Зима,
И с собою словно в сказке, чудеса нам принесла!
снег повсюду раскидала и вокруг красиво стало!
Со своей подружкой Стужей заморозила все лужи,
Чтоб зимою было где, покататься детворе.
Под музыку в зал забегает Стужа.
Стужа:
Вот и я, Стужа в гости к вам пришла, закружу, завою, замету.
На кого подую, того заколдую!
Стужа бегает под музыку с мишурой в руках, пробегая мимо детей, дует на них, пытаясь их «заморозить».
Ведущая:
Подожди, подожди, Стужа! Лучше поиграй с нашими ребятами!
Стужа:
Вот если отгадают дети мои загадки, тогда не буду их замораживать и поиграю! Вот, послушайте и отгадайте!
Кто – догадался поднимай те руку.
Стужа загадывает загадки.
-Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- Без рук, без глаз, а рисовать узоры умеет? (Мороз)
- Скатерть белая весь свет одела? (Снег)
- Белая морковка, зимой растет. (сосулька)
-Всю зиму смирно лежит, а весной убежит (снег)
-Старик у ворот, тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит (мороз)
-Сам вода, да по воде плавает (лед)
-Свищет, гонит, вслед ему кланяются (ветер)
Стужа:
Ну, молодцы, ребята, загадки вы, действительно, умеете отгадывать. Но прежде чем играть с вами, мне ещё хотелось бы проверить, а умеете ли вы танцевать?
Ведущая:
Конечно, умеют! Наш весёлый детский сад поплясать зовёт ребят!
Исполняется любой задорный подвижный танец, желательно под песню о зиме.
Ведущий:
Ну, Стужа, убедилась, какие наши ребята молодцы? Всё умеют!
Ведущий:
Как рады мы что пришла зима, оделись в белое поля.
Стоят деревья в шапках белых.
Зима для сильных, ловких, смелых.