ольга Анатольевна пименова
Проект «Зимушка хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский проект :
"Зимушка хрустальная"
Актуальность.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребёнка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекает внимание, пробуждает чувства, предоставляет обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.
Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками.» Самостоятельно ребё нок не может найти ответы на интересующие его вопросы:
«Почему времена года сменяют друг друга?»,
«Всем ли хорошо зимой?»,
Публикация «Проект „Зимушка хрустальная“» размещена в разделах
«Что было бы, если бы зимой не было снега?»,
«Почему после снегопада легко дышится?»,
«Что такое оттепель?»
Поэтому ему помогают взрослые, педагоги.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширять, обогащать, систематизировать знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Через опыты мы знакомим детей с разным состоянием воды, снега с целью развития познавательно-исследовательской деятельности.
Данный проект предоставляет большие возможности для развития активности, самостоятельности, умения планировать работу в коллективе, помогать ребёнку видеть красоту в окружающем мире. Цель:
Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом и родителями.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
3. Знакомить детей с процессом превращения воды в лёд и снега в воду.
4. Закреплять умения устанавливать связь между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы.
5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать представления о безопасном поведении зимой во время
прогулок.
2. Развивать умения применять знания, полученные в исследовательской
деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности.
3. Развивать исследовательский интерес к природе, наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту зимнего пейзажа.
2. Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
3. Способствовать сотрудничеству между сверстниками в процессе
практической деятельности.
Стратегия достижения цели.
Для достижения поставленной цели и задач необходима реализация следующих действий:
1. Проведение консультаций для родителей: «Детское экспериментирование со снегом, льдом, водой, наблюдение за опытами-экспериментами старших детей»
2. Использование различных форм и методов повышения интереса к экспериментальной деятельности с водой, снегом, льдом:
Опыты-эксперименты с водой, снегом, льдом, игры, игровые упражнения,
подвижные игры с санками, лыжами, хоккейными клюшками, трудовая деятельность,
выставки творческих работ, драматизация сказки «Рукавичка»,
творческая мастерская: «Вырезание снежинки».
I Этап. Постановка проблемы.
Модель трёх вопросов.
1. Что мы знаем о снеге? 2. Что мы хотим узнать? 3. Как мы это узнаем?
II Этап. Разработка проекта.
Самообразование воспитателей:
Подбор, знакомство, изучение, методической и информационной литературы по темам «Детское экспериментирование»
Подбор методической и художественной литературы:
1. И. А. Лыкова: «Народный календарь. Зима чародейка»;
2. Т. А. Шорыгина : «Беседы о воде в природе»;
3. З. Трифонова: «Снег - что это такое»;
4. В. Бианки: «Книга Зимы», «Кто, чем пишет? Кто, что читает?», «Лес зимой»;
5. Г. Скребицкий: «Зима», «На лесной полянке»;
6. Л. Воронкова: «Снег идёт»;
7. Э. Успенский: «Проказы зимушки зимы»;
8. С. Иванов: «Каким бывает снег?»;
9. В. Архангельский: «Летят пушистые снежинки»;
10. Н. Носов: «На горке»;
11. Т. Трутнева: «Первый снег»;
12. С. Маршак: «Сыплет, сыплет снег»;
13. Русские народные сказки: «Морозко», «Снегурочка»
14. В. Одоевский : Подбор дидактических материалов: «Мороз Иванович»
Дидактические игры «Цветные варежки», «Сложи половинки», Шнуровка «Снежинка», «Выложи снежинку», «Собери снеговика».
Подбор пособий, материалов, инструментов для проведения опытов-экспериментов со снегом и водой.
Подбор иллюстраций, фотографий, картинок с изображением зимних явлений природы.
III Этап. Практическая часть. Виды деятельности.
Познавательно- исследовательская.
1. Наблюдения за состоянием природы зимой (иней, снег, гололёд, метель).
2. Беседы на темы: «Когда на улице мороз- отморозить можно нос». «Почему мне нравится зимой?». «Откуда идёт снег?», «Кто рисует узоры на стекле?»,
«Скользкая дорога», «Снег может быть опасным».
3. Проведение опытов-экспериментов со снегом, водой, льдом:
«Таяние снега»;
«Можно ли пить талую воду?»;
«Превращение воды в лёд»;
«Что такое снег?»;
«Сходства и различия снега и льда»;
«Что легче лёд или вода?»;
«Могут ли на льду остаться следы, как на снегу?»;
«Почему медведь не мёрзнет в берлоге?»;
«Сколько снега на участке?»;
«Цветные льдинки»;
«Ледяная горка»;
«Кто вылепит снежок быстрее?».
4. Просмотр фильма: «Круговорот воды в природе».
Коммуникативная:
1. Чтение художественной литературы.
2. Загадывание загадок о зимних явлениях природы.
3. Чтение пословиц, поговорок, народных примет.
4. Составление описательных рассказов: «Зимушка-зима», «Наши наблюдения», рассказы по картинкам.
5. Словесные игры: «Что нам нравится зимой?», «Доскажи словечко!».
6. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино».
7. Драматизация сказки «Рукавичка».
8. Заучивание стихов о зиме.
Продуктивная:
1. Рисование, аппликация: «Деревья в снегу», «Снежинка», «Снеговик».
2. Пластилинография «Снег, снег кружится».
3. Лепка «Снеговик из снега».
Трудовая:
1. Очистка дорожек, скамеек от снега.
2. Сгребание снега в кучи.
3. Постройка горки из снега.
Двигательная:
1. Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Устроим снегопад», «Прокати снежок», «Снежки», «Ловишки», «Смелее вперёд!», «Льдинки», «Мороз-красный нос», «Заморожу!».
2. Игровые упражнения: «Поймай снежинку!», «Снежинки кружатся»,
«По снежному лабиринту», «Скользим по дорожке»,
«Моделирование трёх состояний воды (вода, лёд, снег)».
3. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку!», «Снежинки летят».
4. Ходьба по снежному валу, катание на санках, лыжах, катание
с ледяной горки, игра в хоккей.
5. Игры - движения на снегу - (схемы).
Совместная деятельность с родителями:
1. Выставка творческих работ - «Зимушка-хрустальная».
2. Творческая мастерская - «Вырезание снежинок».
IV Этап. Презентация.
«Книга опытов-экспериментов с водой, снегом, льдом».
Опыты-эксперименты:
1. Что такое снег?
Вода испаряется, скапливается в облаках, выливается дождём
(когда тепло) или выпадает снегом (когда зима, холодно).
Вывод: Снег-это замёрзшая вода.
2. Сходства и различия льда и снега.
Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.
Различия: снег рыхлый, сыплется, падает из тучи,
лёд твёрдый, образуется при замерзании водоёмов.
Вывод: Вода может иметь различный вид.
3. Могут ли на льду, как на снегу, остаться следы?
Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и
принимает его форму. Лёд твёрдый, поэтому на нем следы
не остаются.
Вывод: На льду остаться не может.
4. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?
Цель: Показать, что снег может сохранять тепло.
Ход: Три баночки с водой на ночь помещаем в сугроб: одна в нижнюю часть, вторая в середину, третья в верхнюю часть. Утром достаём баночки. В верхней баночке образовался - лёд, в средней – наполовину лёд и вода, в нижней вода не замёрзла.
Вывод: Под снегом тепло, снег играет роль шубы.
5. Таяние снега.
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого
источника тепла.
Ход: Наблюдение за таянием снега на тёплой руке, варежке,
не батарее, в помещении.
Вывод: Снег тает от тёплого воздуха, идущего от любого источника.
6. Можно ли пить талую воду.
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее
водопроводной воды.
Ход: Наблюдение за таянием снега, рассматривание полученной
воды, её фильтрование.
Вывод: Снег-это грязная, талая вода и она не пригодная для питья людям.
Но, талую воду можно использовать для поливки растений, для питья
животным.
. Превращение воды в лёд.
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода превращается в лёд при минусовой температуре.
Ход: Наблюдение за водой в прозрачных стаканчиках в морозную погоду.
Вывод: Вода при минусовой температуре превращается в лёд.
8. «Цветные льдинки».
Цель: Показать, что из окрашенной воды можно получить цветные льдинки.
Ход: В прозрачные стаканчики с водой добавить несколько капель различных цветов краски и оставить на морозе. После замерзания освободить льдинки из стаканчиков и украсить ими горку.
Вывод: При минусовой температуре окрашенная вода превращается в цветные льдинки.
9. «Лёд хрупкий».
Цель: Показать, что при ударе лёд колется, ломается.
Ход: Наблюдение за тем, как падают и колются льдинки, как от удара ломается ледяная корочка на луже.
Вывод: Лёд хрупкий, нельзя выходить на тонкий лёд.
10. Что легче лёд или вода?
Цель: Показать что легче лёд или вода.
Ход: Поместить в воду кусочек льда.
Вывод: Лёд плавает на поверхности, потому что он легче воды.
11. Где быстрее растает снег?
Ход: Наблюдение за комочком снега на голой ладони и на ладони одетой в варежку.
Вывод: На тёплой ладони снег тает быстрее.
12. Что такое снежинки?
Ход: Рассматривание снежинок с помощью лупы.
Вывод: Снежинка лёгкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. В сильные морозы снег скрепит под ногами - это ломаются хрупкие снежинки!
13. Что такое иней.
Ход: Наблюдение за ветками деревьев и кустарников после оттепели.
Вывод: Вода, которая покрывает веточки после оттепели, замерзает и превращается в пушистый игольчатый иней.