Виолетта Аксенова
Проект «Зимние забавы и традиции в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Зимние забавы и традиции в России»»
в младшей группе № 7 «Спутник»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40» г. Гатчина
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители воспитанников
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие
Актуальность:
Зима-это время самых интересных занятий, время Нового года, рождественских праздников, участия в новогодних праздниках, время кататься на санках, лыжах и коньках. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав, развлечений, которые можно найти в определенной литературе. Поэтому было решено приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей и совместными усилиями сделать незабываемой эту зиму. Проект предоставляет больше возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, работать в коллективе, приобщает к совместной деятельности детей и родителей.
Цель проекта:
Формирование представлений о зиме как о времени года, зимних забавах, развлечениях и традициях в России.
Задачи:
дети:
1) знакомить детей с народными традициями и обычаями в России, зимними праздниками и зимними забавами;
2) активизировать словарный запас детей по теме «Зима, зимние забавы и традиции»;
3) развивать внимание, мышление, воображение, память, речь;
4) воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей, любовь к Родине
родители:
1)повышать нравственно-патриотическое воспитание родителей;
2)воспитывать любовь и уважения к своим национальным традициям;
3)воспитывать любовь к родному краю;
Материальное обеспечение:
1) книги различных изданий о традициях и обычаях в России, зимних забавах;
2) стихи, пословицы, заклички, загадки про зиму;
3) настольно-печатные игры;
4) дидактические игры;
5) цв. картон, цв. бумага, клей, кисточки, альбомные листы, цв. карандаши;
6) картонные ложки, краски, кисточки, баночки для воды
Предполагаемый результат:
1) получение детьми первичных представлений о зиме, зимних забавах и традициях в России;
2) развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Продуктивная деятельность:
1) изготовление аппликации «Русский кокошник»;
2) рисование «Роспись деревянной ложки»
Этапы реализации проекта
Этапы: Содержание:
Подготовительный 1) Сбор информации о традициях, зимних забавах в России;
2) Обсуждение проекта (цели и задачи, совместная деятельность и предполагаемый результат)
Основной Совместная деятельность педагога и детей:
1) Чтение сказок и фольклора :
А. Вишневская «Зима во дворе», Зимние забавы»; О. Борисова «Рада снегу детвора»; Р. Новикова «Снежные игры»; С. Фруг «Катание с горки»; В. Осеева «На катке»; Н. Носов «На горке»; р. н. сказки «Снегурочка», «Рукавичка»; загадки про зиму;
2) Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий:
А. Вишневская «Зима во дворе», Зимние забавы»; О. Борисова «Рада снегу детвора»; Р. Новикова «Снежные игры»; С. Фруг «Катание с горки»; В. Осеева «На катке»; Н. Носов «На горке»; р. н. сказки «Снегурочка», «Рукавичка»;
3) Рассматривание иллюстраций по теме «Зимние традиции и праздники в России;
4) Изготовление аппликации «Русский кокошник»;
5) Рисование «Роспись деревянной ложки»;
6) Проведение развлечения на улице «Зимние забавы»;
7) Просмотр мультфильмов «Снегурочка», Новогодняя сказка», Дед Мороз и серый волк», «Праздник новогодней елки»;
8) Беседа с детьми «Зимние забавы»;
9) Настольные игры: «Лото», «Домино», «Найди пару», «Разрезные картинки», игры-бродилки;
Самостоятельная деятельность детей:
1) Рассматривание иллюстраций в различных книгах: А. Вишневская «Зима во дворе», Зимние забавы»; О. Борисова «Рада снегу детвора»; Р. Новикова «Снежные игры»; С. Фруг «Катание с горки»; В. Осеева «На катке»; Н. Носов «На горке»; р. н. сказки «Снегурочка», «Рукавичка»;
2) Самостоятельная изобразительная деятельность детей «Зимушка-зима»;
3) Самостоятельная игра с настольно-печатными играми;
4) Сюжетно – ролевая игра «В гости к бабушке»
Совместная деятельность детей и родителей:
1) Чтение художественной литературы про зиму, зимние забавы;
2) Просмотр мультфильмов, художественных фильмов про зиму, зимние забавы и традиции в России;
3) Фотоотчет «Наши зимние традиции»
Заключительный 1) Оформление фотовыставки «Наши семейные традиции»;
2) Оформление выставки рисунков «Роспись деревянной ложки»;
3) Оформление фотовыставки «Аппликация «Русский кокошник»
Заключение:
Данный проект помогает и детям, и взрослым стать частицей русской народной культуры, расширяет кругозор о зимних забавах и традициях России. Проект развивает у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческое воображение и мышление. Помогает в заинтересованности и активном участии родителей в образовательном процессе и способствует сближению взрослых и детей.
Беседа «Зимние забавы»
Цель: Познакомить детей с понятием «Зимние забавы»; расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить, упряжка, «тройка», бубенчики.
Демонстрационный материал:
Сюжетная картинка: Катающиеся на коньках дети на катке. «Катание детей на санках с горки» «Катание детей на лыжах»
Предметные картинки: Зимние забавы (катание на коньках, снеговик, горка, телега, карета «Тройка лошадей» «Оленья упряжка» «Собачья упряжка», спортивный зимний инвентарь (ватрушка, ледянка, лыжи, коньки, санки).
Организационный момент:
-Ребята, а вы любите зиму?
-А что можно делать зимой на улице? (ответы детей)
- А вам нравится лепить снеговика?
НОД :
Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)
Забавы – это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние», и получается «зимние забавы»
Как вы понимаете, что такое зимние забавы? (Ответы детей: зимние игры и развлечения) Давайте с вами больше узнаем о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.
Но сначала вспомним поговорки о морозе:
- «Береги нос в большой мороз»; - «Мороз не велик, да стоять не велит»;
- «В зимней шубке и морозы – шутка».
Зимних развлечений очень много. Давайте я сейчас буду вам называть разные зимние развлечения, если я скажу правильно, то хлопайте в ладоши:
Зимой играют в снежки.
Зимой купаются в реке.
Зимой катаются на велосипеде.
Зимой собирают грибы.
Зимой собирают ягоды.
Зимой катаются на коньках по льду.
Зимой катаются на санках. Зимой лепят снеговиков.
Зимой катаются на лыжах.
-Ребята, что вам больше всего нравится делать зимой? (кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки)
-А где можно покататься на санках? (во дворе, в парке, с горки)
- На чём ещё можно покататься с горки? (на ватрушке, ледянке, на лыжах)
-Как катаются на ватрушке и ледянке с горки? (так же как и на санках: садятся на них и, крепко держась за них, едут вниз с горы)
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней поры.
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за верёвку держу. (Санки.) (Показ картины «Катание на санках»).
Рассказ об одной из старинных забав на Руси – катание на санях:
«Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной. Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета) Колёса крутились, карета ехала.
Но зимой колёса часто подводили.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.)
И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее».
Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными)
Ребята, давайте подумаем: «Кого из животных впрягали в сани в разных регионах России» (кони, собаки, олени) показ картин
Вы говорили, что ещё вам нравится кататься на коньках. А что такое коньки? (ботиночки с полозьями) (показ картины)
-А где можно покататься на коньках? (на катке)
-Что такое каток? (площадка, покрытая льдом)
-А что на этой картинке делают дети? (играют в снежки)
-А что на этой картине делают дети? (лепят снеговика)
Пальчиковая гимнастика:
-Ребята, давайте слепим снеговика:
Мы лепили снежный ком (сжимаем ладошки)
Шляпу сделали на нем (руки "Крыша" над головой)
Нос приделали и вмиг (крутим кулачком у носа)
Получился снеговик! (описываем в воздухе круги)
Дидактическая игра «Чего не стало?»
На доске висят картинки с зимними забавами : коньки, лыжи, санки, снеговик, горка. Всего пять картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?
Итог беседы :
-Ребята, о чём мы сегодня говорили? (о зимних забавах) Какие бывают зимние забавы? (ответы)