гузель рамазанова
Проект «Зима» в старшей группе для детей с системным недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сал № 266 компенсирующего вида Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Творческо — информационный проект
в старшей группе № 3 с системным недоразвитием речи по теме «Зима»
Подготовили учитель-дефектолог: Рамазанова Г. З.
Уфа — январь 2015 г.
Тип проекта :
По тематике: творческо-информационный
По числу участников: групповой
По времени проведения: краткосрочный (с 12.01 по 30.01.2015г.)
Публикация «Проект „Зима“ в старшей группе для детей с системным недоразвитием речи» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : воспитанники старшей группы, учитель-дефектолог, родители.
Возраст участников: 5 лет
Актуальность.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Новизна проекта : новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников.
Цель: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей
Образовательная область
Задачи
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира.
Развитие элементарных математических представлений.
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима».
Закреплять умение считать в пределах четырех, упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление, согласовывать числительные с существительными.
Развитие речи. Чтение художественной литературы
Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Развитие психических процессов
Развитие памяти, внимания, пространственного мышления, творческого воображения, графических навыков и навыков самоконтроля
Развитие элементарных математических представлений.
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима».
Закреплять умение считать в пределах четырех, упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление, согласовывать числительные с существительными.
Развитие речи. Чтение художественной литературы
Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Развитие психических процессов
Развитие памяти, внимания, пространственного мышления, творческого воображения, графических навыков и навыков самоконтроля
Ожидаемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Первый этап – подготовительный.
Выявление субъективного опыта.
Дефектолог: «Что мы знаем о зиме?»
«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки»
«Зимой бывает лед» «Что зима холодная»
«Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть»
Дефектолог: «Что мы хотим узнать?
«Зачем зимой снег?» «Я хочу узнать, откуда берется снег и лед?»
«Куда уходит Дед Мороз»
Дефектолог: «Где мы можем найти информацию?»
Найти в компьютере, по телевизору, в книжках, от родителей, от воспитателей.
Планирование совместной деятельности:
«Сначала мы все узнаем»
«Потом все нарисуем, вылепим и устроим выставку»
«Покажем все родителям»
Организация деятельности детей и родителей.
- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с родителями:
• Оформление папок-передвижек для родителей: по теме:
«Зима : стихи для заучивания, рассказы по картинкам, сезонные явления людей»
«Зимние подвижные игры».
Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
Консультация «Прогулка в зимний период».
• Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
2 этап – практический.
Что было проведено:
Образовательные области
Виды детской деятельности
Речевое развитие
НОД: Рассказывание по картине «Зима в лесу», составление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».
Творческое рассказывание
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега - снежная и т. д., «Скажи наоборот».
П/ игры: «Зима», «Пришла зима», «Снежная баба».
Народные хороводные игры «Метелица», «Снежная баба», «Два Мороза»
Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник»
Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
Игра-путешествие «Зимняя сказка»
Просмотр мультфильмов «Мороз Иванович», «Новогодняя ночь»
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира.
Развитие элементарных математических представлений
НОД: с использованием мультимедиа презентации Microsoft Power Point 97-2003 по теме «Зима»
Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем краю».
Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы»,
НОД: по теме «Зима».
Развитие речи. Чтение художественной литературы
НОД: Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»,
Чтение сборника стихотворений
З. Александрова «Ёлочка»,
О. Александрова «С новым годом!»
Русские народные сказки: «Зимовье зверей»,
Литературные сказки: «Морозко», «Снегурочка»
Папка – передвижка по теме «Зима» : Стихи для заучивания, рассказы по картинкам, сезонные занятия людей. загадки, пословицы о зиме.
Художественно-эстетическое развитие
НОД: (рисование) : «Снежинки»
(аппликация) : «Снегири»
(лепка) : «Нарядная елочка»
Свободное творчество – аппликация «Веселая зима»
Развитие психических процессов
Учебно-игровые пособия с использованием игр-альбомов к ним: :
«Логические блоки Дъепеша»; (выкладывание блоков на сюжетной картинке «Мы вдвоем катали ком»)
«Сложи узор» с кубиками Никитина; (выкладывание кубиками на сплоном рисунке «Ёлочка»)
«Цветные счетные палочки» с палочками Кюинезера (выкладывание палочками Кюинезера на сюжетной картинке «На лесной дорожке»
3 этап – заключительный.
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Результаты проекта :
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о природе родного края;
Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
выставка творческих работ детей;
Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
разработаны рекомендации для родителей;
повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
приобретены DVD диски с мультфильмами о зиме;