Ирина Елагина
Проект «Живые цифры»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта. Живые цифры.
Актуальность. Дошкольное образование в условиях ФГОС ДО ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие активной, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности воспитанника. И в этом многогранном процессе становления особую роль играет математика.
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.
Публикация «Проект „Живые цифры“» размещена в разделах
Основу из основ математики составляют понятия «цифра» и «число», которые педагоги начинают формировать именно в дошкольном возрасте. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.
Действительно, данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование знаний о цифрах и счетной деятельности у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, система учебных программ математического образования в ДОУ должна обеспечить необходимые условия, прежде всего, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
Поэтому одной из основных задач воспитателя является поиск средств и форм для организации деятельности по формированию элементарных математических представлений, которые будут, не только интересны детям, но и соответствовать специфике детского мышления, позволяющие актуализировать возможности детей и изменить само содержание в сторону глубины и насыщенности. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и научными публикациями, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, существующих в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции.
Использование произведений художественной литературы, стихов, загадок, а также научных интересных фактов о цифрах в процессе обучения математике позволяет педагогу основной акцент сделать не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Но подбор произведений художественной и научной литературы для воспитателя является трудоемким и требует много времени, поэтому целесообразно в данной работе сотрудничество с одним из основных социальных партнеров ДОУ – библиотекой, сотрудники которой профессионально работают с библиотечным фондом и помогут в поиске нужных книг.
Кроме того, согласно ФГОС ДО дошкольника важно приобщать к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки взаимодействия с другими людьми, что прекрасно может быть реализовано при посещении ребенком вместе с родителями библиотеки.
А с помощью средств продуктивной деятельности дети смогут изобразить полученные от литературных произведений впечатления, закрепить свои исследовательские навыки и развить мелкую моторику.
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий.
Сроки проведения: среднесрочный (1,5 месяца).
Исполнители проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель Елагина И. И., сотрудники Межпоселенческой районной библиотеки Родина Т. А., Семенова Т. В., Вожжова С. Г., родители воспитанников.
Проблема: Возможно ли успешное усвоение элементарных математических представлений о числе и цифре посредством обращения к художественной и научной литературе и отражении дощкольниками приобретенных ими знаний в творческой продуктивной деятельности?
Гипотеза:
Осознанное усвоение дошкольником элементарных математических представлений о цифрах и числах обеспечивается за счет приобретения знаний об использовании их в разных жизненных ситуациях и сравнительном анализе с различными предметами, а также реализации своих представлений в продуктивной деятельности.
Цель: формирование познавательных действий при ознакомлении дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами о цифрах и реализация полученных знаний в творческой продуктивной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- ознакомление дошкольников с художественными произведениями и энциклопедическими материалами по теме исследования;
-выработка интереса к самому процессу познания математики путем узнавания математические символы – цифры в окружающем нас мире;
- обучение детей дошкольного возраста приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда;
- содействие повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Развивающие:
- развитие умения пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения;
- развитие мелкой моторики при выполнении аппликаций из различных материалов;
- развитие пространственного мышления и воображения;
-развитие взаимодействия дошкольного учреждения с межпоселенческой районной библиотекой, как одним из основных его социальных партнеров.
Воспитательные:
-воспитание любви к литературе;
- воспитание умения работать в коллективе.
Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Основными методами исследования стали анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение, анализ, подбор художественной и энциклопедической литературы.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (деятельностный).
3 этап – заключительный (обобщающий).
Содержание проекта.
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе проекта была выявлена актуальная проблема, необходимое время для реализации проекта, приемы педагогического воздействия и исследовательской деятельности, материалы для продуктивной деятельности, выполнены презентации по теме проекта, подготовлена и доведена до сведения родителей необходимая информация о цели проекта и способах его реализации, а также установлен контакт с сотрудниками межпоселенческой районной библиотеки с объяснением цели и задач совместной с воспитателем работы.
В основе беседы со старшими дошкольниками стоял главный вопрос: «На что похожа цифра?», на который ребята давали разнообразные ответы. Данные опроса учитывались мною при организации продуктивной деятельности по проекту: «цифра 1» - подъемный кран (60%, палка (20%, копье (20%) «цифра 2» - лебедь (100%, «цифра 3» - месяц (60%, змея (40%, «цифра 4» - кактус (60%, перевернутый стул (40%, «цифра 5» - парус (80%, надкусанное яблоко (20%, «цифра 6» - облако с солнышком (60%, замок (40%, «цифра 7» - флаг (80%, коса (20%, «цифра 8» - неваляшка (80%, матрешка (20%, «цифра 9» - рыбка (60%, «цифра 0» - спасательный круг (60%, бублик (20%, облако (20%).
А с помощью анкетирования родителей старших воспитанников выяснила, что родители поддерживают проведение математического проекта в сотрудничестве с библиотекой и готовы оказать посильную помощь в его реализации. Кроме того, определила, что отвечают родители на вопрос проекта: «На что похожа цифра?» и какие интересные факты о цифрах в окружающем мире они знают, и рассказывали ли они о них своим детям.
Данные анкетирования учитывались мною при подготовке консультации для родителей.
Сотрудниками библиотеки, были подобраны и подготовлены книги по теме проекта, содержащие стихи, загадки, сказки, содержащие цифры, а также подобран большой энциклопедический материал с интересными фактами о цифрах в мире животных, техники, природы и других областях.
2 этап – основной.
Основной этап работы над проектом, включал в себя интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Мною, совместно с родителями воспитанников были организованы четыре посещения межпоселенческой районной библиотеки, которые проходили с целью: ознакомления детей с художественной и научной, энциклопедической литературой по теме проекта и приобретения детьми новых знаний о цифрах и явлениях окружающего мира, содержащих интересные факты о них, и способствующих развитию познавательного интереса в обучении элементарным математических представлениям, а также освоения детьми правил посещения библиотеки.
В ходе первой экскурсии в библиотеку ребят ознакомили с правилами поведения в библиотеке и правилами пользования библиотечным фондом. И все ребята, последовав положительному примеру их родителей, стали читателями районной библиотеки.
Второе посещение библиотеки проходило в читальном зале, где дошкольники познакомились с литературой о цифрах, подобранной для них библиотекарями Родиной Т. А. и Вожжовой С. Г. (стихами, загадками, сказками, рассказами и другими произведениями). В ходе третьего посещения ребята с помощью сотрудника библиотеки Семеновой Т. В. изучали энциклопедический материал, находя в нем интересные факты о цифрах. Так, например, вот сколько интересного мы узнали о цифре 2 в природе: 2 метра в секунду - с такой скоростью передвигается крот в норе, 2 миллиона цветков облетает пчела, чтобы собрать нектара на 1 килограмм меда, 2 года без еды может обходится тарантул, 2 метра - с такой высоты падает при рождении детеныш жирафа, 2 минуты потребуется бобру, чтобы свалить дерево, десяти сантиметров толщины и 2 желудка у пчелы.
В следующий раз в читальном зале Межпоселенческой библиотеки на большом экране ребятам показали красочную, познавательную презентацию, в которой были подобраны картинки, а также собран интересный информативный материал, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста на тему «Цифры вокруг нас».
Основной этап работы над проектом продолжался со старшими дошкольниками и непосредственно в групповом помещении, где мы вместе с ребятами выполнили аппликации из различных материалов, целью которых было передача в изображаемом предмете окружающей среды, животном особенностей формы цифры. На мой взгляд, использование продуктивной деятельности в реализации математического проекта, имеет большое значение в решении задач познавательного развития дошкольника. Действительно, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Кроме того, при выполнении аппликаций по теме проекта дошкольники использовали различные виды материалов, а также разные нетрадиционные техники выполнения: накладная аппликация, модульная аппликация, торцевание, коллаж, аппликация из салфеток, аппликация из ткани, аппликация из бисера, аппликация из засушенных листьев.
Реализация проекта была бы невозможной без поддержки и совместной работы с родителями воспитанников, которые организовали поездки в библиотеку, активно участвовали в анкетировании и создании презентации «Веселые цифры», содержащей собранные родителями вместе с детьми стихи о цифрах, загадки, а также ассоциативные с определенной цифрой картинки предметов или объектов окружающей среды.
3 этап – заключительный.
На заключительном этапе реализации проекта был оформлен альбом «Живая цифра», содержащий аппликации дошкольников. Организовано совместное с детьми родительское собрание, целью которого стало обобщение результатов проекта: обсуждение впечатлений о посещении библиотеки воспитанниками, показ презентации «Веселые цифры».
Ожидаемые результаты: предполагается, что организованная в ходе реализации проекта работа по формированию элементарных математических представлений в соответствии с современными требованиями будет способствовать:
- повышению уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста,
- выработке интереса к самому процессу познания математики посредством ознакомления с художественной и энциклопедической литературой, содержащей информацию о цифрах и числах,
- стремлению дошкольников к самостоятельному поиску способов решения познавательных задач,
- активизации интереса детей и родителей к использованию художественной и научной литературы в формировании элементарных математических представлений,
- осознанию родителями важности взаимодействия с различными социальными партнерами ДОУ для расширения кругозора и знаний детей.
Полученные результаты.
Результаты реализации математического проекта по развитию элементарных математических представлений дошкольников о цифре показали, что у старших дошкольников значительно повысился уровень математических представлений, выработался интерес к самому процессу познания математики путем узнавания математических символов – цифр в окружающем нас мире. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования и научились приемам нахождения нужной литературы среди множества книг библиотечного фонда.
Данный проект способствовал развитию у дошкольников пространственного мышления и воображения, расширению кругозора, а также усвоению умений пользоваться исследовательскими методами: сбор информации, фактов, анализ разных точек зрения. Выработались навыки коммуникативного общения.
Ребята, став читателями районной библиотеки, стали чаще посещать ее вместе с родителями, что способствовало развитию взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и межпоселенческой районной библиотеки.
В заключении хотелось бы отметить, что проект «Живые цифры» - это не просто ознакомление дошкольников с стихами, загадками, интересными факторами о цифрах от 0 до 9 в ходе посещения библиотеки и выполнение цифр с помощью аппликации из различных материалов.
Это результат поиска и размышлений меня, как воспитателя, пытающегося сделать обучение детей более светлым, интересным и радостным.
Это попытка приподнять «потолок» элементарных математических представлений дошкольника и пошире открыть цветную гармонию звуков его неповторимой личности.