Лариса Плеханова
Проект «Жить нельзя нам без воды» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Проект
«Жить нельзя нам без воды»
Плеханова Лариса Михайловна
воспитатель подготовительной к школе группы «Кораблик»
г. Новочебоксарск – 2019г
Паспорт проекта.
Наименование проекта :
«Жить нельзя нам без воды».
Публикация «Проект „Жить нельзя нам без воды“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта :
Воспитание бережного отношения к воде, как к важному природному богатству.
Задачи проекта :
• Собрать, изучить материал экологической направленности.
• Дать детям и их родителям знания о том, что 22 марта – День воды.
• Уточнить представления детей об использовании воды.
• Обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды.
• Воспитывать доброе и бережное отношение к воде у детей и родителей.
Предполагаемые результаты:
• Повышение знаний у детей и родителей о воде
• Развитие бережного отношения к воде у детей и родителей
Сроки реализации:
В течение одного дня – 22 марта 2019г.
Актуальность проекта
Вода – одно из главных богатств человека.
Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писатели Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Актуальность работы обусловлена значением чистой питьевой воды : где вода – там жизнь. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязненную посторонними примесями пищу и пьём такую же плохую воду.
В начале 21 века проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всем мире, так и в России. Актуальна эта проблема и в нашем городе.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на чистую воду и на информацию об ее качестве.
В 2005 году было объявлено о десятилетии воды (2005-2015, а 2003 был объявлен годом пресной воды.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка» : с детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности воспитателя и детей; с родителями – в условиях проведения групповой консультации.
Этапы управления проектом
1. Подготовительный
(5-15 марта 2019г) Обоснование актуальности темы.
Формулирование цели и задач проекта.
2. Реализационный
(22 марта 2019г) Деятельность в соответствии с тематическим планированием
3. Заключительный
(конец марта 2019г) Подведение итогов
Тематическое планирование
Время
проведения Задачи Мероприятия
22 марта
Утро
1. Поговорить с детьми о пользе для здоровья талой воды, о пользе первых весенних лучей солнца, о том, как нужно одеваться в это время года.
2. Загадать детям загадки о воде.
3. Продолжить приобщать детей к устному народному творчеству.
4. Развивать мелкую моторику рук детей, речь детей.
5. Воспитывать бережное отношение к воде.
6. Уточнить представления детей об использовании воды; познакомить детей со свойствами воды. Развивать зрительно-двигательную координацию, слуховое внимание, память, мышление. Воспитывать внимательное отношение к природе. 1. Беседа с детьми «Пришла весна - ребятишкам не до сна».
2. Отгадывание загадок о воде.
(см. приложение 1).
3. Знакомство с пословицами о воде.
(см. приложение 2)
4. Пальчиковая гимнастика «Веселые льдинки».
(см. приложение 3)
5. Консультация для родителей «День воды».
6. Познавательная деятельность «Вода течет, разливается. Вода умеет превращаться».
(см. приложение 4)
Прогулка 1. Предложить детям рассказать, как, по их мнению образуются ручьи, где берут свое начало и куда текут. Предложить ребятам прокомментировать выражение: «Ручейки – главные вестники весны».
2. Закрепить представления детей о весенних явлениях природы, учить использовать личный опыт изучения природных явлений. Активизировать, обогатить словарь по данной теме.
3. Учить детей делать кораблики из природного и бросового материала, выявлять обладают ли они таким свойством, как плавучесть. Доставить детям радость от игры.
4. Познакомить детей с правилами новой для них игры, развивать двигательную активность детей, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
5. Воспитывать умение находить себе товарищей для игры.
1. Наблюдение за ручьями.
2. Дидактическая игра «Что бывает весной?»
3. Игра с водой «Тонет - плавает».
4. Подвижная игра «Ручеек».
5. Самостоятельная игровая и двигательная деятельность детей с выносными игрушками.
Вечер Дать детям представление о роли воды в природе, о ее свойствах. Воспитывать бережное отношение к воде. Активизировать словарь: снег, лед, облака, речка, сосулька. Беседа «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
Коррекционная работа по заданию логопеда.
Вечерняя прогулка Предложить детям рассказать, как «растут сосульки, понаблюдать, как они тают. Пояснить, почему в теплый день сосульки «плачут», как меняются свойства воды при изменении температуры.
2. Продолжить разучивать чувашские народные игры. 1. Наблюдение за сосульками.
2. Чувашская подвижная игра «Огонь. Земля. Вода. Воздух».
Литература:
1. Дошкольная педагогика. 2008. №2.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. Творческий центр. М., 2008.
3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия К°, 2000.
4. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа. Учебно- методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2011.
Приложение 1
Загадки о воде
• Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
• Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)
• Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовит, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды).
• Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Приложение 2
Пословицы о воде
• Была бы водица, а зелень зародится
• С водой на лад – урожай богат
• Вода всему господин: воды и огонь боится
• Вода и землю точит, и камень долбит
• Вода студена – тело ядрено
• Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
• Апрельские ручьи землю будят
• Где вода есть, там и саду цвесть
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика «Веселые льдинки».
Под самым карнизом. (сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)
Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)
По сосулькам слезинки…
И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)
Веселые льдинки.
Приложение 4
Познавательная деятельность.
Тема: «Вода течет, разливается. Вода умеет превращаться».
Задачи: Уточнить представления детей об использовании воды; познакомить со свойствами воды – вода течет, разливается, испаряется, впитывается, нагревается, журчит, капает, булькает, бурлит, на морозе превращается в лед. Обогатить глагольный и антонимический словарь детей.
Развивать зрительно-двигательную координацию, слуховое внимание, память, мышление. Воспитывать внимательное отношение к природе.
Оборудование: кукла Водовоз, ковшики, ведерки, тазик, поднос; сухая ткань, губки, передники на каждого ребенка; горшки с цветами, лейки; ящик с песком; картинки, изображающие свойства воды, реку, озеро, водопроводный кран.
Ход: к детям приезжает кукла Водовоз с тележкой и бочкой с водой. Он поет песню И. Дунаевского из кинофильма «Волга-Волга» : «Замечательный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И не туды, и не сюды.
Руки моем – воду льем,
Чай захочешь – воду пьем,
Потому что без воды
И не туды, и не сюды».
Водовоз знакомится с детьми. Педагог объясняет детям, кто такой водовоз, почему его так называют. Далее водовоз проводит беседу о пользе воды, о том, откуда берется вода (из реки, из озера, из водопроводного крана).
Водовоз предлагает поиграть с водой и понаблюдать за ней. Дети одевают передники. Он зачерпывает воду из своей бочки и медленно наливает ее в ведерки и ковшики для каждого ребенка.
Водовоз. Я каждому налил воды из моей большой бочки. Я наливал ее осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь вы вылейте свою воду вот в этот тазик так же медленно и аккуратно.
Беседа по вопросам.
- Что ты делаешь?
- Что делает вода?
- Как она течет?
Далее водовоз наливает немного воды на поднос.
Водовоз. Посмотрите, вода разлилась. Что сделала вода? (Вода разлилась).
Водовоз. Если со стола упадет чашка с водой, что произойдет? (Вода разольется по полу).
Водовоз. Был пол сухой, а стал … (мокрый).
Водовоз. Что нужно сделать, чтобы пол стал сухой? (Надо его вытереть).
Водовоз. Давайте возьмем мягкую тряпочку и попробуем вытереть поднос. Что происходит с тряпочкой? Она была сухая, а стала мокрая. И наш поднос стал (сухим).
Водовоз. Летом часто бывает дождь, от него мокнут дорожки, но быстро высыхают. Почему? Кто вытирает дорожки тряпочкой? (Солнышко).
Водовоз. Правильно, на солнце вода испаряется и дорожки сохнут. А что случилось с нашими цветами? Посмотрите, земля сухая. Почему она сухая? (Ответы детей). Что нужно сделать, как напоить цветы водой? (Их надо полить). Подойдите ко мне с лейками, я налью вам воды. Были у вас лейки пустые, а теперь? (Полные).
Водовоз. Как надо выливать воду из лейки. (Ответы детей). Подойдите и полейте.
Физкультминутка. Подвижная игра «Ручеек».
Водовоз. Вчера я захотел попить воды, очень холодной, прямо студеной. Я поставил стакан с водой в холодильник, да и забыл о нем. Утром открыл холодильник, а в стакане вместо воды – лед. Почему?
Педагог вместе с детьми, вспомнив зиму, выясняют, что на морозе вода превращается в лед. Далее показывает формочки для приготовления льда и рассказывает, как был приготовлен лед. Далее вынимает лед из формы, дети сравнивают форму льда с той формой, в которой его готовили. Делают вывод о том, что лед принимает ту форму, в которой он находится. Дети берут лед в руки, рассматривают его цвет, форму, чувствуют его температуру и видят, что лед начинает таять. Дети отвечают на вопрос, почему это происходит.
Водовоз. Я замерз на вашем занятии, давайте попьем чаю. Как его приготовить?
- Нужно вскипятить воду. Взять чайник, налить в него воды… ополоснуть заварочный чайник кипятком, насыпать заварку, залить кипятком, дать настояться.
Водовоз. А теперь поиграем.
Игра-этюд «Капельки».
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленьким веселым ручейком. (Дети встают в колонну по двое). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море.)Дети встают в круг). А тут и солнышко пригрело.
Игра-имитация «Солнышко».
Солнышко-солнышко
В небе свети
Яркие лучики
К нам протяни
Руки мы вложили
В ладошки твои,
Нас покружи,
Оторви от земли.
Солнышко греет,
Как жарко всем нам!
В пар превратились,
Летим к небесам.
Воспитатель. Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке. Где вы были, что делали? Что с вами произошло? (Ответы детей).