Татьяна Николаева
Проект «Жили были» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Жили были …"
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (4 недели.)
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Жили были“ в старшей группе» размещена в разделах
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы решили приобщить детей к истокам русской народной культуры. Организация работы в этом направлении требует особых условий, создания обстановки, которая будет яркой, наглядной для детей. И привлечет их к этой теме.
Создавая атмосферу русского быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Цель: познакомить детей с русским бытом и традициями русского народа; Задачи проекта :
1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
8. Воспитывать патриотические чувства.
Предполагаемый результат:
- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- будет создан мини-музей «Русский быт».
- Воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Методы: наглядный, словесный, практический.
1 Этап: Подготовительный
- сбор информации, подготовка наглядного материала;
- консультации для родителей;
- подбор дидактических игр.
2 Этап: Основной
- организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
- работа с родителями
-оформление группы в соответствии с темой
3 Этап: Обобщающий
- создание мини — музея «Русский быт»
Мероприятия.
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.
2. Оформление наглядного материала для родителей.
3. Консультации для родителей:
- «Как люди на Руси жили?»
- «Мини — музей в группе»
- «Предметы быта дедушек и бабушек»
4. Изучение познавательной литературы на тему «Русский быт». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
Основной этап
6. Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
7. Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта»
8. НОД «Русский быт»
9. Музыкальная деятельность: слушание народных песен. Пение знакомых колыбельных песен.
10. НОД (рисование.) «Роспись плошки и ложки».
11. Подвижные игры: русская народная игра «Пирог», «Ручеек».
14. НОД (Лепка из глины) «Посуда».
15. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор».
16. Беседы с детьми по теме проекта :
- «Что такое русская изба?»
- «Русские народные игры для детей»
- «Русские народные музыкальные инструменты»
Обобщающий этап:
1. Оформление мини — музея «Русский быт» в группе с детьми и родителями.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.