МААМ-картинки

Проект для детей 4–5 лет «Зелёная аптека»

Алёна Николаевна Сергеева
Проект для детей 4–5 лет «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта : «Зелёная аптека»

Авторы: Тетерина Наталья Фёдоровна

Сергеева Алена Николаевна

Вид проекта : познавательно- исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: педагоги группы, воспитанники, родители.

Возраст: 4-5 лет.

Актуальность проекта :

Темочки:

Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Уже с дошкольного возраста должны быть заложены первые основы экологической культуры. Главное, чтобы ребёнок понимал, что человек и природа взаимосвязаны, что забота о природе – есть забота о человеке, его будущем.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, с пользой использовать её богатства.

В связи с актуальностью данного направления, нами был разработан проект «Зелёная аптека». Задачей которого является формирование и систематизация знаний, активизирующие умственную деятельность и познавательную сферу ребёнка.

Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с лекарственными растениями.

Задачи:

- Расширять представления о разнообразии и пользе лекарственных растений.

- Учить узнавать растения по внешнему виду, уметь их различать и называть.

- Вызвать интерес родителей и привлекать их к совместной деятельности с детьми.

- Воспитывать бережное отношение к природе и желание заботиться о растениях.

Предполагаемый результат: В ходе реализации данного проекта у детей формируются представления о пользе лекарственных растений в жизни человека. Приобретение детьми коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов, чувства эмпатии и бережного отношения к окружающему миру.

Реализация проекта :

1. Подготовительный этап

- Подбор методической и художественной литературы, интернет- ресурсы;

- Подбор дидактических игр и атрибутов;

- Выбор места и разработка участка «Зелёная аптека»;

- Привлечение родителей к подбору семян и рассады лекарственных трав;

2. Основой этап

- Наблюдение за ростом рассады.

- Беседы о лекарственных растениях

«Лук – от семи недуг!»

«Правила сбора растений»

Викторина «Юные знатоки»

- Изготовление дидактических игр:

«Узнай по описанию»

«Видоискатель лекарственных трав»

«Аптека Айболита»

«Где применяют лекарственные растения»

«Разрезные картинки»

Цель: Формировать представление о форме, размере, окраске и других признаков лекарственных трав.

«Что лечит это растение»

Цель: Учить детей, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными;

- Составление гербария из лекарственных растений;

- Рассматривание через микроскоп, лупу (строение листиков, стебля);

- Изготовление душистых мешочков «Мемори».

Игра «Определи по запаху»

Цель: Определить, чем наполнен мешочек и найти изображение на картинке этого наполнителя.

- Изготовление альбома «Бабушкины советы для здоровья и рецепты»

- Картотека «Экологические игры»

- Изготовление схем для рассказывания стихотворений, сказок

- Труд на клумбе:

рыхление грядок;

прополка сорняков;

полив цветов на клумбах;

Для родителей:

Консультации, памятки, анкеты, конкурсы, беседы, творческие задания.

3. Заключительный этап

Размещение на сайте детского сада, персональных сайтах информации о ходе реализации проекта, мероприятиях связанных с проектом.

Участие в конференциях и семинарах разного уровня.

Приложение:

Конспект беседы

«Лук – от семи недуг!»

Цель: Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»

Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвёт, тот заплачет и уйдёт»

Дети: Лук

Воспитатель: - Вот о луке мы с вами и поговорим.

Воспитатель: - Известно, что лук зародился в Азии около 4000 лет назад. Со временем его стали выращивать по всей земле. На Руси лук появился в 12 веке. Он считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас пословицы о луке:

«Лук помогает от семи недуг»

«Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук»

Насчитывается более 300 видов луковых растений, а съедобными являются 25-30 видов. В наши дни лук выращивается по всему миру. Он имеет различную форму и размеры, различную окраску.

Воспитатель: Предлагает каждому ребёнку взять по луковице, рассмотреть его.

Дети: Рассматриваю лук и говорят что он: круглый, твёрдый, чешуйки золотистого цвета.

Воспитатель: Разновидности лука:

лук батун (выращиваю для получения зелёного пера);

лук шнитт (красиво цветёт);

лук шалот (в народе его называют семейным, потому что у него в одном «гнёздышке» может созреть от 3 до 15 луковиц);

лук порей (для еды используют нижнюю отбеленную часть.

Ребята, как вы думаете, почему лук широко распространён в мире?

Дети: Он вкусный и полезный.

Воспитатель: В луке очень много лечебных и целебных свойств:

Основная польза лука - в веществах, называемых фитонцидами.

Они предохраняют от пищевых отравлений, кишечных инфекций и простудных вирусных заболеваний. Лук - источник витаминов группы В,С,Е,Р, эфирных масел, кальция, марганца, меди, кобальта, фтора, молибдена, йода, никеля. Богат железом, калием, цинком. Все эти витами благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему человека.

Целебные свойства:

- противомикробное.

- противовоспалительное.

- Отхаркивающее.

- противоожоговое и ранозаживляющее.

- слабительное.

Понижает сахар в крови, улучшает состояние при диабете, повышает аппетит, улучшает пищеварение. Препятствует возникновению авитаминоза.

Воспитатель: -Ребята, о каком овоще мы сегодня говорили (лук).

- Какие вещества содержатся в луке? (фитонциды).

- Чего в зелёном луке очень много? (витамины).

- Для чего вам нужны витамины? (укрепить здоровье)

.

Конспект беседы

«Правила сбора растений»

Цель: Учить детей правилам сбора лекарственных растений. Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Закрепить знания детей о целебных свойствах лекарственных трав.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках букет из сухих растений. Но этот букет не простой, этот букет собран из целебных, лекарственных трав. Лекарственные растения применяют для профилактики и лечения различных заболеваний. (простудные заболевания, болезни суставов, заживляют раны, лечат язвы, останавливают кровь, укрепляют волосы и многое другое) А когда нужно собирать лекарственные травы?

Дети: Летом.

Воспитатель: Верно. Летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно, а вы запомнили правила сбора лекарственных растений? Давайте повторим.

Правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, так как на руках может остаться много пыльцы, грязи.

4. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

5. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

6. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

7. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

8. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

9. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

10. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Эта книга, в которую занесены разные виды растений, животных, птиц, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.

Воспитатель: ребята, чтобы нам с вами было веселей собирать лекарственные растения, мы с вами разделимся на 2 команды. Каждой команде я загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать и собрать именно эти растения.

Загадка для первой команды : Семена, как коготки, жёлто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает. (Календула).Это лечебный цветок. Вот несколько советов: - Календула обладает противовоспалительными свойствами. Используется для полоскания горла при ангине, при заболеваниях полости рта. … Ваша команда собирает календулу.

А теперь загадка для второй команды :

Каждый, думаю, узнает, если в поле побывает. Этот синенький цветок, всем известный. (Василёк) Почему он так называется (ответы детей) Где растёт? Правильно, он растёт в полях. Используется как жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Ваша команда собирает васильки.

Итог: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо!

Викторина «Юные знатоки»

Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях, о их пользе и применении. Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

Дети делятся на 2 команды, выполняют задания и получают за это фишки (красного, зелёного цвета).

Воспитатель: На Руси раньше говорили: «Ум, да здоровье дороже всего» В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных, целебных растениях. Поделиться своими секретами, а может и меня чему научите. Для вас ребята, я приготовила вопросы.

Итак, начнё м:

1 вопрос: - Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки)

2 вопрос: - Это лекарственное растение растёт у дорог, его листья заживляет раны? (подорожник)

3 вопрос: - Какую траву любят кошки? (валериана)

4 вопрос: - С этим растением встречается тот, кто любит чистить зубы? (мята)

5 вопрос: - Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Жёлтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик)

6 вопрос: - Когда следует собирать лекарственные травы? (когда в растениях накапливаются питательные вещества. Собирают растения в сухую, солнечную погоду)

7 вопрос: - Какие правила сушки лекарственных растений вы знаете? (Сушить растения надо под навесом избегая прямых солнечных лучей)

8 вопрос: - Это растение с шипами и красивыми цветами, снабжает организм витаминами, придаёт силы? (шиповник)

9 вопрос: - Это растение заживляет раны, останавливает кровь, успокаивает нервы? (зверобой)

10 вопрос: - Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

11 вопрос: -А как называется морс из клюквы? (клюквенный)

12 вопрос: - Какие лекарственные растения можно использовать в пищу? (одуванчик, крапива, мята)

Наша викторина подошла к концу. Ребята вы молодцы! Мне очень понравились ваши знания о лекарственных растениях. Вы старались искали ответы на трудные вопросы. Сейчас самое время подвести итоги и узнать, чья команда победила. (подсчёт фишек)

Всем поощрительные призы.

Картотека дидактических игр

Дидактическая игра

«Узнай по описанию»

Цель: Закреплять особенности внешнего вида лекарственных растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.

Материал: карточки, видоискатель.

Воспитатель называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети ищут правильное изображение среди карточек, затем используют видоискатель на клумбе.

Дидактическая игра

«Аптека Айболита»

Цель: Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком. Находить правильные картинки.

Материал: Набор иллюстраций лекарственных растений.

Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях, ребёнок находит иллюстрацию, называет растение объясняет почему его называют «зелёным доктором»

«Гербарий в жизни дошколят»

Цель: Расширять представления дошкольников о лекарственном мире.

Лекарственные растения, растущие на участке нашей группы, представляют для ребят богатейший познавательный материал. Искусство составления гербария - это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей. В процессе составления гербария у детей развивается внимательность, память, умение сравнивать, находить общие признаки, объединять в группы, делать выводы. Засушенные растения также могут служить прекрасным материалом для творчества.

«Наша лаборатория»

Опыт: «Рассматривание структуры среза листа. Из чего состоит?»

Цель: Исследовать листья растений путём опыта с микроскопом, лупой. Познакомить с понятием «клетка» и показать клеточное строения листа крапивы.

Дошкольника всегда интересует абсолютно всё : из чего состоят различные предметы, десятки вопросов «почему?». Куда интереснее не просто послушать, а посмотреть собственными глазами. Именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские вопросы. Экспериментирование с микроскопом поможет детям расширить знания об окружающем мире.

Что можно предложить ребёнку рассмотреть в микроскоп? Мы с ребятами решили рассмотреть лист крапивы, цветок. Так на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении красиво глядятся садовые цветы. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. Сделали выводы: что в микроскоп можно увидеть мельчайшие частичка, а лупа увеличивала предмет.

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Выставка детскихn творческих рисунков

Изготовлено совместно с родителями

Экскурсии

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематическом дне «Зелёная аптека» в младшей группеФотоотчёт о тематическом дне «Зелёная аптека» в младшей группе Зеленая аптека " под таким девизом прошёл сегодня день в группе "Звездочки" И в зарослях лесных, В полях, и на лугах. Есть в травах.

Конспект НОД в средней группе «Путешествие по экологической тропинке на станцию «Зелёная аптека»Конспект НОД в средней группе «Путешествие по экологической тропинке на станцию «Зелёная аптека» .

Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Космидиум — «зелёная паутинка»Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Космидиум — «зелёная паутинка» Мне дорог двор, где я живу. Он мне, как близкий друг. Люблю деревья и траву, Цветы, что есть вокруг. Писаренко В. Материал будет интересен.

Мастер-класс «Приготовление клюквенного морса» в рамках проекта «Зелёная аптека» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Приготовление клюквенного морса» в рамках проекта «Зелёная аптека» с детьми старшего дошкольного возраста В сентябре 2020 года в нашей группе стартовал проект «Зелёная аптека». Цель проекта: формирование у детей представлений о лекарственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей 4–5 лет «Зелёная аптека»
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 14:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей 4–5 лет «Зелёная аптека»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Николаевна Сергеева (УИ 3500239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД