Алёна Николаевна Сергеева
Проект для детей 4–5 лет «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Зелёная аптека»
Авторы: Тетерина Наталья Фёдоровна
Сергеева Алена Николаевна
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: педагоги группы, воспитанники, родители.
Возраст: 4-5 лет.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Уже с дошкольного возраста должны быть заложены первые основы экологической культуры. Главное, чтобы ребёнок понимал, что человек и природа взаимосвязаны, что забота о природе – есть забота о человеке, его будущем.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, с пользой использовать её богатства.
В связи с актуальностью данного направления, нами был разработан проект «Зелёная аптека». Задачей которого является формирование и систематизация знаний, активизирующие умственную деятельность и познавательную сферу ребёнка.
Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с лекарственными растениями.
Задачи:
- Расширять представления о разнообразии и пользе лекарственных растений.
- Учить узнавать растения по внешнему виду, уметь их различать и называть.
- Вызвать интерес родителей и привлекать их к совместной деятельности с детьми.
- Воспитывать бережное отношение к природе и желание заботиться о растениях.
Предполагаемый результат: В ходе реализации данного проекта у детей формируются представления о пользе лекарственных растений в жизни человека. Приобретение детьми коммуникативных навыков, развитие познавательных процессов, чувства эмпатии и бережного отношения к окружающему миру.
Реализация проекта :
1. Подготовительный этап
- Подбор методической и художественной литературы, интернет- ресурсы;
- Подбор дидактических игр и атрибутов;
- Выбор места и разработка участка «Зелёная аптека»;
- Привлечение родителей к подбору семян и рассады лекарственных трав;
2. Основой этап
- Наблюдение за ростом рассады.
- Беседы о лекарственных растениях
«Лук – от семи недуг!»
«Правила сбора растений»
Викторина «Юные знатоки»
- Изготовление дидактических игр:
«Узнай по описанию»
«Видоискатель лекарственных трав»
«Аптека Айболита»
«Где применяют лекарственные растения»
«Разрезные картинки»
Цель: Формировать представление о форме, размере, окраске и других признаков лекарственных трав.
«Что лечит это растение»
Цель: Учить детей, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными;
- Составление гербария из лекарственных растений;
- Рассматривание через микроскоп, лупу (строение листиков, стебля);
- Изготовление душистых мешочков «Мемори».
Игра «Определи по запаху»
Цель: Определить, чем наполнен мешочек и найти изображение на картинке этого наполнителя.
- Изготовление альбома «Бабушкины советы для здоровья и рецепты»
- Картотека «Экологические игры»
- Изготовление схем для рассказывания стихотворений, сказок
- Труд на клумбе:
рыхление грядок;
прополка сорняков;
полив цветов на клумбах;
Для родителей:
Консультации, памятки, анкеты, конкурсы, беседы, творческие задания.
3. Заключительный этап
Размещение на сайте детского сада, персональных сайтах информации о ходе реализации проекта, мероприятиях связанных с проектом.
Участие в конференциях и семинарах разного уровня.
Приложение:
Конспект беседы
«Лук – от семи недуг!»
Цель: Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»
Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека. Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвёт, тот заплачет и уйдёт»
Дети: Лук
Воспитатель: - Вот о луке мы с вами и поговорим.
Воспитатель: - Известно, что лук зародился в Азии около 4000 лет назад. Со временем его стали выращивать по всей земле. На Руси лук появился в 12 веке. Он считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас пословицы о луке:
«Лук помогает от семи недуг»
«Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук»
Насчитывается более 300 видов луковых растений, а съедобными являются 25-30 видов. В наши дни лук выращивается по всему миру. Он имеет различную форму и размеры, различную окраску.
Воспитатель: Предлагает каждому ребёнку взять по луковице, рассмотреть его.
Дети: Рассматриваю лук и говорят что он: круглый, твёрдый, чешуйки золотистого цвета.
Воспитатель: Разновидности лука:
лук батун (выращиваю для получения зелёного пера);
лук шнитт (красиво цветёт);
лук шалот (в народе его называют семейным, потому что у него в одном «гнёздышке» может созреть от 3 до 15 луковиц);
лук порей (для еды используют нижнюю отбеленную часть.
Ребята, как вы думаете, почему лук широко распространён в мире?
Дети: Он вкусный и полезный.
Воспитатель: В луке очень много лечебных и целебных свойств:
Основная польза лука - в веществах, называемых фитонцидами.
Они предохраняют от пищевых отравлений, кишечных инфекций и простудных вирусных заболеваний. Лук - источник витаминов группы В,С,Е,Р, эфирных масел, кальция, марганца, меди, кобальта, фтора, молибдена, йода, никеля. Богат железом, калием, цинком. Все эти витами благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему человека.
Целебные свойства:
- противомикробное.
- противовоспалительное.
- Отхаркивающее.
- противоожоговое и ранозаживляющее.
- слабительное.
Понижает сахар в крови, улучшает состояние при диабете, повышает аппетит, улучшает пищеварение. Препятствует возникновению авитаминоза.
Воспитатель: -Ребята, о каком овоще мы сегодня говорили (лук).
- Какие вещества содержатся в луке? (фитонциды).
- Чего в зелёном луке очень много? (витамины).
- Для чего вам нужны витамины? (укрепить здоровье)
.
Конспект беседы
«Правила сбора растений»
Цель: Учить детей правилам сбора лекарственных растений. Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Закрепить знания детей о целебных свойствах лекарственных трав.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках букет из сухих растений. Но этот букет не простой, этот букет собран из целебных, лекарственных трав. Лекарственные растения применяют для профилактики и лечения различных заболеваний. (простудные заболевания, болезни суставов, заживляют раны, лечат язвы, останавливают кровь, укрепляют волосы и многое другое) А когда нужно собирать лекарственные травы?
Дети: Летом.
Воспитатель: Верно. Летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно, а вы запомнили правила сбора лекарственных растений? Давайте повторим.
Правила сбора лекарственных растений:
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, так как на руках может остаться много пыльцы, грязи.
4. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
5. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
6. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
7. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
8. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
9. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
10. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Эта книга, в которую занесены разные виды растений, животных, птиц, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Воспитатель: ребята, чтобы нам с вами было веселей собирать лекарственные растения, мы с вами разделимся на 2 команды. Каждой команде я загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать и собрать именно эти растения.
Загадка для первой команды : Семена, как коготки, жёлто-красные цветки. От горла помогают, кто же их не знает. (Календула).Это лечебный цветок. Вот несколько советов: - Календула обладает противовоспалительными свойствами. Используется для полоскания горла при ангине, при заболеваниях полости рта. … Ваша команда собирает календулу.
А теперь загадка для второй команды :
Каждый, думаю, узнает, если в поле побывает. Этот синенький цветок, всем известный. (Василёк) Почему он так называется (ответы детей) Где растёт? Правильно, он растёт в полях. Используется как жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Ваша команда собирает васильки.
Итог: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо!
Викторина «Юные знатоки»
Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях, о их пользе и применении. Развивать мыслительную деятельность, память, речь.
Дети делятся на 2 команды, выполняют задания и получают за это фишки (красного, зелёного цвета).
Воспитатель: На Руси раньше говорили: «Ум, да здоровье дороже всего» В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных, целебных растениях. Поделиться своими секретами, а может и меня чему научите. Для вас ребята, я приготовила вопросы.
Итак, начнё м:
1 вопрос: - Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки)
2 вопрос: - Это лекарственное растение растёт у дорог, его листья заживляет раны? (подорожник)
3 вопрос: - Какую траву любят кошки? (валериана)
4 вопрос: - С этим растением встречается тот, кто любит чистить зубы? (мята)
5 вопрос: - Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Жёлтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик)
6 вопрос: - Когда следует собирать лекарственные травы? (когда в растениях накапливаются питательные вещества. Собирают растения в сухую, солнечную погоду)
7 вопрос: - Какие правила сушки лекарственных растений вы знаете? (Сушить растения надо под навесом избегая прямых солнечных лучей)
8 вопрос: - Это растение с шипами и красивыми цветами, снабжает организм витаминами, придаёт силы? (шиповник)
9 вопрос: - Это растение заживляет раны, останавливает кровь, успокаивает нервы? (зверобой)
10 вопрос: - Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
11 вопрос: -А как называется морс из клюквы? (клюквенный)
12 вопрос: - Какие лекарственные растения можно использовать в пищу? (одуванчик, крапива, мята)
Наша викторина подошла к концу. Ребята вы молодцы! Мне очень понравились ваши знания о лекарственных растениях. Вы старались искали ответы на трудные вопросы. Сейчас самое время подвести итоги и узнать, чья команда победила. (подсчёт фишек)
Всем поощрительные призы.
Картотека дидактических игр
Дидактическая игра
«Узнай по описанию»
Цель: Закреплять особенности внешнего вида лекарственных растений, учить самостоятельно описывать внешний вид растений.
Материал: карточки, видоискатель.
Воспитатель называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети ищут правильное изображение среди карточек, затем используют видоискатель на клумбе.
Дидактическая игра
«Аптека Айболита»
Цель: Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком. Находить правильные картинки.
Материал: Набор иллюстраций лекарственных растений.
Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях, ребёнок находит иллюстрацию, называет растение объясняет почему его называют «зелёным доктором»
«Гербарий в жизни дошколят»
Цель: Расширять представления дошкольников о лекарственном мире.
Лекарственные растения, растущие на участке нашей группы, представляют для ребят богатейший познавательный материал. Искусство составления гербария - это увлекательная познавательная деятельность как для взрослых, так и для детей. В процессе составления гербария у детей развивается внимательность, память, умение сравнивать, находить общие признаки, объединять в группы, делать выводы. Засушенные растения также могут служить прекрасным материалом для творчества.
«Наша лаборатория»
Опыт: «Рассматривание структуры среза листа. Из чего состоит?»
Цель: Исследовать листья растений путём опыта с микроскопом, лупой. Познакомить с понятием «клетка» и показать клеточное строения листа крапивы.
Дошкольника всегда интересует абсолютно всё : из чего состоят различные предметы, десятки вопросов «почему?». Куда интереснее не просто послушать, а посмотреть собственными глазами. Именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские вопросы. Экспериментирование с микроскопом поможет детям расширить знания об окружающем мире.
Что можно предложить ребёнку рассмотреть в микроскоп? Мы с ребятами решили рассмотреть лист крапивы, цветок. Так на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении красиво глядятся садовые цветы. Мы рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. Сделали выводы: что в микроскоп можно увидеть мельчайшие частичка, а лупа увеличивала предмет.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Выставка детскихn творческих рисунков
Изготовлено совместно с родителями
Экскурсии