Папки-передвижки

Педагогический творческий краткосрочный проект «Здравствуй, сказка!»

Оксана Чурилова
Педагогический творческий краткосрочный проект «Здравствуй, сказка!»

Проект : «Здравствуй, Сказка

Тип проекта : педагогический, творческий, краткосрочный.

Участники:

• Дети среднего возраста;

• Родители воспитанников;

• Воспитатели средних групп;

Узкие специалисты: музыкальный руководитель; учитель - дефектолог.

Актуальность проекта :

Публикация «Педагогический творческий краткосрочный проект „Здравствуй, сказка!“» размещена в разделах

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.

Задачи:

1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Миссия:

Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

Предполагаемые риски:

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта, т. к. это мероприятие предполагает изменение в режиме дня, сетке занятий, ломает устоявшиеся стереотипы.

2. Некоторые сотрудники не проникнутся актуальностью проекта.

3. Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей, приобщении детей к чтению.

План реализации проекта

Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные

Подготовительный 1. Составление плана реализации проекта

2. Изучение методической литературы

3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»

4. Беседы с детьми «Моя любимая книга»

5. Проведение открытого занятия – викторины «По тропинкам любимых сказок»

6. Анализ содержания уголков книг в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы

7. Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой 1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.

3. Подобрать методическое обеспечение проекта

4. Разработать перспективные планы на неделю «Книги», конспекты занятий, экскурсии в библиотеку, подготовить родительское собрание. 09.01.2013 – 16.01.2013

Воспитатели

средних групп, учитель-

дефектолог

Основной 1. Оформление уголков чтения в группах в соответствии с требованиями

2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей

3. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»

4. Экскурсия в детскую библиотеку

5. Экскурсия в книжный магазин

6. Создание книг-самоделок

7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»

8. Родительское собрание «Книга в жизни ребенка» 1. Пополнить фонд детской литературы в ДОУ

2 Разработать и провести родительское собрание по теме «Книга в жизни ребенка»

3Активизировать всех участников образовательного процесса 17.01.2013-24.01.2013г. Воспитатели

средних групп, учитель-

дефектолог

Завершающий 1. Проведение родительского собрания

2. Подведение итогов реализации проекта. 1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту

2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам 25.01.2013 – родительское собрание.

31.01.2013 – педсовет с обсуждением итогов проекта

Предполагаемый результат:

• Повышение интереса детей к художественной литературе.

• Разработка системы работы с книгой.

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.

• Возрождение домашнего чтения.

• Позитивные изменения в речи детей.

• Обобщение и распространение семейного опыта.

Управление проектом :

• Руководители проекта — педагоги средних групп

• Участники проекта – педагоги, родители, дети

• Эксперт – старшие воспитатели

Перспективы распространения результатов проекта.

Уровень детского сада:

1. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

Всероссийский уровень:

Опубликование в периодических изданиях

Используемая литература.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2011.

Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.

Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 20012.

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Тип проекта.

- Информационно-творческий

- Кратковременный

- Групповой.

Методы - Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

Участники проекта - Дети средней группы, воспитатель, учитель-дефектолог, родители, музыкальный руководитель, администрация.

Обеспечение.

Методическое:

1. Евдокимова Е. С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2009г.

2. Русские народные сказки.

3. Сибирские народные сказки.

4. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 2011 г.

5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога» -М., 2010 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 2009, №4, 2007.

7. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.

8. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Материально – техническое:

1. Аудиозаписи.

2. Театральные куклы.

3. Художественная литература.

4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.

Цель проекта :

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

- воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.

- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта :

1. Коррекционно– образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.

2. Коррекционно– развивающие: развивать традиции семейного чтения.

3. Коррекционно– воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Этапы проекта :

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта) (с 4.02.13 г. по11.02.13 г.)

- определение проблемы;

- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

- обсуждение проекта с логопедом, музыкальным руководителем.

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

- составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Игровая деятельность Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки, «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.

Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Речевое развитие 1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».

2) Занятие по сказке «Заяц - хваста».

3) Беседы с детьми о прочитанном.

Ознакомление с художественной литературой Чтение и обсуждение сказок.

Пересказ разных сказок.

Театральная деятельность Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Кукольный спектакль «Волшебный цветок».

Рисование Занятие «Мой любимый сказочный герой». Занятие «Петушок – золотой гребешок».

Аппликация Занятие «Платье для Золушки».

Занятие «Сказочный домик».

Работа с родителями 1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

2) Консультация «Знакомство со сказками».

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Кот, петух и лиса».

Пути реализации проекта :

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Оформление уголка «В гостях у сказки»

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми :

5. Чтение разных сказок;

6. Рисование детьми героев сказок.

7. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

8. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

9. Самостоятельное составление сказок.

10. Рассказывание сказок собственного сочинения.

11. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

12. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

13. Загадки о сказках, героях сказок.

14. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

15. Театрализация сказки : «Кот, петух и лиса»

Содержание работы с родителями:

16. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

17. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

18. Чтение сказок с детьми.

19. Придумывание сказок с детьми.

20. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

II. Этап – Исследовательский.

(с 12. 02.13. г. по 21.02.13. г.)

- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный.

(с 22.02.13. г. по 28.02 13.)

- театрализация сказки «Кот, петух и лиса»

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата

- обобщение результатов работы, формулировка выводов

-составление рекомендаций.

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

• Через восприятие сказок мы :

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.

Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Кот, петух и лиса». Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности (краски, цветные карандаши, альбомы, цветную бумагу, кисточки, пластилин, книжки-раскраски, детскую художественную литературу.

Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.

Основным результатом стал показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.

IV. Этап – Презентация проекта. (28.02.13 г.)

Театральная постановка сказки «Кот, петух и лиса» для родителей.

V. Этап – Определение задач нового проекта.

Публикации по теме:

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический творческий краткосрочный проект «Здравствуй, сказка!»
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 13:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД