Елена Кузнецова
Проект «Здравствуй лето!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела: Кузнецова Е. А.
Вид проекта : краткосрочный с 1 по 10 июня (1 неделя)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Публикация «Проект „Здравствуй лето!“» размещена в разделах
Проблемная ситуация: гуляя на участке, дети все чаще стали замечать, как природа оживает: трава зеленеет, распускаются цветы. Заметили насекомых (бабочек, божьих коровок, муравьёв, жучков и т. д.). Возникли вопросы: - а, где жили муравьи зимой; - а лето будет долгим; -почему солнце летом ярче светит, чем зимой и др. Потому и появилась острая необходимость осуществления проекта «Здравствуй лето».
Актуальность: Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В связи с этим летний период необходимо организовать так, чтобы вся детская деятельность проходила на открытом воздухе: наблюдения, подвижные игры, игры-эксперименты, прогулки, экскурсии, походы, физкультурные и музыкальные развлечения, закаливающие процедуры.
Цель проекта :
1. Сохранить и укрепить здоровье детей.
2. Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить летний период.
3. Создать условия (методические, материальные) для полноценного физического и психического развития детей.
Задачи проекта :
1. Соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей, выполнять режим дня, соблюдать питьевой режим.
2. Дифференцированно использовать разнообразные факторы закаливания (воздушное закаливание, солнечные ванны, водные процедуры).
3. Соблюдать двигательный режим (проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий. 6-7 подвижных игр в течение дня, физкультурные развлечения и праздники и т. д.)
4. Оценить эффективность оздоровительных мероприятий с детьми в летний период.
Ожидаемый результат: Увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможности для:
1. Формирования здорового образа жизни воспитанников.
2. Повышения сопротивляемости организма ребенка к вирусным и простудным заболеваниям.
3. Снижения уровня заболеваемости и повышения двигательной активности.
4. Приобретения новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Образовательная область Формы организации деятельности педагога с детьми
Социально-коммуникативное развитие
Беседа, посвященная здоровому образу жизни, правильному питанию в летнее время.
Наблюдение:
- за растениями на участке и на огороде;
- за насекомыми;
-за птицами;
-за ветром, дождём, небом, облаками.
Трудовая деятельность:
- посадка рассады (цветов); прополка сорняков на огороде, рыхление и полив почвы;
- наведение порядка на участке;
- рыхление и полив песка в песочнице.
Закаливающие процедуры: солнечные ванны, мытье ног на улице, ходьба босиком (дорожки здоровья).
Сюжетно- ролевые игры:
«Семья на отдыхе», «Путешествие на юг», «Лечим кукол» и т. д.
Родительское собрание на тему: «Летне-оздоровительный период».
Познавательное развитие Эксперименты с песком, глиной, воздухом и т. д.
Беседа с детьми: «Как вести себя в жару на участке?»
Словесно- дидактические игры:
«летает- не летает», «бывает- не бывает», «угадай, чей голос», «назови цветок по описанию»
Речевое развитие Чтение стихов, сказок, рассказов, скороговорок на тему лето.
Чтение художественной литературы: В. Берестов «Весёлое лето», Н. Полякова «Доброе лето», З. Александрова «Дождик»
Составление рассказов: «Игры летом» (на основе личного опыта).
Рассказ о прогулках с родителями.
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество: Рисование «Разноцветное лето».
Коллективная работа «Лето красное идёт»
Рисование на песке.
Физическое развитие Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Пятнашки», «Жмурки», «Цветные автомобили», «Река и ров», «Караси и щука», «Море волнуется», «Догони бабочку», «Кто быстрее соберет», «Не разлей воду», «Ямки», «Кто быстрей построит дом», «Попади в кольцо», «Кто быстрее».
Приложение №1.
Подвижные игры летнего периода.
«Хитрая лиса»
Цель: Развитие ловкости, быстроты, координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе товарищей.
Содержание: На одной стороне площадки проводится линия – «Дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Педагог предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя, чем – нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором:«Хитрая лиса, где ты?». При этом все играющие смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят:«Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро прыгает на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как лиса поймает 2-3 человек, педагог говорит: «В круг!».
«Пятнашки»
Цель: Развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений.
Содержание: Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих. Один из них — пятнашка, другой — убегающий. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон. По знаку ведущего пятнашка обегает круг и старается осалить убегающего. Последний, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В этот же момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и пятнашка продолжает его преследовать.
Если пятнашке удалось догнать и осалить убегающего, они меняются ролями.
«Жмурки»
Цель: Развивать координацию в пространстве. Учиться неподвижно стоять некоторое время.
Содержание: Водящий, закрывает глаза, и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: “Все ко мне!” и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: “Все от меня!” – игроки разбегаются. По команде водящего: “Стоп!” все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т. д., оставляя, по крайней мере, одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим. Как вариант, пойманного игрока нужно еще и отгадать.
«Цветные автомобили»
Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, начинать движение и менять его по сигналу, находить своё место.
Содержание: Дети – «автомобили». У каждого их них в руках флажок. У воспитателя в руках 3 флажка разного цвета. Воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета. Все дети, имеющие флажки такого же цвета, бегут по площадке в разных направлениях. Когда вос-ль опустит флажок, дети останавливаются и идут к себе в «гараж». Затем вос-ль поднимает флажок другого цвета. Можно поднимать сразу несколько флажков.
«Река и ров»
Цель: Развитие быстроты реакции, внимания. Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Содержание: Игроки построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца, через ров – перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.
«Ловля бабочек»
Цель: Развить координацию движений, быстроту реакции. Умение действовать согласованно со своей парой.
Содержание: Из детей выбирается 4 “ловца”. Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети – “бабочки”. На слова воспитателя: “Бабочки, бабочки в сад полетели” дети – “бабочки” летают – бегают по всей площадке. На слово воспитателя “ловцы!” два ребенка, держась за руки, стараются поймать бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они её отводят на край площадки и садят на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: “Бабочки, бабочки в поле полетели” дети – “бабочки” прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 – 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы.
«Караси и щука»
Цель: развить координацию движений, быстроту реакции.
Содержание: Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка “щукой”. Щука встает вне круга. Остальные дети – “караси” плавают (бегают) в середине круга – “ставка”. На слово воспитателя: “щука!” ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается поймать карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука поймает определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.
«Змейка»
Цель: Развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Содержание: Выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».
«Медведи и пчелы»
Цель: Развитие ловкости, гибкости, координации, умения лазать, умения действовать по сигналу ведущего, имитировать движения медведя и пчел.
Содержание: Игроки делятся на 2 команды. Одна команда «Пчелы», а вторая «Медведи». Пчелы помещаются на гимнастической стенке («улей»). По сигналу «пчелы» летят на «луг» за медом и жужжат. Как только все «пчелы» улетят, «медведи» влезают на гимнастическую стенку и лакомятся медом. По сигналу: «Медведи!», «пчелы» летят к «улью» и «жалят» медведей, не успевших убежать в лес. Затем «пчелы» возвращаются в «улей», и игра продолжается. Затем игроки меняются местами.
«Утро и вечер»
Цель: развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, внимания, умения играть в коллективе.
Содержание: Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее в 20-30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них – вечер, другая – утро. Дети встают на расстоянии 1 м от средней линии, через 2 шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий – дощечку, окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «Утро!» Игроки из группы утра поворачиваются и, пробегая между игроками вечера, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу вечера. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает группа, где больше осаленных игроков. Запрещается бежать в свой дом раньше, чем ведущий подаст сигнал.
Приложение №2.
Экспериментальная деятельность.
Ветер – воздух:
Цели и задачи исследования:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха.
2. Формировать знания о том, что воздух есть всюду: и в комнате, и на улице, и в воде, и в губке.
3. Учить способам обнаружения воздуха. Тема: «Обнаружение воздуха»
Опыт 1. С водой и соломинкой.
Дети дуют в воду через соломинку. Образуются пузырьки, которые всплывают и лопаются.
Вывод: пузырьки наполнены воздухом.
Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.
В таз с водой перевернуть прозрачный стакан (прямо). Вода не заполняет стакан. Почему?
Вывод: воздух занимает все пространство в стакане, воде в него не попасть. Если наклонить стакан, воздух выходит и вода заполняет стакан.
Воздух прозрачный, невидимый, легкий и занимает свободное место.
Опыт 3. Поймай воздух.
Пакет скрутить со стороны отверстия. Пакет надулся, стал выпуклым.
Вывод: Воздух есть в мешочке, он раздул пакет.
Опыт 4. Воздух в игрушке.
Взять резиновую игрушку. Если игрушку сжать - она свистит, шумит.
Вывод: В игрушках есть воздух.
Проблемные вопросы:
«Воздух занимает место»
Рисование предметов, в которых находится воздух.
Песок. Глина. Камни.
Цель исследования:
Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности и наблюдению увиденного. Тема: «Растворимость веществ»
Опыт (1 часть) : Что произойдет с солью, сахаром, краской, песком, землей, глиной, если их растворить в воде.
Банка с песком, землей, глиной, сахаром, солью, красками; мерные стаканы, ложки, кувшины с водой, губка, фартуки, конверты с заданиями, карандаши.
Дети опытным путем проверяют, что получится с данными веществами и зарисовывают результаты своего опыта. Объяснение результатов, отметить, какие вещества растворились, а какие осели.
Вывод: Не все вещества растворяются в
воде.
Опыт (2 часть)
Ярмарка «Игрушки и посуда из глины»
Игры-эксперименты:
«Песчаные бури» (Что произойдет с песком, если дунуть в трубочку)
«Норка для мышки» (Из чего нора крепче - из песка или глины)
«Помой сапожки» (От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка)
«Следы на песке» (Где остаются четкие следы – на влажном или на сухом песке)
Оформление коллекции «Такие разные камни»
Явления неживой природы.
Цель наблюдений в природе:
Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Наблюдение за солнцем ( несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи) .
Опыт 1.
Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
Опыт 2. Солнце – свет.
Предложить разноцветные стеклышки, пофантазировать.
Наблюдение за небом, облаками (за разным состоянием) .
Игры: «Угадай по оттенкам цвета природную стихию», «Пейзаж».
Предложить детям, используя мимику лица, передать состояние природы.
Ведение «Календаря погоды».
Проблемные вопросы
«Куда плывут облака»
«Куда нас приведет компас»
«Догони тень»
«Солнечные зайчики»
«Радуга – дуга»
«Пусть всегда будет солнце»
«Измерим тень»
Живая природа.
Цель наблюдений в природе:
Показать разнообразие и красоту живой природы, отметить ее пользу для человека и необходимость охраны природы. Тема: «Мы - друзья леса»
Наблюдение за мхом (на деревьях и на земле) .
Отметить его цвет, структуру. Обратить внимание, что на деревьях с одной стороны мха больше. По этому признаку определяют, где север, а где юг.
Наблюдение за водоемом.
Рассмотреть берег, обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде. Игра «Путешествие капельки».
Наблюдение за ягодами.
Показать ядовитые ягоды (волчье лыко, вороний глаз, предупредить, что их нельзя срывать и тем более есть.
Наблюдение за птицами.
Попытаться увидеть птиц, послушать их пение с закрытыми глазами; напомнить о том, какую пользу приносят птицы.
Тихие игры.
«Найди ошибку»
Нужно найти ошибки в поведении детей- героев рассказа.
«Сороконожка»
Дети идут по тропинке с закрытыми глазами за ведущим, держась друг за друга. Ощутить запах природы.
Тема: «Деревья, кустарники»
Наблюдение за карликовой березой.
Назвать признаки березы. За правильный ответ – «подарок» от березы - фишка. Предложить подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу; сказать, почему березка нравится.
Игры и упражнения.
«Запахи природы»
Рассказать о каком-нибудь запахе.
«Что там далеко?»
Всмотреться вдаль, заметить мелкие детали, рассказать о них.
Проблемные вопросы
«Как растения воздух очищают»
«Зависимость растения от солнечного света»
«Растение теряет влагу»
«Кто живет в траве»
«Назови растения на клумбе»»
«Сколько лет дереву»
Операция «Сломанная веточка» (подвязывание сломанных веточек)
Труд:
- составление букетов из живых цветов
- изготовление поделок из природного материала
- аппликация из природных материалов
Приложение №3.
Беседа с детьми: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек – одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог. (Можно придумать и нарисовать другие картинки)
Ход:
1. Рассматривание картины.
Вопросы к детям: - Что изображено на картине? - Кто из девочек поступил правильно? Почему? - А что случилось со второй девочкой? Как это произошло? - Что нужно делать теперь? - А как мы ведём себя на улице в жару? - Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2. Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3. Игра «Закончи предложение» - Чтобы не обидеть папу, Я одену с лентой.. . (шляпу). Неразлучные друзья Верёвка и прищепка Не разлучные в жару Я и моя.. .(кепка). Сильно солнышко печёт? – Спрашиваю маму. Одеваю я в жару Белую.. .(панаму).
4. Помочь запомнить правила:
- На прогулке летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпу, косынку, кепку, панаму!
-В жару пей больше жидкости – воды, морсов или соков!
- Нельзя находится долго на солнце! Играть лучше в тени!
- В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
- Не бегай босиком в жару по асфальту.
- Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепё ке: не доводи то того, чтобы тело было мокрым от пота.
- Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своём самочувствии.
- Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело. Если замечаешь такое, пригласи их в тенёк и скажи об этом воспитателю.