Вера Куликова
Проект «Здоровые дети — счастливые родители»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровые дети — счастливые родители
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №179 «Дюймовочка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Здоровые дети –
счастливые родители»
Чебоксары
2018
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Проблема
3. Аннотация
4. Актуальность проекта
5. Содержание проекта
5.1. Анализ внешней ситуации
5.2. Анализ внутренней ситуации
5.3. Этапы реализации проекта
Публикация «Проект „Здоровые дети — счастливые родители“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
5.4. План реализации проекта
5.5. Ожидаемые результаты
5.5.1. Дети
5.5.2. Родители
5.6. Перспектива деятельности
6. Список литературы
1. Паспорт проекта
Наименование проекта Здоровые дети – счастливые родители
Цель проекта Способствовать формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активные формы совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Задачи проекта 1. Расширить кругозор детей о своём здоровье, познавательных интересах к функционированию своего организма.
2. Повысить педагогическую культуру родителей по здоровьесбережению детей путем использования интерактивных форм.
3. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни путем семейных традиций в оздоровлении детей;
4. Прививать навыки соблюдения правил личной гигиены, правильного питания, позитивного отношения к жизни и физическим упражнениям;
5. Создавать эмоциональный настрой в совместной деятельности детей и родителей;
6. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;
7. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка в позиции сохранения и укрепления здоровья. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
Сроки реализации проекта
с сентября 2018
Долгосрочный
Прогнозируемый результат проекта
1. Улучшение общего состояния здоровья детей.
2. Приобретение навыков красивой правильной осанки.
3. Повышение самооценки детей, уверенности в себе.
4. Развитие физических качеств (координация движений, ловкость, выносливость).
5. Повышение интереса к занятиям физической культуры, спорта.
6. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
7. Активная помощь родителей в организации работы по оздоровлению детей.
8. Систематизирование работы по оздоровлению детей в ДОУ и в семье.
9. Формирование потребности у детей и родителей вести здоровый образ жизни.
10. Формирование у детей знаний о здоровом образе жизни, потребности в здоровье и сознательном ответственном отношении к нему;
Прежде чем сделать ребенка умным,
сделай его здоровым и крепким.
Жан-Жак Руссо.
2. Проблема
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому, чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому, чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование является самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральным государственным образовательным стандартом. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования, выделена образовательная область "Физическое развитие", содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
3. Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве приоритетной задачи определяют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:
• увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц;
• снижается сила и работоспособность мускулатуры;
• нарушаются функции организма.
Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловкими, сильными, смелыми.
В оздоровительном проекте используются разнообразные формы, методы работы с детьми и их родителями : познавательные занятия и игры по валеологии, организованно-образовательная деятельность, спортивно-музыкальные праздники, конкурсы, совместные детско-родительские развлечения, соревнования, разные формы профилактической гимнастики, семинар-практикум с родителями.
Эффективность этого проекта в том, что в процессе его реализации охвачены разные стороны образовательного процесса и познавательно-практической деятельности.
4. Актуальность
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Для решения данной проблемы в детском саду, проводятся различные мероприятия по организации физической активности детей: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья и т. д. Но дети большую часть жизни проводят в семье. Дополнительная работа педагогов совместно с родителями по формированию у детей внутренней картины здоровья может повысить устойчивость детей к инфекционным заболеваниям, а также уменьшить неосознанное стремление вызвать тот или иной симптом, чтобы остаться дома и не посещать детский сад. И, только при постоянном и последовательном физическом совершенствовании не только детей, но и самих родителей, квалифицированном воздействии персонала детского сада можно добиться того, чтобы дети были здоровы, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня развития. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей закладывается в дошкольном возрасте при тесном взаимодействии всего коллектива детского сада и семьи.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
• рациональный режим;
• правильное питание;
• рациональная двигательная активность;
• закаливание организма;
• сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
В старшем дошкольном возрасте предусматривается валеологическое просвещение дошкольников: развитие начальных представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуре, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Только здоровое поколение может быть созидателем своей будущей духовной и материальной жизни. И успешно реализоваться в семье, в коллективе, социуме.
Новизна проекта : заключается в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровления детей.
Участники проекта : дети, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, медсестра, воспитатели.
Форма совместной деятельности: содружество
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный
Вид проекта : физкультурно - оздоровительный
5. Содержание проекта
5.1. Анализ внешней ситуации
Благоприятные Неблагоприятные
• модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
• улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества;
• совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей;
• внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
• развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
• развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
• низкий уровень жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
• ухудшение состояние здоровья матерей;
• дефицит двигательной активности;
• недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической активности;
• безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
• доступность и безопасность спортивных сооружений для жителей в шаговой доступности
• низкий уровень пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни
• уровень платежеспособного спроса населения проявляется в низкой величине на платные физкультурно – оздоровительные и спортивные услуги, покупку спортивной одежды и инвентаря.
5.2. Анализ внутренней ситуации
Благоприятные Неблагоприятные
• снижение заболеваемости: прослеживается тенденция к уменьшению числа случаев простудных заболеваний
• увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей
• использование эффективно традиционных и интерактивных форм и методов работы с родителями по оздоровлению детей;
• привлечение и консультация родителей детей, находящихся на сопровождение психолого- медико-педагогического консилиума ДОУ и семей группы риска;
• создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
• распространение опыта работы:
• поступление детей в ДОУ, имеющих помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья;
• недостаточно сформирована потребность родителей в осознании ведения здорового образа жизни в своих семьях;
• обострение проблемы профессионального выгорания педагогических кадров.
• необходимость разрешения обозначенных проблем позволит внести корректировку в данный проект.
5.3. Этапы реализации проекта
Этапы реализации Формы работы Дата
Организационный • Выявление запросов родителей по данному направлению;
• Анализ литературных источников, материалов;
• Анализ уровня физического развития и здоровья детей;
• Анкетирование родителей – определение верных методов, способов, средств и методик для сохранения здоровья детей и привития им привычек к здоровому образу жизни.
• Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;
• Подбор методической литературы, видеоматериала, СД по сдоровьесбережению;
• Постановка цели и формулирование задач;
• Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей Сентябрь
1-2 неделя
2018 учебного года
Подготовительный • Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;
• Составление планов физкультурно-оздоровительной работы в рамках проектной деятельности;
• Обсуждение плана работы с родителями на собрании;
• Разработка сценариев и конспектов физкультурных мероприятий;
• Изготовление необходимого нетрадиционного оборудования и атрибутов Сентябрь
3-4 неделя
2018 учебного года
Практический Совместная деятельность
инструктора по физкультуре и детей в рамках:
• организация организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;
Совместная деятельность
инструктора по физкультуре с родителями :
• организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;
• проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, походов, выставок рисунков, поделок, фотовыставок
• родительские собрания, педагогический калейдоскоп, игровой тренинг, круглый стол, семинар – практикум
• оформление стендовой информации, картотеки, фотоотчет; Октябрь-май
2018-2019 учебного года
И далее при пролонгации проекта
Итоговый Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями :
• Итоговое наблюдение за уровнем физического развития и здоровья дошкольников;
• Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;
• Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;
• Совместный физкультурный праздник «День защиты детей» :
• помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника;
• показ родителями сказки «Непослушная Даша»;
• организация выставки совместного детско-родительского творчества Промежуточный итог
Апрель Май
-2019 учебного года
Окончательный итог – по завершении реализации проекта
5.4. План реализации проекта
Дата Форма проведения Название мероприятия Ответственный
Работа с детьми
Декабрь Неделя здоровья «Как здоровье сохранить» Инструктор по физкультуре, воспитатели групп, врач
Февраль Экскурсия в фитнес – центр «Амазонка» «Чтоб здоровым быть» Инструктор по физкультуре
Май Участие в городском турнире по мини - футболу «Я выбираю спорт» Инструктор по физкультуре, ст. воспитатель
Июнь Выставка рисунков «Моя спортивная семья» Воспитатели групп
Июль Туристический поход Лакреевский лес Воспитатели групп, инструктор по физкультуре, м / сестра
Август Выставка книг по здоровью Библиотека А. С. Пушкина Воспитатели групп,
ст. воспитатель
Июнь,
Июль,
Август Участие в городском проекте «Я выбираю спорт» инструктор по физкультуре,
ст. воспитатель
Работа с педагогами
Ноябрь Семинар – практикум «Игры, которые лечат» Инструктор по физкультуре
Январь Круглый стол с диетологом
Петровой С. П. «Правильное питание» Инструктор по физкультуре
Апрель Практикум для воспитателей «Упражнения для правильной осанки» Воспитатель
Иванова А. А.
Сотрудничество с родителями
Сентябрь Мастер класс для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка: что это такое?» Педагог - психолог
Октябрь Игровой тренинг «Подвижные игры дома» Инструктор по физкультуре
Март Совместный досуг детей и родителей «В гостях у Маши и Дуняши»
(с элементами валеологии) Воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре
Июль Туристический поход Лакреевский лес Воспитатели групп, инструктор по физкультуре
Взаимодействие с социальными партнерами
Февраль Фитнес – центр «Амазонка» «Чтоб здоровым быть» Инструктор по физкультуре
Май Стадион «Труд» Турнир по мини - футболу Инструктор по физкультуре
5.5. Ожидаемые результаты:
5.5.1. Дети :
- снижение уровня заболеваемости детей
- увеличение числа детей с высоким уровнем физического развития
- осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни
5.5.2. Родители :
- Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса;
- повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
- Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.
5.6. Перспективы деятельности
Перспективой в реализации проекта будет служить дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса духовно-нравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.
6. Литература
1. Артюшкина Н. А. Взаимодействие ДОУ с семьей. – Журнал «Управление ДОУ» - 2010 год - № 8.
2. Аверьянова О. В. Детский сад и семья – единое пространство. – Журнал «Управление ДОУ» – 2011 год. - № 5.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Журнал «Дошкольное воспитание» – 2004 год - № 1.
4. Давыдова О. И. Богославец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). - Москва: ТЦ «Сфера» - 2005 год.
5. Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей : занятия, развлечения, праздники, походы. Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников. - Москва: «Академия развития» - 2008 год.
6. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. - Журнал «Управление ДОУ» - 2006 год - № 7.
7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – Москва: «АРКТИ» - 1999 год.
8. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Журнал «Управление ДОУ» - 2005 год - № 5.
9. Сергиенко Т. Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. - Журнал «Дошкольная педагогика» – 2008 год - № 1.
10. Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре ДОУ», рубрика «Работа с родителями» - «ТЦ «Сфера».
11. Картушина С. Ю. «Оздоровительная физкультурная интегрированная деятельность дошкольников» М. : ТЦ Сфера, 2008г., 224с.
12. Игнатова О. И. «Программа укрепления здоровья в коррекционных группах», М., Вако, 2012г., 72с.
13. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю. Е. Антонов. - М. : Аркти, 2011.
14. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская-М. ,1993.
15. Козлова А. В., Денеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. /А. В Козлова, Р. П. Денеулина- М. :ТЦ Сфера,2004.