Зинаида Истомина
Проект «Здоровый педагог — здоровые дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети»
Истомина Зинаида Александровна инструктор по физической культуре МБДОУ: «Детский сад п. Глебычево»
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1. Введение
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.
Публикация «Проект „Здоровый педагог — здоровые дети“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность
Мы не ошибёмся, если скажем что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства (зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта,не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности- привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправит и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы,средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
Проблема проекта
Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения и сбережения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
Цели и задачи проекта
Цель: Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
2. Обучить педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.
3. Содействовать улучшению физическое и эмоциональное состояние педагогов.
Формы, методы, используемые в проекте
Анализ состояния здоровья педагогов.
Обновление уголка «Как сохранить здоровье педагога».
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий :
-Осенний марафон на улице с педагогами;
-Зимняя спартакиада;
-Весенняя спартакиада;
-Выезды на природу;
-Аутотренинг на каждый день.
Презентация «Здоровый педагог – здоровые дети».
Тест на определение уровня развития физического интеллекта.
Анкетирование.
Разработка памятки «Как сохранить здоровье воспитателя».
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда :
-Обеспечение материально-пространственной среды для
организации учебно-воспитательно-оздоравливающей деятельности;
-Соблюдение гигиенических норм и правил;
-Оптимизация педагогической нагрузки;
-Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм
и правил, пожеланий педагогов.
Диспансеризация.
Медосмотр.
Вакцинация против гриппа.
Консультации по запросам педагогов.
Работа методического объединения «Здоровье педагога».
Предполагаемые результаты проекта
вооружение педагогов знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для принятия разумных решений по поводу
личного здоровья и здоровья учащихся;
формирование профессионального здоровья учителя;
повышение профессионального мастерства педагогов;
улучшение психологического микроклимата в коллективе;
укрепление здоровья педагогов, формированию ЗОЖ.
Срок проведения проекта сентябрь-май
2. Этапы проекта :
Организационный этап
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. Cердечно-сосудистые;
2. Желудочно-кишечные;
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. Болезни крови;
5. Нарушение функций щитовидной железы.
Сердечно-сосудистые заболевания
Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными. Человек различает несправедливость трояко:
с помощью органов чувств;
с помощью интеллектуального анализа;
чувствуя несправедливость сердцем.
Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.
Желудочно-кишечные заболевания
Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.
Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.
Заболевания крови
Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Нарушение функций щитовидной железы
Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.
Основные причины заболеваний педагога
Причина первая. Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
Причина вторая. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога : мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т. д. ”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.
В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.
Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли заведующий Никонова Т. А., старший воспитатель Фасхиева С. Ф., физинструктор Рогулина О. Г., музыкальный руководитель Морева Л. М., старшая медсестра Агабабаева О. А.
Основные направления деятельности:
Создание доверительной атмосферы.
Как сохранить здоровье педагога.
Поговорим о правильном питании.
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.
Продуктивный этап
При создании проекта мы опирались на следующие принципы:
1. Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, улыбка - факторы хорошего настроения.
тема
Цель мероприятия
содержание
Прогнозируемый результат
Создание доверительной атмосферы.
Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
Упражнение «Здравствуйте»
Игра «Поменяйся местами»
Упражнение «Мыслительная карта»
Игровое упражнение «Подарок».
Музотерапия
Фитотерапия «Чудо –лимон»
Положительный заряд эмоций, снятие перенапряжения после трудового дня.
Как сохранить здоровье педагога.
Ознакомить педагогов с простыми способами оздоровления, позволяющими укрепить и сохранить здоровье.
Дать конкретные советы, следование которым приведёт к положительным результатам.
Почему мы говорим о здоровье педагога?
Основные причины заболевания педагогов.
С чего начинается здоровье?
Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.
Поговорим о правильном питании.
Профилактика самых распространённых профессиональных заболеваний педагогов.
Питание как фактор формирования здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья педагогов.
Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
Активизация педагогов в спортивных мероприятиях.
Соревнования.
Выезды на природу.
Психологическая разгрузка.
Участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, акциях.
Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.
Обогатить условия для безопасного и здоровьесберегающего труда.
Обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоравливающей деятельности.
Соблюдение гигиенических норм и правил.
Оптимизация педагогической нагрузки. Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, ФГОС, пожеланий педагогов.
Пополнение нормативной и материально-технической базы.
Презентативный этап
Презентация проекта на методическом объединении инструкторов по физической культуре, проведение малой спартакиады педагогов в мае.
Заключительный (итоговый) этап:
Сформированность представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
Выросли показатели физической подготовленности;
Грамотное использование разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
Осознание педагогами необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
Повышение активности педагогов, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
3. Заключение
Проблема проекта подтвердилась : проводимая работа достаточно
эффективна, результативна позволяет и не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Детский сад стал победителем зимней спартакиады 1 место, активным участником осеннего марафона «Кросс Нации» среди дошкольных учреждений ЗМР РТ.
Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.
4. Список литературы.
1. Андреев Ю. А. Три кита здоровья.
2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье.
3. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. «Психология здоровья человека».
4. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.
5. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни.
6. Коптева С. И., Лобанова А. П., Дроздова Н. В. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании.
7. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.
8. Развитие профессиональной компетентности педагогов : программы и конспекты занятий с педагогами.
9. Учебно-методическое пособие «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении» : М. : Педагогический университет «Первое сентября».
10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
5. Приложения.
Приложение1.
Социально-педагогический тренинг для педагогов
Цель: Снятие эмоциональной напряжённости.
Создание доверительной атмосферы.
Формирование чувства сплочённости коллектива.
После каждого упражнения проводится обсуждение по вопросам типа: Что вы почувствовали, о чём подумали во время игры, упражнения.
Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте»!
Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: «Привет! Здравствуйте! Или Добрый день!» Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.
Игра «Поменяйтесь местами».
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга (я не один такой, вопросы необходимо подбирать по принципу : весёлые, проблемные и чередовать их между собой
-кто пришёл в юбке;
-у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
- кто не знает, как составлять конспекты занятий;
- у кого двое детей;
- кто имеет одного внука;
- кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
- кто знает, как общаться с родителями;
- кто любит играть роли;
- кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
- кто любит отдыхать на море;
- кто любит командовать дома и т. д.
Игровое упражнение «Планировать или не планировать свою деятельность».
Каждый участник получает карточку с вопросом: «Чем является для вас план работы?». Из трёх предложенных вариантов ответа педагог выбирает один, опираясь на свой собственный опыт. Варианты ответов следующие:
-план- это формальный документ;
- план -это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов;
-план- это важный документ, позволяющий достигнуть результатов деятельности.
Упражнение «Мыслительная карта».
Перечислить формы физкультурно-оздоровительной работы, используемые педагогом в работе.
«Собери пословицу» Предлагаются карточки, где в одном столбце написаны начала пословиц о здоровье, во втором – их окончания.
Игровое упражнение «Подарок».
Участники группы встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Ведущий встречи начинает игру словами: «Лена, я хочу подарить вам…. Далее изображает подарок руками, который передаёт названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладёт рядом с собой. Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор.
Рефлексия: Закончи фразу «Я шла сюда и думала…»