Екатерина Гарапучик
Проект «Защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, которой разработан и осуществлён с учётом реализуемой в детском саду комплексной программы «Радуга» Дороновой Т. Н. и парциальной программы экологической направленности «Надежда» Т. В. Потаповой и её же концепции «Детский сад – эталон экологической культуры». Этот проект хорошо восполняет пробел экологического воспитания детей в детском саду.
Публикация «Проект „Защитники природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Цель проекта :
Целевое назначение проекта – это экологическое воспитание и обучение детей объединенных в дружный коллектив единомышленников. Работа инициирует размышления детей, побуждает к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. В детях воспитывается самостоятельность, целеустремленность, активность, чувство сопереживания и ответственность за свои действия. Система работы воспитывает защитников природы, которые знают природу, милосердны, любят и берегут её, по-хозяйски, бережно распорядятся её богатствами в будущем.
Задачи проекта :
Образовательные:
- дать знания о многообразии растительного и животного мира;
- формировать представление о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
- формировать осознание экологической ценности природы и её единства с человеком, восприятие себя как части природы.
Развивающие:
- развивать сопереживание и сочувствие живому, которое потом
трансформируется в содействие;
- развивать познавательный интерес к природе;
- способствовать развитию любознательности;
- развивать наблюдательность за явлениями и объектами окружающей природы.
- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к природе через сопереживание и сострадание к ней;
- воспитывать умение видеть красоту природы;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;
- воспитывать гражданственность и патриотизм.
По развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями : - формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными и объектами уголка природы;
- учить заботиться о чистоте двора, участка д. /с, группы, города.
- осуществлять элементарную природоохранную деятельность в ближайшем окружении (практические умения и навыки по изготовлению кормушек для птиц, оказание первой помощи растениям: подвязка веток, пересадка, обсыпка листьями и снегом стволов деревьев в осенне-зимний период и др.).
Оздоровительной направленности:
- охранять и укреплять здоровье;
- учить правильно взаимодействовать с природой;
- учить согласовывать своё поведение с факторами природной среды.
По формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:
- развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- учить отражать в продуктивных видах деятельности своё отношение к миру природы.
Для реализации поставленных задач, предусмотрено использование следующих методов и приемов: предложение, совет, упражнение, использование сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, применение наглядного материала, экспериментирование.
Полноценную реализацию проекта обеспечивают следующие принципы: принцип сознательности; принцип свободы и самостоятельности; принцип креативности.
В проекте формы взаимодействия педагогов, родителей с детьми основаны на следующих положениях:
- общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы дети на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры;
- при ознакомлении ребёнка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
- каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Участники проекта «Защитники природы» ребята старшего дошкольного возраста, педагоги и родители. Детская природоохранная организация Зелёный патруль работает в рамках дошкольного учреждения. Педагог вместе с детьми и родителями разрабатывает Устав, Правила организации. Ребята следят за соблюдением правил поведения в природе и объясняют их не только детсадовцам, но и жителям микрорайона.
Условия реализации проекта :
- деятельность свободна и открыта;
- работа над проектом имеет личностно-ориентированный характер; деятельность способствует самопознанию, саморазвитию, самореализации;
- воспитатель-организатор, помощник, координатор, советчик;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей.
Формы работы: наблюдения, беседы, занятия, сюжетно - ролевая игра,
дидактические игры.
Вид проекта : групповой. Проект рассчитан на два учебных года.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап. Подбор методической и детской литературы, иллюстраций, фотографий, дидактических игр.
2. Погружение в деятельность. Наблюдения, занятия, беседы, труд в природе, оформление газет, буклетов на тему проекта.
3. Обобщающий этап. Обобщить результаты проекта. Презентация газет, плакатов. Вручение воспитанникам и родителям дипломов и медальонов, самым активным участникам проекта.
Организация предметно-развивающей среды для реализации проекта :
- библиотека произведшей по теме «Защитники природы»;
- наглядная агитация для родителей и детей;
- картины, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы для рассматривания;
- план-схема «Экологическая тропа ДОУ»;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игры «Экологи»;
- дидактические игры;
- выставка рисунков, стенгазеты;
- уголок «Защитники природы»;
- уголок для экспериментирования с природным материалом;
- материалы для самостоятельной художественно-творческой деятельности;
- телевизор, DVD, подбор дисков на тему «Мир в котором мы живем»;
- картотека планирования работы с детьми.
Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности в позволил сделать следующие выводы:
- участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей;
-ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности, участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.