Лариса Сидоренко
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать
Интеллектуальный краткосрочный проект по математике
«Занимательная математика»
«Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра – это огромное окно, через которое в
духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий.
Игра-это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Паспорт проекта
Название проекта: «Занимательная математика».
Тип: познавательно - игровой.
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта: интеллектуальный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 месяц (с 1 ноября по 2 декабря 2015 г).
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только часто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Педагог должен дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Цель проекта:
1. Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
2. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей с помощью развивающих игр математического содержания.
Задачи:
1. Формировать у детей широкую любознательность в познавательной деятельности.
2. Формировать у дошкольников представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-20; разнообразных линиях.
3. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
4. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
5. Способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления.
6. Воспитывать умение строить догадки, рассуждения, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций.
7. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Интеграция областей
Было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Этот проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности
ОО "Познавательное развитие"
Задачи
Углублять знания детей о геометрических фигурах, тел, цифр, разнообразных линий.
Методы и приемы
Совместная организованная деятельность.
1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
2. Логические блоки Дьенеша”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
Виды деятельности
ОО "Речевое развитие"
Задачи
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события.
Методы и приемы
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Виды деятельности
ОО "Физическое развитие"
Задачи
Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Методы и приемы
Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Виды деятельности
ОО "Художественно-эстетическое развитие"
Задачи
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку, аппликацию,рисование.
Методы и приемы
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры» и др.
Виды деятельности
Игровая деятельность
Задачи
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. Методы и приемы
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Виды деятельности
Продуктивная деятельность
Задачи
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
Методы и приемы
Поделки
Постройки из конструктора, песка.
Виды деятельности
Самостоятельная деятельность
Задачи
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Методы и приемы
Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Виды деятельности
Работа с родителями.
Задачи
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
Методы и приемы
Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания. “Математический КВН ”.
Ожидаемый результат:
– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
Итог проекта:
Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей «Математика для развития вашего
ребенка» Ноябрь 1 неделя
2. Круглый стол с участием родителей и детей "Математика - царица
всех наук" Ноябрь 2 неделя
3. Консультации для родителей:
«Математика вокруг нас»
«Веселая математика дома»
«Ребенок и время» Ноябрь 3 неделя
4. Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр при
ознакомлении детей с основами элементарных математических
представлений» Ноябрь 2 неделя
5. Наглядно-дидактические пособия
"Занимательные круги Луллия",
«Геометрическая мозаика»,
«Математическое лото» и др. Ноябрь 1 неделя
6. Картотека дидактических игр по математике в детском саду.
Ноябрь 2 неделя
II. Основной этап.
1. Наблюдения на прогулке. Форма, размер, величина, цвет в природе.
Папка - передвижка «Играем в выдающихся математиков»
Предложить детям рассмотреть вокруг и найти парные предметы: у
птицы 2 крыла, 2 лапки; у собаки 2 глаза, 2 уха.
Спросить детей, чего у них по 2:2 руки, 2 уха, 2 глаза, 2 плеча, 2 локтя, 2
ступни, 2 пятки. Ребёнок может не только назвать, но и показать их.
Собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложить детям
отгадать, в каком букете больше листьев. Предложить детям собрать
веточки и сгруппировать их по величине: большие, меньше, маленькие.
Как узнать, каких больше? и др. Ноябрь 1 неделя
2. Работа со схемами и графическими планами.
Конструирование из геометрических форм и фигур.
Составление различных фигур по схемам: блоки Дьеныша, счетные
палочки, кубики Ноябрь 2 неделя
3. Решение головоломок, ребусов, логических задач.
"Игры Никитина, "Танграмм", "Сложи квадрат", «Лабиринт» и др.
Ноябрь 3 неделя
4. Изодеятельность.
Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Лепка «Путешествие по радуге».
Рисование "Превращение овала», «Превращение треугольника»,
«Превращение прямоугольника».
Изготовление монет, денег, атрибутов к с-р игре совместно с детьми.
Ноябрь 4 неделя
5. Нетрадиционное родительское собрание "Математика глазами детей,
педагогов, родителей. Математический КВН" Ноябрь 4 неделя
III.Заключительный.
1. Анализ результативности
Выставка пособий, игр, поделок и рисунков. Ноябрь 4 неделя
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные
результаты:
· в группе создан математический уголок, в котором собраны
наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и
художественная литература;
· математический уголок пополнен развивающими играми,
изготовленными совместными усилиями родителей, педагогов и детей;
· у детей появился интерес к занимательной математике: дети
научились самостоятельно играть в игры математического содержания;
· установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Продукт проектной деятельности:
· развивающие математические игры, игры-самоделки;
· буклеты для родителей по математическому развитию детей;
· лепка "Путешествие по радуге" (выставка работ)
Список литературы
1. Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова. Р. Л.
Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
2. Комплект “Ступеньки к школе”. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Дрофа.
2000 г.
3.“Учимся находить одинаковые фигуры”; “Азбука счета”; “Цвет”; Учимся
находить противоположности”; “Развиваем логическое мышление и
память”.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
Венгер Л. А. Михайлова З. А
5. Игровые занимательные задачи для дошкольников. “Детство-Пресс”.
2001 г. Смоленцева П. А.