Дугарон Цыбик Эрдынеевна
Проект «Замечательная глина Эбэр Алханая»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Замечательная глина Эбэр Алханая»
Возраст: разновозрастная группа.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Аннотация.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы….
Публикация «Проект „Замечательная глина Эбэр Алханая“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Глина. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Мы построили дома печь, которые кирпичи были куплены из кирпичного завода с Эбэр Алханая (в 5 километрах от нашего села) Сырьем кирпичного завода служит местная глина. Зная познавательный интерес и любознательность своих воспитанников я незаметно положила кусок глины в центр исследования и экспериментирования. Детей очень заинтересовала этот материал и были заданы очень много вопросов. Дети предложили исследовать, изучить глину и был составлен проект «Удивительная глина Эбэр Алханая».
Для реализации этого проекта нужно создать условия. Это создание мини- лаборатории, проведение опытов, игр. В группе оформлена мини- лаборатория под названием «Кабинет ученого кота». Кот ученый присутствует во всех проводимых опытах. Также главным атрибутом здесь у нас является чудо-дерево. Лаборатория создана для развития у детей познавательных способностей, инициативы, интереса к исследовательской деятельности. Работа в лаборатории превращает детей в «ученых». Во время проведения опытов дети надевают фартуки и шапочки. Оборудованиями в лаборатории являются бросовые, упаковочные материалы, различные коробки, прозрачные емкости, микроскопы, весы и лупы. Здесь удобно хранить природные, искусственные материалы предназначенные для исследования.
В лаборатории есть плоды и семена растений и овощей, различные ткани, камни, бумаги. Оборудования, материалы нужно время от времени менять, что-то убрать, что-то добавлять. Для некоторых опытов можно разработать различные схемы. Помогают детям в исследовательской деятельности и рисунки символы. К подбору и сбору материалов мы привлекали родителей. В кабинете ученого кота есть «ящик - ощущений». Ящик - ощущений это картонная коробка, крышка которой легко открывается и по бокам ящика проделаны отверстия прикрепленными рукавами. Ребенок должен определить на ощупь предмет. Сюда можно положить тот предмет, который имеет непосредственное отношение к проводимому опыту.
Дети познакомились с новым для них природным материалом опытным путем узнали ее свойства. Особый интерес вызвал просмотр видеофильма «Как изготавливают посуду из глины», ребята узнали о профессии гончара, а о применении глины в декоративно-прикладном творчестве рассказала презентацию «Дымковская игрушка». Дети играли в сюжетно-ролевую игру «Магазин игрушек», читали и разучивали стихи о глине, играли дидактическую игру «Что сделано из глины?», разучили пальчиковую игру «Гончары», с удовольствием слушали сказку «Глиняный парень», «Глиняная сказка» Ф. Кривин, легенду о глине Эбэр Алханая, сказку «Как кусок глины стала красивой вазой».
Но наибольшее наслаждение дошкольники получили, когда в их руках оказалась пластичная податливая глина! Детской фантазии и творчеству можно было позавидовать!
Цель:
Формировать у детей инициативы через опытно- исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Дать детям представление о глине и о местности Эбэр Алханай
2. Познакомить детей со свойствами глины.
3. Развивать у детей предпосылок поисковой деятельности умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе опытно-экспериментальной деятельности с глиной.
4. Развивать у детей интеллектуальную инициативу, самостоятельность.
5. Познакомить детей с применением глины человеком.
6. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой и способами лепки из глины.
6. Приобщать родителей к реализации проекта, повышать их педагогическую компетентность по развитию познавательного интереса у детей.
Актуальность (проблема) : Низкий уровень знаний детей о глине, ее свойствах и область применения.
Гипотеза: можно ли лепить из глины Эбэр Алханая сувениры, игрушки, предметы
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Составление плана работы с детьми и родителями по теме проекта.
Подбор наглядного и иллюстративного материала, оформление презентаций, подбор произведений детской художественной литературы по теме проекта.
Подбор информационного материала для родителей по теме проекта.
Работа с детьми:
Проведение опытов
Чтение художественной литературы
Просмотр презентаций
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Рассматривание картин, иллюстраций
Пальчиковая игра
Оформление альбома о глине
Выставка детских работ
Беседа, чтение сказок, легенд.
Работа с родителями:
Оформление для родителей папки-передвижки.
Наглядно – иллюстративный материал:
Картины:
Фотография кирпичного завода и Эбэр Алханая.
Книжка- самоделка «Гончарная мастерская»
Буклет «Глиняная посуда»
Выставка «Сувениры и изделия из глины Эбэр Алханая»
Свойства глины
Виды глины.
Произведения детской художественной литературы:
«Глиняная сказка» Кивин Феликс.
«Глиняный парень» русская народная сказка
«Сказка о Глине» русская народная сказка.
Легенда о глине Эбэр Алханая.
Легенда о седовласом хозяине горы Алхана.
Материал для организации опытов и экспериментов
• сухая глина
• деревянная доска
• молоток
• сосуд с водой
• краски, кисточки
• контейнеры.
Технические устройства (аппаратура) :
• музыкальный центр, магнитофон
• мультимедиа – компьютеры
• видеоаппаратура, цифровой фотоаппарат.
Основной этап:
Познавательное развитие исследуем и экспериментируем:
НОД «Удивительная глина Эбэр Алханая»(приложение) (проведение опытов, «Дымковская игрушка».
Художественно- эстетическое развитие:
НОД «Посуда» лепка из глины.
НОД «Красивая ваза» рисование.
Речевое развитие: НОД чтение сказки «Как кусок глины стала красивой вазой»
НОД Разучивание стихотворения «Я леплю из глины»(приложение)
Чтение и рассказывание: легенда о глине Эбэр Алханая (приложение, русской народной сказки «Глиняный парень», «Глиняная сказка» Кивин Феликс, «Глиняный парень» русская народная сказка.
Сказка о Глине русская народная сказка.
Легенда о седовласом хозяине горы Алхана. (приложение)
Чтение и разучивание стихотворений о глине (приложение)
Беседы:
«Что такое глина?». «Какая бывает глина?»
«Глина – природный материал», «Посуда из глины», «Игрушки не простые - глиняные, расписные», «Профессия – гончар»
Просмотр презентации «Глина- полезное ископаемое».
Просмотр презентации «Дымковские игрушки».
Просмотр видео «Как делают кирпичи».
Дидактическая игра «Что из чего сделано».
Совместная и самостоятельная деятельность детей: в центре экспериментирования проведение опытов, в творческой мастерской «Украсим вазу» рисование, игрушки из глины- лепка, разучивание пальчиковой игры «Гончары», рассматривание картины: «Виды и свойства глины».
Сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек»
Рассматривание книжки - самоделки «Гончарная мастерская» (беседа и обсуждение темы, альбома «Глиняная посуда».
Оформление альбома «Глиняные игрушки».
Проведение опытов (приложение)
Заключительный этап:
Выставка детских работ «Глиняные игрушки своими руками».
Ожидаемые результаты
1. У детей имеются представления о местности Эбэр Алханай, знают о свойствах глины (пластичность, способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, способность не пропускать влагу после насыщения влагой).
2. Дети в ходе совместной со взрослым и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности последовательно обследует объект (глину, делают вывод.
3. Дети имеют представления о том, что из глины делают кирпичи, строят дома, изготавливают посуду, применяют в медицине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е.
2. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Н. В. Нищева. 2015.
3. Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О. А М. : Детство - Пресс, 2016
4. Программа «Наш дом- природа» Что у нас под ногами. Н. А. Рыжова.
5. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
6. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Открытые мероприятия. А. В. Аджи.
Приложение
Стихотворение.
Я леплю из глины
Я леплю из глины
Шарик, мячик и пингвина…
А вот это — бегемотик.
У него большой животик.
глиновые ушки
Шевелятся на макушке,
глиновые ножки —
Топа-топа-топаножки.
Глазки хитрые блестят,
Зубки травкою хрустят.
Ешь побольше, бегемотик, —
Будет больше твой животик
Легенда о глине Эбэр Алханая.
«У подножия горы Алханай в местности Эбэр Алханай жил один чабан. После дождя он пас свою отару, ходил за овцами и вдруг наступил на что- то вязкое. Ему стало интересно, наклонился и взял в руки. Размял в руках туда-сюда, шлепнул - шлепается и начал лепить. Вылепил ягненка».
Опыты
Опыт № 1
Свойства глины.
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить);
Оборудование: дощечки для лепки, глина, модель обследования предмета.
Ход: предлагаю детям нажать пальцем на глину Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки). Дети мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Глина мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?
Вывод: глина пластичная, что позволяет нам лепить различные изделия. Глина вязкая, сохраняет форму. Какой еще материал похож на глину? (пластилин).
Опыт № 2
Цель: определить сыпучесть.
Вывод: Глина плохо пересыпается, ее частицы плотно прилипают друг к другу.
Опыт № 3
Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 4
Цель: выявить, глина состоит из маленьких частичек, которые будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
Материал: стаканы с глиной, одноразовые тарелочки, лупы.
Насыплем на тарелочки немного глины. С помощью лупы рассмотрим, из чего состоит глина. В глине частички очень мелкие, они прилипают друг к другу и слипаются в комочки.
Опыт № 5
Водопроницаемость
Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду.
Возьмём два стакана. В одном стакане — песок, в другом — глина. Нальём воды. Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску. Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 6
Цель: показать детям, что на высушенной глине можно рисовать.
Оборудование: различные глиняные фигурки (не разрисованные, образец готовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками. Обратить внимание детей на то, что краска хорошо ложится на высушенную глину, предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Замечательная глина Эбэр Алханая»
Цель: Создание условий для знакомства детей с глиной Эбэр Алханая.
Задачи: развивать познавательный интерес посредством исследовательской деятельности (обследование руками кусочков глины, выявление ее свойств- мягкая, пластичная, пачкает руки). Учить делать простые умозаключения, анализировать, делать выводы. Развивать у детей инициативу, самостоятельность, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки. Дать детям представление об использовании глины человеком. Воспитывать интерес детей к природе родного края.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, игровая, двигательная.
Материал: картина Алханая, фотография кирпичного завода Эбэр Алханая, посуда с глиной, клеенки, салфетка,, поделки.
Ход: Мотивационный этап.
Ребята, я вам загадаю загадку, слушайте внимательно:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
Что это? ….).Мы хотели узнать о глине который находится у нас в Эбэр Алханае. Что надо делать чтобы побольше узнать о предмете? (делать опыты) Правильно, молодцы.
Опыт № 1 Пластичность.
Глина мягкая, вдавливается, легко принимает форму, значит из нее можно лепить.
Опыт № 3. Состав глины.
Глина состоит из мелких частичек (похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.
Опыт № 3 определить сыпучесть.
Глина плохо пересыпается, ее частицы плотно прилипают друг к другу.
Опыт № 4. Изучение внешнего вида и запаха.
Глина голубого вида, имеет своеобразный запах.
Вот какая глина у нас. Глина природный материал. Дети где находится глина? (в земле) Дети мы потом продолжим свои опыты, а сейчас я вам расскажу легенду как было найдено эта глина.
«У подножия горы Алханай в местности Эбэр Алханай жил один чабан. После дождя он пас свою отару, ходил за овцами и вдруг наступил на что- то вязкое. Ему стало интересно, наклонился и взял в руки. Размял в руках туда-сюда, шлепнул - шлепается и начал лепить. Вылепил ягненка».
Вот такая легенда, как люди узнали, что у нас есть такая замечательная глина.
Дети, кто как думает что можно из глины делать, ее использовать?
( Ответы детей: делать игрушки, сувениры. Организовать выставку, можно продавать)
Ребята потом построили кирпичный завод в Эбэр Алханае. Кирпичи делают из этой глины. Показ фотографий.
Заключительный этап. Рефлексия. Обобщающая беседа.
Использование глины.
Человек давно использует глину. Из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры. Глину применяют в медицине для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.