Татьяна Заярнюк
Проект «Загляни в семейный альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ…»
(средний дошкольный возраст)
Автор проекта : Заярнюк Т. В., воспитатель
Нет ничего семьи дороже.
Она всегда во всем поможет,
Поддержит в целях и делах,
На практике и на словах.
Нет ничего ценнее в мире
Совместных выездов на дачу.
Семья на свете много значит!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Проект „Загляни в семейный альбом“» размещена в разделах
И детям, и взрослым нужна дружная, крепкая, любящая семья. Насколько много любви, понимания, добра получит ребенок в такой семье, настолько он вырастет счастливым и внутренне богатым. Именно такую семью он захочет создать в будущем и для себя. Семья – источник любви, уважения, привязанности, солидарности между членами семьи, то, на чем строится любое цивилизованное общество, то, без чего не может существовать ни один человек.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В детстве семья – это особый мир из самых близких и дорогих для ребенка людей. Мама и папа – вот что такое семья для каждого ребенка. Есть еще бабушки, дедушки, дяди и тети, они – тоже семья. Хорошо, когда все они общаются, дружат между собой, вместе проводят выходные, отмечают праздники. В семье ребенок растет и получает основы знаний об окружающем мире. Семья является фактором интеллектуального, духовного развития, эмоционального благополучия ребенка. Вне семьи для детей таким источником благополучия является детский сад, та группа, в которую входит ребенок. Это тоже своего рода семья, с ее правилами, законами и традициями, где мамой для детей является воспитатель, который и пожалеет, и приголубит, и сказку расскажет, и песенку споет. Семья – это необходимая среда, основной фактор для формирования личности ребенка. Чтобы это развитие благополучно осуществлялось, необходимо уделять внимание ребенку, проводить с ним больше времени, что особенно важно в наше «компьютерное время», когда маму и папу ребенку заменяют сотовые телефоны, планшеты и компьютерные игры.
ПРОБЛЕМА
Дети очень мало знают о своей семье (имена родителей, профессия, место работы и т. д., своих предках, семейных традициях.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование представлений о значении семьи в жизни людей, о семейных традициях.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Продолжать закреплять знания детей о семье, познакомить с понятием «семейные традиции», формировать представления о ценности семьи для каждого её члена, умение проявлять заботу к самым близким и родным людям, расширять знания о традициях семьи.
2. Развивать коммуникативные навыки детей, творческие способности, активность к познанию традиций своей семьи, истории её создания.
3. Воспитывать у детей любовь, уважение к членам семьи, заботу о близких.
4. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной деятельности.
5. Повысить результативность воспитательно – образовательного процесса.
ТИП ПРОЕКТА : информационно-исследовательский.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ноябрь2018г. – январь2019г.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: дети 4-5 лет.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатель средней группы, дети 4-5 лет, родители.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ
Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). В этом возрасте у детей активно развиваются различные психические процессы: память, мышление, восприятие. Важной особенностью становится то, что они являются более осознанными, произвольными. Типом мышления для ребенка сейчас является наглядно – образное. Это значит, что действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Значительно увеличивается объем памяти. Ребенок уже способен запомнить стихотворение, выполнить поручение взрослого. Повышается устойчивость внимания, дошкольники могут в течение непродолжительного времени (примерно15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая эти возрастные особенности детей 4-5 лет мы (воспитатели) можем создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития детей. Игровая деятельность по-прежнему остается основной для детей в средней группе, однако она существенно усложняется по сравнению с играми в раннем возрасте. Возрастает число детей, участвующих в игре, появляются тематические ролевые игры. В группе появляются первые лидеры, начинает возникать конкуренция. Большую роль в этом возрасте для детей играют родители. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дети испытывают особую потребность в общении, поощрении, обижаются на замечания и на то, что их старания остаются незамеченными. Иногда взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4-5 лет. В этом возрасте происходит значительное развитие эмоциональной сферы, ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать, становится чувствительным, ранимым, у него закладываются нравственные качества, развиваются доброта, вежливость, отзывчивость, ответственность. В среднем дошкольном возрасте ребенок впитывает все как губка, родители должны быть внимательны к многочисленным вопросам детей. Ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем их мире и своем месте в нем. Семья играет важную роль в становлении личности ребенка, а отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Содержание деятельности по реализации проекта :
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
организационный этап Изучение проблемы, определение цели, задач. Поиск решения задач проекта. ноябрь, 2018 г.
этап апробации Работа с детьми
Практическая деятельность по реализации цели проекта, планирование совместной деятельности. Создание условий для формирования знаний о семье, ее членах, традициях семьи. декабрь, 2018 г.
Работа с родителями
Теоретическая осведомленность родителей по теме проекта, сбор информации. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по теме проекта. ноябрь, 2018 г.
заключительный этап Презентация данного проекта как итог его завершения, создание альбома «Загляните в семейный альбом…» Апробация опыта среди коллег, родителей группы. январь, 2019 г.
Размещение информации и фотографий на сайде ДОУ. Апробация опыта среди общественности на сайте МДОАУ д/с «Солнышко» январь, 2019 г.
Проект составлен на основе работы с семьями воспитанников, бесед с детьми, наблюдений среди детей и родителей.
Перспективный план работы с детьми
по проекту «Загляните в семейный альбом…»
Практический этап направлен на формирование у детей специфических знаний, умений, навыков. Воспитание у них любви, уважения к членам семьи, заботы о близких, знание и соблюдении традиций семьи.
Тематическое планирование
Месяц
№ ОД
Тема
НОЯБРЬ,
ДЕКАБРЬ 1 Беседы:
«Что такое семья?»
«Что такое традиции?»
«Традиции моей семьи»
1. «Выходной день в моей семье»
2. «Мой дом – моя крепость»
3. «Профессии моих родители» (с использованием дидактических карточек)
4. «Как мы отдыхаем»
5. «Как я помогаю родителям»
2 Пальчиковые игры:
«Дружная семья»
«Испечем мы пирожки»
«Компот»
3 Сюжетно-ролевые игры:
«Дом»
«Магазин одежды»
«Как мы суп варили»
«Дочки-матери»
«Больница»
«День рождения»
4 Дидактические игры:
«Мой дом»
«Как тебя зовут?»
«Мой адрес»
«Мамины помощники»
«Моя дружная семья»
«Расскажи по картинке»
«Собери картинку»
5 Художественное творчество:
«Любимой мамочки портрет» (подарок ко Дню матери)
«Всех я мам благодарю» (поздравление сотрудников д/сада)
«Мама-солнышко моё…» (рисунки для мам на свободную и заданную тему)
«Как я папе помогал и картошку с ним копал…» (лепка на тему «Как я дома помогаю»)
6 Чтение художественных произведений.
1. Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди»,
2. С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
3. Е. Пермяк «Мамина работа»
4. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
5. В. Белов «Мамина дочка»
6. Л. Толстой «Старый дед и внучек».
7 Выводы по проектной деятельности.
Рассматривание созданного фотоальбома.
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
Месяц Вид взаимодействия Тема
НОЯБРЬ,
ДЕКАБРЬ
Родительское собрание «Традиции семьи» (беседа по подготовке к проекту)
Консультация «Традиции семьи» (консультация, сбор информации по проекту)
Индивидуальные консультации
«Традиции семьи» (подборка необходимых фотоснимков по проекту)
Беседа «Загляните в семейный альбом.»
Фотоальбом – как результат реализации проекта по проекту «Загляните в семейный альбом.»
Формы подведения итогов реализации проекта :
беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры и упражнения;
составление рассказов, пересказы;
чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки;
сюжетно-ролевые игры;
общеразвивающие упражнения;
художественное творчество (рисование, лепка) по теме проекта;
разучивание, прослушивание песен о маме, бабушке, семье;
разучивание стихотворений по теме проекта;
индивидуальные консультации и беседы для родителей дошкольников, родительское собрание с презентацией опыта.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Ребенок активно работает в процессе творческой, образовательной, свободной деятельности;
Проявляет заботу о родных людях;
Знает, пытается соблюдать традиции своей семьи;
Активно вступает в диалог, рассказывает о своей семье, традициях семьи;
Осознанно отвечает на поставленные вопросы, старается правильно выразить свои мысли;
Формирование правильного поведения, адекватной самооценки;
Формирование навыков коммуникативного общения в процессе проектной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : - М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
5. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет».
6. https://irinazaytseva.ru/stixi-pro-semyu.html