Елена Мустафина
Проект «Юные исследователи» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для подготовительной группы.
Тема проекта : «Юные исследователи».
Тип: познавательно-поисково-исследовательский.
Вид: долгосрочный, совместный.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Возраст участников проекта : старший, 5-7 лет.
Форма работы: групповая, фронтальная.
1. Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Юные исследователи“ для подготовительной группы» размещена в разделах
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. Е. Тимирязев.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта : расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью, как доказательством; обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); развивать наблюдательность; воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; воспитывать такие качества, как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
3. Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий: создание центра экспериментально-поисковой деятельности; организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности; создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: совместная деятельность воспитателя с ребенком;
самостоятельная деятельность детей (опыты, эксперименты, фронтальные занятия; КВН, развлечения. наблюдения в природе; рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; беседы по теме эксперимента; целевая прогулка).
Структура проведения игры– экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка гипотезы (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства, подведение итогов, вывод, фиксация результатов, вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так); ситуация выбора.
Этапы и механизм реализации проекта.
I этап – подготовительный (организационный). Изучить и проанализировать методическую литературу по теме, составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта, подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности (сентябрь).
II этап – внедренческий. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности, привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей (октябрь-май).
III этап – итоговый (обобщающий). Определить эффективность проведённой работы, провести анализ полученных результатов (май).
Перспективный план работы с детьми
Октябрь «Воздух - невидимка»
Беседа: «Невидимка-воздух».
Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Дидактическая игра «Свойства воздуха».
Ноябрь «Вода-волшебница»
Беседа: «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».
Трудовое поручение «Мытье игрушек».
Просмотр презентации «Чудо водичка».
Декабрь «Снег - снежок»
Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».
Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
Беседа «Защитные свойства снега».
Рассмотреть снежинку в лупу.
Прогулка «Следы на снегу».
Изготовление елочных украшений.
Работа в экологическом дневнике.
Январь «Я - человек»
Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм» Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».
Работа в экологическом дневнике.
Февраль «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»
Беседа: «Волшебные» свойства магнита.
Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».
Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).
Март «Чудеса растений»
Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок».
Беседа «Уход за растениями».
Создание «Огород на окне».
Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).
Апрель «Земля наш общий дом»
Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».
Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»
Досуг, посвященный Всемирному Дню Земли.
Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).
Май «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет?», «Значение света в жизни человека?». Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».
Наблюдение за солнцем.
Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основное оборудование и материалы: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Клеенчатые передники, полотенца.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
6. Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.