Лариса Балюева
Проект «Это я, это я, это вся моя семья!» во второй ранней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Это я, это я, это вся моя семья!».
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
Возрастная группа: вторая ранняя группа (от года до двух лет).
Участники проекта:
- дети, родители воспитанников, Балюева Л. Ю. - воспитатель первой квалификационной категории.
Место реализации: МБДОУ детский сад № 11 "Берёзка".
Срок реализации проекта: 3 месяца (с сентября по декабрь).
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
Публикация «Проект „Это я, это я, это вся моя семья!“ во второй ранней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
Форма проведения: групповая.
Актуальность:
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.
В раннем возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье.
Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема:
• Формировать осознанное представление о необходимости, что заботиться о своей семье нужно с самого раннего возраста.
• Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
• Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.
Гипотеза:
Если воспитывать у детей раннего возраста потребность к познанию окружающей действительности через общение, то происходит совершенствование таких личностных качеств ребёнка, как уверенность в себе и положительного отношения к людям.
Цель проекта:
Социально-нравственное развитие детей в процессе воспитания любви к близким и познания самого себя:
• формирование у детей первоначальных представлений о себе и семье;
• способствовать социальному развитию детей раннего возраста, через эмоциональное развитие личностных качеств, формирование представлений о нравственном поведении во взаимоотношениях взрослых и детей;
• воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта:
• познакомить детей с понятиями «семья», «имя», вызвать интерес к собственному имени, учить детей называть членов семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, представителям старшего поколения – дедушкам и бабушкам, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
• обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях;
• воспитывать у детей любовь, уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
• вызвать положительные эмоции в беседе о семье, интерес к своим близким, самому себе, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность, внушать детям чувство гордости за свою семью;
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Повысить педагогический уровень родителей.
Объект проекта:
- ребёнок;
- семья;
- детский сад.
Участники проекта: дети второй ранней группы, родители, воспитатели – Балюева Л. Ю., Гордеева Л. Л.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети узнают о членах своей семьи, учатся проявлять уважение и заботу о них;
- дети организуют сюжетно-отобразительные игры на основе имеющихся знаний о семье;
- у детей появились доброжелательные чувства - любовь к родителям, симпатия к сверстникам, привязанность к воспитателю;
- дети соблюдают элементарные правила поведения: не капризничать, не кричать, проявлять заботу о близких, не мешать игре сверстников, участвовать в совместной игре;
- дети научились пользоваться ласковыми и вежливыми словами: мамочка, бабуля, спасибо, пожалуйста и др.
План реализации проекта:
I этап - организационно-подготовительный:
• Определение цели и задач.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Составление плана реализации проекта, подбор методической литературы.
• Изучение современных форм и методов работы с семьей.
• При поступлении ребенка в группу – индивидуальная работа с родителями; создание семейного альбома «Наши семьи», альбома группы «Детский сад – моя большая семья» – сентябрь, октябрь.
• Подбор информационного и наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, беседам по теме (сказок, рассказов, стихотворений, потешек, иллюстраций, атрибутов, игрушек и т. д.).
• Подготовка консультаций и папки-передвижки для родителей «Роль семьи в воспитании ребёнка». Составление памяток для родителей: «Родительские заповеди», «Создание благоприятной семейной атмосферы».
• Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.
• Подготовка тематических бесед для родителей:
- «Психологические особенности детей 1-2 лет»;
- «Первые дни в детском саду»;
- «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»;
- «Отец – как воспитатель»;
- «Роль семьи в воспитании ребёнка».
II этап – основной:
а.) Образовательный этап:
- Мероприятия с детьми:
1. Чтение художественной литературы:
«Мама» — Д. Грабе;
«Бабушкины руки» — Л. Квитко;
«Я сама» — И. Муравейко;
«Солнышко» — Е. Благинина
2. Игровая деятельность дидактические игры и упражнения:
Дидактические игры: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Кому что подарить?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела».
Образовательные игровые ситуации:
«Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница».
Настольные игры: «Большие и маленькие», «Собери семью», «Чей малыш?», «Чья мама?»
- Темы для общения (совместной деятельности взрослого и ребёнка):
1. «Давайте познакомимся!»
- Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей.
2. «Это я!»
- Узнавание себя и других на фотографии, рассказ воспитателя о каждом из детей ласковым, доброжелательным тоном. Отметить все положительные качества и достоинства. Формировать уважение к товарищу, воспитывать чувство гордости за себя, за друга. Формировать умение выражать свои впечатления от увиденного.
3. «Мы так похожи, и не похожи».
- Рассматривание фотографий детей. Рассказ воспитателя о внешнем виде детей: цвете волос, глаз, росте и т. д. Что общего, и какие различия во внешности детей. Определение настроения по выражению лица, если настроение хорошее - лицо веселое, если настроение плохое - лицо грустное, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты – настроение хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова и др.
4. «Мои мама и папа».
- Рассматривание фотографий родителей. Как зовут родителей.
- Игра с пальчиками «Это вся моя семья».
5. «У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть».
- Рассматривание фотографий.
- Беседа-разговор о младших и старших братьях и сестрах, об отношении к ним.
- Беседа-разговор о новорожденных, грудных.
- Прослушивание песни: «У меня сестрёнки нет».
6. «Мои дедушки и бабушки».
- Рассматривание фотографий.
- Беседа-разговор: как зовут, как любишь их, как обращаешься к ним.
- Встреча гостей – чьей-либо бабушки.
- Пляска под плясовую мелодию с гостей - бабушкой.
7. «Моя семья».
- Рассматривание фотографий, внешнее сходство взрослых и детей, как кого зовут. Беседа-разговор о семье.
8. «Я не плакса, не капризка».
- Рассматривание фотографий. Обратить внимание на эмоциональное состояние по выражению лица. Убеждать детей в том, что спокойный приветливый ребенок всем приятен.
9. «Зачем нужна улыбка».
- Рассматривание фотографий.
- Улыбнись солнышку.
- Споем песенку (вместе со взрослым) «Утром с солнышком встаю».
10. «У нас новенький (-ая)».
- Познакомить с детьми, спеть потешку «Кто у нас хорошенький».
- Показать новому ребенку фотовыставку, назвать себя.
- С симпатией сказать о внешности ребенка, его доброте.
- Дать игрушку, обнять, усадить.
- Предложить показать группу.
11. «Какой я?».
- Предложить посмотреть на себя в зеркало. Показать на себе глазки, нос, рот, язык и т. д.
- Предложить улыбнуться себе в зеркало.
12. «Это я, это я, это вся моя семья!»
- Моя семья. Наш детский сад. Мы - дружные ребята.
Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи, выполняют обязательные правила: все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Желают доброго утра и спокойной ночи, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу и др. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире, но близких и дальних родственников (тети, дяди, дедушки, бабушки) могут жить в других домах и даже городах.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Итоговое развлечение на тему «Я и моя семья».
б.) Пополнение развивающей предметно-пространственной среды:
- изготовление дидактических пособий, инвентаря, реквизита в уголок уединения;
- изготовление дидактических пособий в речевой центр;
- книжек-малышек в мини-музей «Книжки малышки по стихам А. Л. Барто»;
- изготовление дидактических игр для раннего возраста своими руками;
- организация выставки детских фотографий «Посмотрите, какие мы» - ноябрь;
- установка зеркала в уголок уединения, магнитофона или плейера, аудиотека с классической и детской музыкой, музыкой для релаксации, звуками природы, колыбельными;
- создание фотоальбомов «Наши семьи», «Детский сад – моя большая семья».
III этап – заключительный:
• Презентация проекта «Это я, это я, это вся моя семья!».
• Анализ результатов проектной деятельности.