Татьяна Алекберова
Проект «Этих дней не смолкнет слава»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : образовательный, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь 2024- апрель-май 2025 года).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, персонал ДОУ, родители, социальные партнеры).
Образовательное направление: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.
Актуальность.
Темочки:
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны с дошкольного детства закладывать основы нравственности, воспитывать детей на опыте старшего поколения, в доступной форме излагать ценности мирного сосуществования.
К сожалению, время не щадит наших ветеранов, с годами их становится всё меньше, тех, которые пережили то лютое время, на себе испытали горести военных лет. Тем значимее их живая память о тяжелом для всей страны времени. Что может быть ценнее опыта, знаний, воспоминаний о лихих сороковых годах, чтобы знали какова цена победы в мае 1945 года, какова цена нашей мирной жизни.
Особо актуальным вопрос о привитии нравственных качеств детям дошкольного возраста встал сейчас, когда наши отцы, братья, мужья защищают Родину на СВО–идет война, где гибнут и страдают наши защитники, а также неповинные: дети, старики, женщины. Реальность происходящего в наши дни заставляет ещё больше задуматься о том, что мир так хрупок, надо беречь его, ведь нет ничего дороже мирного неба, счастливых семей и радостной улыбки ребенка.
Память поколений есть в фильмах о войне, в книгах, в стихах, в песнях военных лет, в письмах с фронта, которые хранятся в музеях, в фотографиях героев, в памятниках защитникам Отечества. До сих пор ведутся поиски без вести пропавших на дорогах войны, следопыты ведут раскопки на местах боев.
Но живое слово, родной голос, воспоминание и обращение деда, прадеда, прошедшего войну, бабушки, работавшей в тылу с одной мыслью «всё для фронта, все для победы», в теперь и участников СВО - особо ценно для нас. Это будет реликвией в каждой семье. Родятся дети, внуки, правнуки, которые только по фотографиям будут знать своих предков. А живое обращение с экрана, или аудиозапись позволят воочию увидеть родных, услышать голос и осуществится связь поколений. Ведь смысл связи поколений – помнить, знать, чтить память отцов и дедов, а главное сохранить, беречь мир, завоёванный для нас такими жертвами и лишениями.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её ценностям начинается с раннего возраста. Многие события, факты истории Отечества не осознаются дошкольниками в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через своё детское мышление, восприятие, обогащенное с помощью взрослых на примере как старшего поколения – дедушек, бабушек, так теперь и очевидцев, участников СВО, дошкольники получат ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, гордость за своих прадедов. Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, станет сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению её могущества и непоколебимости. Начиная знакомство с семейными ценностями, памятью поколений, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
Нормативные документы.
Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в дошкольных учреждениях патриотическое воспитание становится актуальным.
Главная концепция патриотического воспитания в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования: как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны; воспитывать уважение к родному дому, семье; формировать чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» подчеркивается роль дошкольного образования в формировании общей культуры, развитие интеллектуальных, личностных и нравственных качеств.
Согласно «Национальной доктрине образования Российской Федерации» : «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
Ставя для себя цели в реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию руководствуемся «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Именно в ДОУ педагог имеет возможность раскрыть детям дух патриотизма позволяющего обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России.
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации
2. Национальная доктрина Российской Федерации.
3. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО).
Цель
Создание условий для воспитания патриотических чувств дошкольников, формирования нравственных ценностей.
Задачи
1. Знакомство с символами государства и Республики Бурятия.
2. Закрепить интерес к изучению родного края, дать понятия о памятниках воинам ВОВ, расположенным в г. Улан-Удэ.
3. Развивать трудовые навыки, знакомить с военными профессиями.
4. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях.
5. Учить заботливому отношению к памяти родных и близких, к старшему поколению, прививать начала духовно-нравственного воспитания, чувство любви к Отечеству, уважения к его символике.
Продукт проекта
Создание банка аудио и видео материалов с воспоминаниями ветеранов, видео-обращение к потомкам, заложить «Видео-капсулу времени» от ветеранов для потомков, для осуществления связи поколений, создание книги памяти о ветеранах ВОВ, родственниках детей-воспитанников, персонала ДОУ.
План работы над проектом.
А). С детьми:
1. Беседы о войне, о фронтовиках, о родах войск, о военных профессиях, о памятниках павшим в годы войны в городе Улан-Удэ с рассматриванием фотографий, иллюстраций, буклетов.
2. Экскурсии:
- в детскую библиотеку пос. Загорск на тематическую выставку, посвященную ВОВ,
- в музей ветеранов войны и труда в совете ветеранов авиационного завода,
- в музей центра дополнительного образования «Эдельвейс».
3. Просмотр фильмотеки на патриотическую тематику.
4. Чтение книг и публикаций на военную тему.
5. Сбор материалов, экспонатов для музея- диорамы «Пришел солдат с фронта».
6. Спортивная подготовка к военно-патриотической игре «Зарница».
7. Провести поисковую, исследовательскую работу по теме: в каких родах войск служили участники войны.
8. Изготовление памятных сувениров для участников ВОВ, ветеранов тыла, их родственников (танкистам - танк, артиллеристам - пушку, и т. д. по инициативе детей из каких материалов изготовить подарки: соленое тесто, аппликация, конструирование из бумаги, плетение, вышивание, оригами и т. д.).
9. Возложение цветов к памятнику «Защитники Отечества» в парке им. Жанаева пос. Загорск.
10. Участие в выставке рисунков к юбилею Победы: «Миру-мир».
11. Посещение картинной галереи «Памяти павших, будьте достойны».
12. Конкурс на лучший плакат к празднику Победы.
13. Участие в акции «Красная звезда».
14. Проведение праздничного тематического мероприятия «9 Мая – День Победы» с детьми старших и подготовительных групп. Участие в «Параде Победы» на территории ДОУ.
15. Участие в флешмобе между всеми дошкольными учреждениями поселка.
16. Организация акции совместно с Советом ветеранов авиационного завода «Фронтовая весна».
Б). С родителями, сотрудниками ДОУ:
1. Провести анкетирование среди родителей (Приложение №1).
2. Провести видео-опрос с сотрудниками ДОУ по тем же вопросам, создать видеофильм «Никто не забыт, ничто не забыто».
3. Создать «Галерею памяти» из фотографий участников ВОВ, тружеников тыла. C фотографией ребенка (внука, внучки).
4. Оборудовать картинную галерею «Памяти павших, будьте достойны».
5. Провести исследование, в каких родах войск служили участники войны.
6. Изготовить памятные сувениры, памятные письма-треугольники с текстом песни «День победы».
7. К 80-летию победы в ВОВ открыть музей-диораму «Пришел солдат с фронта», организовать почетную вахту памяти.
8. Принять участие в проведении военно-патриотической игры «Зарница» среди ДОО города.
9. Организовать встречу с ветеранами, участниками СВО.
10. Принять участие в Параде Победы на Площади Советов 9 мая года.
11. Разработать и провести акцию «Красная звезда» - на кабинках детей в детском саду разместить красные звезды там, с чьей семье есть участники ВОВ, участники тыла с ФИО участника, также на кабинетах персонала поместить «Красную звезду» в память о героях-участниках боевого и трудового фронта в годы Великой Отечественной войны, участники СВО.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Художественная литература, фотографии.
• Аудио- и видеоматериалы, фильмотека по теме.
• Специальная методическая литература.
• Наличие компьютерной оргтехники, мультимедиа, проекторов.
• Интернет-ресурсы.
• Наличие «Музея Победы» в ДОУ.
• Кадровые ресурсы: педагоги, старшие воспитатели, сотрудники ДОУ.
Ожидаемый результат:
• Оформление выставки рисунков к юбилею Победы: «Миру-мир».
• Создание музея – диорамы «Пришел солдат с фронта».
• Открытие «Галереи памяти» из фотографий участников ВОВ, тружеников тыла (фото участника войны или тыла с фото ребенка, участника СВО.
• Проведение акции «Красная звезда».
• Участие в военно-патриотической игре «Зарница».
• Изготовление поделок в подарок ветеранам.
• Изготовление поделок и отправка посылки для участников СВО
• Участие в республиканском Фестивале лучших музейных практик среди ДОУ «Памяти павших будем верны».
Измеряемый результат
• Дети старших и подготовительных групп знают о членах своей семьи – ветеранах войны и труда.
• Знакомы с военными специальностями взрослых, профессиями тыла членов семьи.
• Знают памятники воинам в г. Улан-Удэ.
Роль родителей в реализации проекта
• Помощь в организации выезда на экскурсии.
• Помощь в сборе материала, экспонатов для музея.
• Помощь в создании видеофильма «Никто не забыт, ничто не забыто».
• Помощь в сборе экспонатов музея-диорамы «Хроники военных лет», посвященном 80-летию Победы.
Педагогические принципы:
- природосообразность,
- доступность,
- научность,
- системность,
- преемственность,
- культурообразность,
- регионализация,
- стимулирование детской деятельности
Методы работы с детьми:
Беседы.
Рассматривание.
Чтение.
Экскурсии.
Наблюдение.
Заучивание стихов.
Викторина на знание военной тематики.
Образовательная деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность.
Игровая деятельность.
Двигательная, спортивная деятельность.
Музейная педагогика.
Методы работы с родителями:
- анкетирование,
- проведение тематических собраний.
- исследовательская деятельность (сбор данных о родственниках- участниках боевых действий, трудового фронта во время ВОВ).
- создание банка данных о ветеранах.
- участие пап в спортивно-патриотической игре «Зарничка-2025 года».
- подготовка детей к конкурсу детско-родительских проектов «Эхо войны в моей семье», уроку нравственности и патриотизма «Помним, чтим, гордимся».
- помощь в сборе материалов и экспонатов для музея.
- применение ИКТ технологий в создании фильма, презентаций.
Методы работы с социальными партнерами:
- организация спортивно-патриотической игры «Зарничка» с Администрацией Железнодорожного района г. Улан-Удэ.
- организация подготовки детей к строевой подготовке с профессиональным военным специалистом воинской части.
- посещение тематической экспозиция в Национальном музее Республики Бурятия.
- интерактивная беседа в детской библиотеке пос. Загорск.
- экскурсия в музей Совета ветеранов авиационного завода.
- выезд в танковую часть пос. Сосновый Бор г. Улан-Удэ для знакомства с военной техникой.
- организация и проведение Республиканского фестиваля лучших музейных практик «Помним, чтим, гордимся» по патриотическому воспитанию совместно с Центром дополнительного образования «Городской центр детско-юношеского туризма» г. Улан-Удэ
- участие во всероссийских мероприятиях Музея Победы на Поклонной горе, как партнера музея ДОУ.
План осуществления проекта.
Образовательные направления: Познавательно-речевое развитие.
Цель: Знакомство детей с историей своей семьи, историческим прошлым нашей страны.
Задачи:
1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, её защитниках, подвигах, участников СВО.
2. Развивать познавательный интерес к семейным ценностям, традициям.
3. Расширять словарный запас.
4. Воспитывать патриотические чувства, нравственную культуру, историческую память, уважение к старшему поколению.
Вид деятельности:
• Беседы о войне, о фронтовиках, о родах войск, о памятниках павшим в годы войны в городе Улан-Удэ с рассматриванием фотографий, иллюстраций, буклетов. Проведение тематических занятий.
• Дидактические игры «Военная техника», «Кому что нужно?» (на знание военной символики и принадлежности к родам войск, «Виды транспорта: наземный, воздушный, водный, космический».
• Сюжетно-ролевые игры «Новобранцы», «Военно-полевая почта», «Взятие штаба».
• Совместные экскурсии в библиотеку, музеи, центр допризывной подготовки.
• Военно-спортивная игра «Зарница».
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: учить детей составлять рассказы о своих родственниках: участниках боевого или трудового фронта, участниках СВО.
Задачи:
1. Закреплять умение слушать педагога.
2. Помочь детям вызвать желание поделиться своими мыслями о войне, героях, подвиге советского народа.
3. Развивать диалогическую речь.
4. Воспитывать чувство гордости за свою семью, за родной край, за Родину – Россию.
Вид деятельности:
• Творческие рассказы детей по теме: «Мой дедушка-ветеран ВОВ».
• Беседы «Герои военных лет» по картинам и иллюстрациям.
• Словесное экспериментирование «Доскажи слово» (Стреляют из пушек ….артиллеристы, и т. д.).
• Участие в викторине «Мы войну не видели, но знаем …», посвященной 80-летию Победы.
• Квест-игра «Один день в армии».
Чтение художественной литературы.
Цель: развивать память, знакомить с профессиями времен ВОВ, СВО, Воспитывать любовь к Родине. Расширять словарь детей.
Вид деятельности:
• Рассказы, сказки, стихи, поэмы.
• Чтение на военно-патриотическую тему: З. Александрова «Дозор», С. Жаров «Пограничник», С Алексеев "Они защищали Москву", Л. Кассиль "Твои защитники", С. Михалков "День Победы",
• Рассматривание коллекций открыток, фотографий, буклетов, картин, сюжетных и предметных картинок для составления рассказов.
Художественно-эстетическое направление:
Цель: Учить детей изображать предметы и явления, создавать сюжетные композиции на военную тематику.
Задачи:
• Развивать художественный вкус, практические навыки.
• Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.
• Воспитывать интерес к творчеству.
Вид деятельности:
• Продуктивная деятельность: Изготовление памятных сувениров для участников ВОВ, СВО, ветеранов тыла, их родственников (танкистам - танк, артиллеристам - пушку, и т. д. По инициативе детей из каких материалов изготовить подарки: соленое тесто, аппликация, конструирование из бумаги, плетение, вышивание, оригами – изготовление «писем-конвертов»).
• Рисование к выставке к юбилею Победы: «Миру-мир».
• Рисование по шаблону – военная техника.
• Создание макета «Военная база».
• Слушание музыкальных инструментов, военного оркестра, военных маршей.
• Заучивание песен о войне, танцев.
• Подготовка концертных номеров для празднования Дня Победы.
• Музыкально-дидактические игры: «Угадай, какой инструмент звучит, как залп, как канонада, гул самолета, шум волны».
Физическое развитие.
Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать фантазию, четкость, быстроту реакции в различных ситуациях. Учить принимать самостоятельные решения.
Задачи:
• Развивать общую моторику. Закреплять практические навыки в развитии меткости, ловкости и равновесия, умение ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать волевые качества, дисциплинированность, ответственность, умение действовать сообща.
• Воспитывать интерес к профессии военного, создавать условия для эмоционального раскрепощения детей.
Вид деятельности:
• Подвижные игры: «Смени флажок», «Попади в цель»
• Игра-эстафета «Полоса препятствий»
• Динамическая пауза «Военный парад»
• Участие в городской военно-патриотической игре «Зарничка».
Продукт проекта
1. Создание фильма видео-обращения к потомкам «Видео-капсула времени» - тема «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Музей-диорама «Хроники военных лет».
3. Участие в праздничных мероприятиях, организованных Всероссийским Музеем Победы на поклонной горе г. Москва.
Перспектива развития проекта :
1. Поисковая работа «Герои нашего поселка» - собрать материал об участниках военных действий, с честь которых названы улицы поселка Загорск, Восточный.
2. Поисковая работа «Герои нашего города, республики» - собрать материал об участниках военных действий, с честь которых названы улицы города Улан-Удэ, Республики Бурятия.
3. Создание памятной доски участника СВО, погибшего при исполнении служебного долга.