Ирина Гобеева
Проект «Эта удивительная Арктика»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Эта удивительная Арктика»
1. Общие сведения о проекте
Познавательный проект «Эта удивительная Арктика» является одной их форм организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов и родителей.
По типу - проект познавательно-исследовательский, так как направлен на исследование климатической зоны Арктики, особенностей живой и неживой природы.
Публикация «Проект „Эта удивительная Арктика“» размещена в разделах
По срокам реализации - проект краткосрочный, предположительно рассчитан на две недели.
Актуальность проекта
В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родной стране. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Чтобы это сделать, взрослый, прежде всего сам должен знать природные особенности нашей планеты. Расширение кругозора детей - одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать чувства сострадания и бережного отношения к природе. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Актуальность подтверждается еще и большим интересом детей к явлениям живой и неживой природы, потребностью к ее познанию.
Новизна проекта заключается в том, что мы решили не только доступно рассказать о природных особенностях Арктического региона, но и познакомить ребят с историей достижения Северного полюса атомным ледоколом «Арктика», капитаном которого был наш знаменитый земляк Юрий Кучиев.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель проекта - познакомить детей с Арктикой, природными особенностями, ее освоением.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
Обучающие: формировать у детей представления об Арктике как климатической зоне, о её растительном и животном мире, о климатических условиях и природных явлениях, характерных для Арктики. Познакомить детей с животными, занесенными в «Красную книгу».
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, развивать речь и обогащать словарь детей новыми словами и понятиями (полярная экспедиция, полярники, айсберг, северное сияние); приобретать детьми опыт исследовательской деятельности формировать умение реализовывать интересы.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую Родину, любовь к природе, желание оберегать её и охранять.
Формы организации совместной деятельности с детьми: познавательные занятия и беседы; дидактические, подвижные, игры - эксперименты, сюжетно - ролевые игры; чтение художественной литературы; просмотр презентаций и мультфильмов; продуктивная деятельность (конструирование, изготовление макета, лепбука, оформление «Красной книги», рисование, лепка).
II. Этапы проекта :
1 этап: организационный (мотивация детей, постановка цели, планирование деятельности)
Как была определена тема проекта?
В ходе реализации тематической недели «Моя страна» (первая неделя ноября) рассматривали новую географическую карту России. В беседе с детьми о большой протяженности границ запада на восток и с севера на юг, об условном цветовом обозначении территорий, Дамир спросил, а можно ли переплыть Северный ледовитый океан? Предложила вместе найти ответ на этот вопрос. Это и послужило поводом для определения темы будущего проекта. Все детские вопросы, предложения были оформлены в таблицу «Модель трёх вопросов».
Что мы знаем об Арктике? Что хотим узнать? Где мы это можем узнать?
Кто нам в этом может помочь и как?
Арктика находится на Севере, там, всегда лежит снег и очень холодно.
Это далеко от города, где мы живем?
Спросить у педагогов, родителей, попросить взрослых прочитать книги, посмотреть на карте, глобусе.
Провести эксперименты со льдом и снегом.
Сделать макет природной зоны.
Белый медведь живет в Арктике, там очень холодно.
Кто кроме белых медведей живет в Арктике? Чем питаются животные?
Почему не замерзают?
Живут ли там пингвины и другие птицы?
В Арктике много животных? Есть редкие? Просмотреть видеофильмы, поискать информацию в библиотеке, в сети Интернет.
Найти информацию в Красной книге России.
Оформить Красную книгу Севера.
В Арктике есть ледовитый океан. Можно переплыть Ледовитый океан?
Как можно попасть в Арктику?
Какие бывают ледоколы? Для чего они нужны?
Кто был капитаном ледокола? Посмотреть фильм по Арктику.
Спросить у педагогов, родителей, попросить взрослых прочитать книги.
Совершить экскурсию к памятнику Ю. Кучиеву
Педагоги группы ознакомили родителей воспитанников с таблицей, обратили их внимание на то, что дети знают и что они хотят узнать. Воспитатели также напомнили родителям о значении сотрудничества и сплоченной работы дошкольного учреждения и семьи. Таким образом, педагогами группы совместно с детьми и родителями был составлен «маршрут» - план совместной деятельности.
Тематическое планирование видов деятельности по проекту
Виды деятельности Формы работы с детьми – продукт деятельности
Познавательно - исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» - «Экспедиция в Арктику» (ориентировка на карте, обозначение арктической зоны, определение местонахождения, прокладывание маршрута;
Продуктивная деятельность Конструирование из ЛЕГО – «Научная станция», «Плавающая платформа»;
Рисование с элементами аппликации «Белый медведь», «Северное сияние»; лепка – «Обитатели Арктики»;
Ручной труд – макет из бросового материала «
Экспериментальная деятельность Опыты с льдом «Как образуется айсберг», «Может ли айсберг растаять».
Опыты со снегом «Почему в снегу животным тепло?», «Как очистить «ледяную» воду»
Игровая деятельность
Режиссерская игра «Научные станции», подвижные игры: «Белые медведи», «Оленьи упряжки»,«Полярная сова и евражки».
.
Коммуникативная деятельность, художественная литература Чтение: сказки «Медведица и медвежонок», «Отчего у белого медведя нос черный», «Белые гуси», «Как птицы песца прогнали», «Песец и олень», «Малютка-лемминг»; стихи: «Северное сияние», «Карликовая березка», «Птенцы-молодцы», «Моржи», «Тюлень-рыболов», «Резьба по кости», разгадывание загадок.
Познавательные беседы: «Животные Арктики», «Растительный мир Арктики», «Птицы Арктики», «Полярные экспедиции».
Продукт - альбом
Работа с родителями Совместное составление маршрута недели, привлечение родителей к оформлению выставки рисунков и поделок, подготовке докладов об арктических животных, папка-передвижка «Что такое Арктика?», объявление благодарности активным родителям.
2 этап: практический. Проект реализовывался через разные виды деятельности (проведение познавательных занятий и бесед; поисковая, коммуникативная, продуктивная и изобразительная деятельность, чтение художественных произведений, просмотр видео презентаций и мультфильмов).